Экология, 11

Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии для 11 класса составлена на основе федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной
образовательной программы среднего общего образования, учебного плана МАОУ «Белоевская
СОШ», примерной программы среднего общего образования по экологии //Примерные программы
по учебным предметам http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programmasrednego-obshhego-obrazovaniya/
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. Примерная программа экология. 10-11 классы / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М.
Константинов. - М. : Дрофа, 2017
2. Учебник Экология. Базовый уровень : 10-11 классы : учебник / Н.М. Чернова, В.М.
Галушин, И.А. Жигарев, В.М. Константинов ; под ред. Н.М. Чернова. – 9-е изд.,
стереотип. – М. : Просвещение, 2021
Цель программы.
Формирование у обучающихся системы экологических знаний, взглядов и убеждений,
обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека
в биосфере, а также развитие их экологического сознания и экологической ответственности.
Задачи программы.
- обеспечить сформированность представлений об экологической культуре как условии
достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, об
экологических связях в системе "человек -общество - природа";
- способствовать формированию экологического мировоззрения и поведения, активной
жизненной позиции по отношению к проблемам охраны окружающей среды;
- развивать способности оценки экологических ситуаций и прогнозирования в своей
практической деятельности последствий вмешательства в природную среду.
Место предмета в учебном плане.
В соответствии
с
Учебным планом рабочая
расчета 1 час в неделю в 11 классе.

программа

рассчитана на 34 часа из

2. Планируемые результаты Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию
себя:
– ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в
физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное,
ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому
здоровью;
– неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, готовность к служению Отечеству, его защите;

– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе
к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и
компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей,
умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к
сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости,
милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой
природе, художественной культуре:
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки,
готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией
о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность
в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей
жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам Рос-сии
и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние при-родной
и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки
разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред
экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
– эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного
быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе
подготовка к семейной жизни:
– ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни;
– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация
традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социальноэкономических отношений:
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жиз
ненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.

Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического
благополучия обучающихся:
–физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни
образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта,
информационной безопасности.
Метапредметные результаты
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизнен-ных
ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для
достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя
материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставлен-ной
цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и
фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных
связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого;
спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со
стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой
коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в
разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных
(устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы,
выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных
суждений.
Предметные
В результате изучения учебного предмета «Экология» на уровне среднего
общего образования:
Выпускник на базовом уровне научится:
–
использовать понятие «экологическая культура» для объяснения экологических связей в
системе «человек–общество–природа» и достижения устойчивого развития общества и природы;
–
определять разумные потребности человека при использовании продуктов и товаров отдельными людьми, сообществами;
–
анализировать влияние социально-экономических процессов на состояние природной среды;
–
анализировать маркировку товаров и продуктов питания, экологические сертификаты с
целью получения информации для обеспечения безопасности жизнедеятельности, энерго- и
ресурсосбережения;
–
анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов;
–
использовать местные, региональные и государственные экологические нормативные акты
и законы для реализации своих гражданских прав и выполнения обязанностей в интересах
сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
–
понимать взаимосвязь экологического и экономического вреда и оценивать последствия
физического, химического и биологического загрязнения окружающей среды;
–
анализировать различные ситуации с точки зрения наступления случая экологического
правонарушения;
–
оценивать опасность отходов для окружающей среды и предлагать способы сокращения и
утилизации отходов в конкретных ситуациях;
–
извлекать и анализировать информацию с сайтов геоинформационных систем и компьютерных программ экологического мониторинга для характеристики экологической обста- новки
конкретной территории;
–
выявлять причины, приводящие к возникновению локальных, региональных и глобальных
экологических проблем.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
анализировать и оценивать экологические последствия хозяйственной деятельности человека в разных сферах деятельности;
–
прогнозировать экологические последствия деятельности человека в конкретной экологической ситуации;
–
моделировать поля концентрации загрязняющих веществ производственных и бытовых
объектов;
–
разрабатывать меры, предотвращающие экологические правонарушения;
–
выполнять учебный проект, связанный с экологической безопасностью окружающей среды,
здоровьем и экологическим просвещением людей.
3.
Содержание учебного предмета «Экология»
Введение
Экология – комплекс наук о взаимоотношениях организмов с окружающей средой.
Взаимодействие энергии и материи в экосистеме. Эволюция развития экосистем. Естественные
и антропогенные экосистемы. Проблемы рационального использования экосистем.
Промышленные техносистемы. Биосфера и ноосфера.
Система «человек–общество–природа»
Социоэкосистема и ее особенности. Человек как биосоциальный вид. История и тенденции

взаимодействия общества и природы. Влияние глобализации на развитие природы и общества.
Глобальные экологические проблемы человечества. Концепция устойчивого развития.
Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров.
Продуктовая корзина. Продовольственная безопасность. Значение сохранения агроресурсов.
Экологические связи в системе «человек–общество–природа». Экологическая культура как
условие достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы.

Экологические последствия хозяйственной деятельности человека
Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая политика государства в
области природопользования и ресурсосбережения. Гражданские права и обязанности в области
ресурсо- и энергосбережения. Государственные и общественные экологические организации, и
движения России. Международное сотрудничество в сохранении окружающей среды.
Ответственность за экологические правонарушения. Влияние социально-экономических процессов
на состояние природной среды. Экологический менеджмент и система экологических
нормативов. Экологический контроль и экологический аудит. Экологическая сертификация,
маркировка товаров и продуктов питания. Экологические последствия в разных сферах
деятельности.
Загрязнение природной среды. Физическое, химическое и биологическое загрязнение
окружающей среды. Экологические последствия в конкретной экологической ситуации.
Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов.
Малоотходные и безотходные технологии и производственные системы.
Экологический мониторинг. Экологической мониторинг воздуха, воды, почвы, шумового
загрязнения, зеленых насаждений. Уровни экологического мониторинга. Стационарные и
мобильные станции экологического мониторинга. Поля концентрации загрязняющих веществ
производственных и бытовых объектов.
Ресурсосбережение
Экология природных ресурсов. Природные ресурсы. Закон ограниченности природных
ресурсов и экологические последствия его нарушения. Особо охраняемые природные
территории и рекреационные зоны.
Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. Рациональное
использование энергоресурсов. Энергосбережение и ресурсосберегающие технологии.
Культура использования энергии и ресурсосбережение в повседневной жизни. Тенденции и
перспективы развития энергетики.
Взаимоотношения человека с окружающей средой
Практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях. Применение
экологических знаний в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных
социальных ролей («Я – ученик», «Я – пассажир общественного транспорта», «Я –
покупатель», «Я – житель города, деревни, села…») с целью приобретения опыта
экологонаправленной деятельности.
Практикум по применению экологических знаний в разных сферах деятельности.
(политической, финансовой, научной и образовательной, искусства и творчества,
медицинской) с целью приобретения опыта экологонаправленной деятельности.
Экологическое проектирование
Принципы социального проектирования, этапы проектирования, социальный заказ.
Социальные проекты экологической направленности, связанные с экологической
безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической
культуры. Разработка проектов и проведение исследований для решения актуальных
(местных, региональных, глобальных) экологических проблем.

4.

№

Тематическое планирование учебного предмета «Экология»
11 класс (34ч в год, 1 ч в неделю)

Раздел /Тема

1
2
3
4
5

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24

Раздел I. Общая экология
(16 ч)
Организм и среда (5ч)
Введение. Потенциальные возможности размножения организмов
Общие законы зависимости организмов от факторов среды
Основные пути приспособления организмов к среде
Основные среды жизни. Пути воздействия организмов на среду обитания
Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы
жизни.
Сообщества и популяции
(5ч)
Типы взаимодействия организмов. Законы и следствия пищевых
отношений
Законы конкурентных отношений в природе
Популяция. Демографическая структура популяций
Рост численности и плотности популяций и её регуляция в природе
Биоценоз и его устойчивость
Экосистемы (6ч)
Законы организации экосистем. Законы биологической продуктивности
Агроценозы и агроэкосистемы
Саморазвитие экосистем -сукцессии
Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости
популяций, биоценозов и экосистем
Биосфера.
Экология как научная система природопользования.
Раздел II. Социальная экология (20 ч)
Экологические связи человека (7 ч)
Человек как биосоциальный вид
Особенности пищевых и информационных связей человека
Использование орудий и энергии
История развития экологических связей человечества. Древние
гоминиды
История развития экологических связей. Человек разумный
История развития экологических связей. Современность
История развития экологических связей. Будущее
Экологическая демография (4 ч)
Социально-экологические особенности демографии человечества

Кол-во
часов

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Рост численности человечества
Социально-географические особенности демографии человека
Демографические перспективы
Экологические проблемы и их решения (7ч)
Современные проблемы охраны природы
Современное состояние и охрана атмосферы
Рациональное использование и охрана водных ресурсов
Использование и охрана недр. Почвенные ресурсы, их использование и
охрана
Современное состояние и охрана растительности
Рациональное использование и охрана животных
От экологических кризисов и катастроф к устойчивому развитию.
Экология и здоровье

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы:
1.Примерная программа экология. 10-11 классы / Н.М. Чернова, В.М. Галушин, В.М.
Константинов. - М. : Дрофа, 2017
2.Учебник Экология. Базовый уровень : 10-11 классы : учебник / Н.М. Чернова, В.М.
Галушин, И.А. Жигарев, В.М. Константинов ; под ред. Н.М. Чернова. – 9-е изд., стереотип. –
М. : Просвещение, 2021
Интернет-ресурсы:
 Инфоурок
 Всемирный фонд дикой природы (WWF)
 Чевостик
 Всероссийские экоуроки «Разделяй с нами»
 «Всероссийский заповедный урок»
 «Общероссийское экологическое общественное движение»
 Greenpeace.
 Экокласс. Рф
- Министерство образования и науки РФ: http://www.mon.gov.ru/
- Федеральное государственное учреждение «Государственный научно-исследовательский
институт информационных технологий и телекоммуникаций»: http://www. informika.ru/


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».