ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по химии для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее – ФГОС ООО),
Примерной адаптированной основной образовательной программой основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО
по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО ЗПР),
Примерной рабочей программы учебного предмета
«Химия» (базовый уровень), Примерной программой воспитания обучающихся при получении
основного общего образования, с учетом распределенных по классам проверяемых требований
к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и
элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по химии, Концепции
преподавания учебного предмета «Химия», в образовательных организациях РФ, реализующих
основные общеобразовательные программы.
Общая характеристика учебного предмета «Химия»
Учебный предмет
«Химия»
входит
в
предметную
область
«Естественнонаучные предметы». В системе естественнонаучного образования химия как
учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной
картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни,
навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также
в воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением
правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием
многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной
идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии,
выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся и их особым образовательным
потребностям.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические
теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их
свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей
химических превращений и путей управления имив целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомномолекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими
сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания
химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению
практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента,
соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся с ЗПР
усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химиисреди других наук о
природе.
Изучение химии способствует формированию у обучающихся научного мировоззрения,
освоению общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование),
освоению практического применения научных знаний, основанного на межпредметных связях с
предметами «Окружающий мир»,
«Физика», «Биология», «География», «Математика» и формирует компетенции, необходимые
для продолжения образования в области естественных наук.
Изучение химии способствует развитию у обучающихся с ЗПР пространственного
воображения, функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать
информацию, представленную в различных формах. Значимость предмета для развития
жизненной компетенции обучающихся с ЗПР заключается в усвоении основы химических
знаний, необходимых для повседневной жизни; навыков здорового и безопасного длячеловека и
окружающей его среды образа жизни; формировании экологической культуры.
Программа отражает содержание обучения предмету «Химия» с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Овладение учебным предметом «Химия»
представляет определенную трудность для обучающихся с ЗПР. Это связано с особенностями
мыслительной деятельности, периодическими колебаниями внимания, малым объемом памяти,
недостаточностью общего запаса знаний, пониженным познавательным интересом и низким
уровнем речевого развития.
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета «Химия» необходима
адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям данной
категории обучающихся, учет их особенностей развития: использование алгоритмов,
внутрипредметных и межпредметных связей, постепенное усложнение изучаемого материала.
При изучении химии необходимо осуществлять взаимодействие на полисенсорной
основе.
Теоретический материал рекомендуется изучать в процессе практической деятельности.
Возможно выделение отдельных уроков на решение задач в связи со сложностью анализа текста
обучающимися с ЗПР. Органическое единство практической и мыслительной деятельности
обучающихся на уроках химии способствует прочному и осознанному усвоению базисных
химических знаний и умений. Особое внимание при изучении химии уделяется изучению
«сквозных»
понятий
и
формированию
навыка
структурирования
материала.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Химия»
Общие цели изучения учебного предмета «Химия» представлены в Примерной рабочей
программе основного общего образования. Ониактуализированы с учетом новых приоритетов в
системе основного общего образования, направленности обучения на развитие и саморазвитие
личности, формирование её интеллекта и общей культуры. Обучение умению учиться и
продолжать своё образование самостоятельно в настоящее время является одной из важнейших
функций учебных предметов, в том числе и «Химии».
Для обучающихся с ЗПР, так же, как и для нормативно развивающихся сверстников,
осваивающих основную образовательную программу, доминирующее значение приобретают
такие цели, как:
формирование интеллектуально развитой личности, готовой к сотрудничеству,
самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к быстро меняющимся
условиям жизни;
направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к самостоятельной
познавательной деятельности, научным и практическим методам познания,
формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различныхвидов деятельности;
формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на основании
знаний и опыта, полученных при изучении химии;
формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности
химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и
трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной
среды;
развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию на
основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору
профиля и направленности дальнейшего обучения.
Курс направлен на решение следующих задач, обеспечивающих реализацию личностноориентированного и деятельностного подходов к обучению химии обучающихся с ЗПР на
уровне основного общего образования:
формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их
превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и
символическим языком химии;
осознание объективной значимости основ химической науки как области современного
естествознания, химических превращений неорганических и органических веществ как
основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о
материальном единстве мира;
овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно
оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с
веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и
планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и
окружающей среды;
формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими
явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины
многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также
зависимость применения веществ от их свойств;
приобретение опыта использования различных методов изучения веществ, наблюдения
за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с
использованием лабораторного оборудования и приборов;
формирование представлений о значении химической науки и решении современных
экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических
катастроф.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по химии
Обучение учебному предмету «Химия» необходимо строить на создании оптимальных
условий для усвоения программного материала обучающимися с ЗПР. Большое внимание
должно быть уделено отбору учебного материала в соответствии с принципом доступности при
сохранении общего базового уровня. Он должен по содержанию и объему быть адаптированным
для обучающихся с ЗПР в соответствии с их особыми образовательными потребностями. Следует
облегчить овладение материалом обучающимися с ЗПР посредством его детального объяснения
с систематическим повтором, многократной тренировкой в применении знаний с
использованием приемов алгоритмизации и визуальных опор, обучения структурированию
материала.
Большое значение для полноценного усвоения учебного материала имеет опора на
межпредметные связи вопросов, изучаемых в данном курсе, с такими учебными предметами
как «География», «Физика», «Биология». Позволяя рассматривать один и тот же учебный
материал с разных точек зрения, межпредметные связи способствуют его лучшему
осмыслению, более прочному закреплению полученных знаний и практических умений.
При подготовке к урокам учитель должен предусмотреть формирование у обучающихся
умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал, планировать предстоящую
работу, осуществлять самоконтроль. Необходимо постоянно следить за правильностью
речевого оформления высказываний обучающихся с ЗПР.
В связи с особенностями поведенияи деятельности обучающихся с ЗПР
(расторможенность, неорганизованность) необходим строжайший контроль соблюдения правил
техники безопасности при проведении лабораторных работ в химическом кабинете.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особымиобразовательными потребностями и
обеспечивающие осмысленное освоение содержании образования по предмету «Химия»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках химии определяется их особыми образовательными
потребностями. Помимо широкоиспользуемых в ООП ООО общих для всех обучающихся видов деятельностиследует
усилить
виды деятельности,
специфичные
для данной
категории обучающихся, для обеспечения
осмысленного освоения содержания образования по предмету: усиление предметно-практической деятельности с активизацией
сенсорных систем; чередование видов деятельности, задействующих различные сенсорные системы; освоение материала с
опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы,
схемы, шаблоны, опорные таблицы). Для развития у обучающихся с ЗПР умения
делать
выводы,
формирования
грамотного речевого высказывания необходимо использовать опорные слова и клише. Особое внимание следует
уделить обучению структурированию материала: составление рисуночных ивербальных
схем, составление таблиц,
составление
классификации с обозначенными основаниями для классификации и наполнение их примерами и др.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует ООП
ООО.
Для обучающихся с ЗПР существенными являются приемы работы с
лексическим материалом по предмету. Проводится специальная работа по введению в активный словарь обучающихся
соответствующей терминологии. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе, обязательна визуальная поддержка,
алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Химия» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный
предмет «Химия» входит в предметную область «Естественнонаучные предметы» и является обязательным для изучения.
Учебным планом на её изучение отведено 136 учебных часов – по 2 ч в неделю в 8 и 9 классах соответственно.
Содержание учебного предмета «Химия», представленное в Примерной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
разработано с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету
«Химия», соответствует Примерной адаптированной основной образовательной программе основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук. Тела и вещества. Физические свойства веществ.
Агрегатное состояние веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических элементов. Простые и сложные вещества. Атомномолекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов. Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная
масса. Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества, массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты
по формулам химических соединений.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки. Закон сохранения массы веществ. Химические
уравнения. Классификация химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент:
знакомство с химической посудой, правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным оборудованием,
изучение и описание физических свойств образцов неорганических веществ, наблюдение физических (плавление воска, таяние льда,
растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических (горение свечи, прокаливание медной проволоки,
взаимодействие мела с кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания химических реакций (разложение сахара,
взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, разложение гидроксида меди (II) при нагревании, взаимодействие железа с
раствором соли меди (II), изучение способов разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование, выпаривание, дистилляция,
хроматография, проведение очистки поваренной соли, наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего
закон сохранения массы, создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и
химические свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности. Круговорот кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения, экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан.
Загрязнение воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в природе, физические и химические свойства, применение,
способы получения. Кислоты и соли.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические свойства воды. Вода как растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ
в воде. Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания. Роль растворов в природе и в жизни человека.
Круговорот воды в природе. Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация оксидов: солеобразующие (основные, кислотные,
амфотерные) и несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые основания. Номенклатура оснований. Физические и
химические свойства оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и химические свойства кислот. Ряд активности металлов
Н. Н. Бекетова. Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей. Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент:
качественное определение содержания кислорода в воздухе, получение, собирание, распознавание и изучение свойств
кислорода, наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия возникновения и прекращения горения (пожара),
ознакомление с образцами оксидов и описание их свойств, получение, собирание, распознавание и изучение свойств водорода
(горение), взаимодействие водорода с оксидом меди (II) (возможно использование видеоматериалов), наблюдение образцов веществ
количеством 1 моль, исследование особенностей растворения веществ с различной растворимостью, приготовление растворов с
определённой массовой долей растворённого вещества, взаимодействие воды с металлами (натрием и кальцием) (возможно
использование видеоматериалов), исследование образцов неорганических веществ различных классов, наблюдение изменения
окраски индикаторов в растворах кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты, кислот с
металлами, реакций нейтрализации, получение нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора соли,
решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая
связь. Окислительно-восстановительные реакции
Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов (щелочные и
щелочноземельные металлы, галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная
формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы. Физический смысл порядкового
номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение электронных оболочек атомов первых 20 химических
элементов Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического элемента по его положению в Периодической
системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов, металлических и неметаллических свойств по группам и
периодам.
Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов для развития науки и практики. Д. И.
Менделеев – учёный и гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь. Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Процессы окисления и восстановления. Окислители и
восстановители.
Химический эксперимент:
изучение образцов веществ металлов и неметаллов, взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей,
проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции разложения,
соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе осуществляется через использование как общих естественнонаучных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория, закон, анализ, синтез, классификация, периодичность,
наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд,
вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы измерения, космос, планеты, звёзды,
Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в
изменении свойств химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений в соответствии с положением
элементов в Периодической системе и строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических решёток, зависимость свойств вещества от типа
кристаллической решётки и вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические свойства веществ, относящихся к различным классам
неорганических соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по участию катализатора). Экзо- и
эндотермические реакции, термохимические уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных
и гетерогенных реакциях. Понятие о катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на скорость химической
реакции и положение химического равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс окислительно-восстановительной реакции. Составление
уравнений окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.
Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с
различными видами химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена, полные и сокращённые ионные уравнения реакций.
Свойства кислот, оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации. Качественные реакции на ионы.
Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент:
ознакомление с моделями кристаллических решёток неорганических веществ – металлов и неметаллов (графита и алмаза),
сложных веществ (хлорида натрия), исследование зависимости скорости химической реакции от воздействия различных факторов,
исследование электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот, щелочей и солей (возможно использование
видео материалов), проведение опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена (образование осадка,
выделение газа, образование воды), опытов, иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций (горение, реакции
разложения, соединения), распознавание неорганических веществ с помощью качественных реакций на ионы, решение
экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и физические
свойства простых веществ – галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие с металлами, неметаллами,
щелочами). Хлороводород. Соляная кислота, химические свойства, получение, применение. Действие хлора и хлороводорода на
организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Строение и
физические свойства простых веществ – кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода и серы. Химические свойства
серы. Сероводород, строение, физические и химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов. Серная
кислота, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и специфические). Химические реакции,
лежащие в основе промышленного способа получения серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты,
качественная реакция на сульфат-ион. Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение окружающей среды
соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.
Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Азот,
распространение в природе, физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его физические и химические
свойства, получение и применение. Соли аммония, их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на
ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические свойства (общие как представителя класса кислот и
специфические). Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями азота (кислотные дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов). Фосфор, аллотропные
модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора (V) и фосфорная кислота, физические и химические
свойства, получение. Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения атомов, характерные степени окисления. Углерод,
аллотропные модификации, распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция. Круговорот углерода в
природе. Оксиды углерода, их физические и химические свойства, действие на живые организмы, получение и применение.
Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV), гипотеза глобального потепления климата, парниковый эффект.
Угольная кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и применение. Качественная реакция на карбонатионы. Использование карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол,
глицерин, уксусная кислота). Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть), продукты их переработки
(бензин), их роль в быту и промышленности. Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах – и их роли в
жизни человека. Материальное единство органических и неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и применение. Соединения кремния в природе. Общие
представления об оксиде кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в промышленности. Важнейшие
строительные материалы: керамика, стекло, цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования строительных
материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент:
изучение образцов неорганических веществ, свойств соляной кислоты, проведение качественных реакций на хлорид-ионы и
наблюдение признаков их протекания, опыты, отражающие физические и химические свойства галогенов и их соединений (возможно
использование видеоматериалов), ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов), ознакомление с образцами серы и её
соединениями (возможно использование видеоматериалов), наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной серной кислоты, изучение химических свойств разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции
на сульфат-ион и наблюдение признака её протекания, ознакомление с физическими свойствами азота, фосфора и их соединений
(возможно использование видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений, получение, собирание, распознавание и
изучение свойств аммиака, проведение качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их протекания,
взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью (возможно использование видеоматериалов), изучение моделей
кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена, ознакомление с процессом адсорбции растворённых веществ активированным
углём и устройством противогаза, получение, собирание, распознавание и изучение свойств углекислого газа, проведение
качественных реакций на карбонат и силикат-ионы и изучение признаков их протекания, ознакомление с продукцией силикатной
промышленности, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов – металлов на основании их положения в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и металлическая кристаллическая решётка.
Электрохимический ряд напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие способы получения металлов.
Понятие о коррозии металлов, основные способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза) и их
применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов,
нахождение в природе. Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и гидроксиды натрия и калия.
Применение щелочных металлов и их соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева,
строение их атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и кальция. Важнейшие соединения кальция
(оксид, гидроксид, соли). Жёсткость воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в
природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе.
Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент:
ознакомление с образцами металлов и сплавов, их физическими свойствами, изучение результатов коррозии металлов
(возможно использование видеоматериалов), особенностей взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно
использование видеоматериалов), исследование свойств жёсткой воды, процесса горения железа в кислороде (возможно
использование видеоматериалов), признаков протекания качественных реакций на ионы: магния, кальция, алюминия, цинка, железа
(II) и железа (III), меди (II), наблюдение и описание процессов окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно
использование видеоматериалов), исследование амфотерных свойств гидроксида алюминия и гидроксида цинка, решение
экспериментальных задач по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное использование веществ и химических реакций в быту.
Первая помощь при химических ожогах и отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая концентрация веществ, далее – ПДК). Роль химии в
решении экологических проблем.
Химический эксперимент:
изучение образцов материалов (стекло, сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе осуществляется через использование как общих естественнонаучных понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, периодичность,
наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый эффект, технология, материалы.
Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид, изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд,
проводники, полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём, агрегатное состояние вещества, газ, раствор,
растворимость, кристаллическая решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое пространство, планеты,
звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные
вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы, горные породы, полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ХИМИИ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в ходе обучения химии в единстве
учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания,
саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций
и расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому и научному наследию, понимания значения
химической науки в жизни современного общества, способности владеть достоверной информацией о передовых достижениях и
открытиях мировой и отечественной химии, заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в
общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности, готовности к разнообразной совместной
деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов, создании учебных проектов,
стремления к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение и
поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:
мировоззренческие представления о веществе и химической реакции, соответствующие современному уровню развития науки и
составляющие основу для понимания сущности научной картины мира, представления об основных закономерностях развития
природы, взаимосвязях человека с природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по химии, необходимые для объяснения наблюдаемых
процессов и явлений, познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с
учебными текстами, справочной литературой, доступными техническими средствами информационных технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и способность к самообразованию, проектной и
исследовательской деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание
последствий и неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения), необходимости соблюдения правил
безопасности при обращении с химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, уважение к труду и результатам трудовой
деятельности, в том числе на основе применения предметных знаний по химии, осознанный выбор индивидуальной траектории
продолжения образования с учётом личностных интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей,
успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений, готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования, понимание
ценности здорового и безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному физическому и психическому здоровью,
осознание ценности соблюдения правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях, угрожающих
здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для решения задач, связанных с окружающей природной
средой, для повышения уровня экологической культуры, осознания глобального характера экологических проблем и путей их
решения посредством методов химии, экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной, коммуникативной
и социальной практике.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон,
теория, принцип, гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые используются в естественно-научных учебных
предметах и позволяют на основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной научной картине мира, и
универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять
их характерные признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать понятия для объяснения отдельных фактов
и явлений, выбирать основания и критерии для классификации химических веществ и химических реакций, устанавливать причинноследственные связи между объектами изучения, строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), делать
выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и метапредметные), символические (знаковые) модели,
используемые в химии, преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления – химический знак (символ
элемента), химическая формула и уравнение химической реакции – при решении учебно-познавательных задач, с учётом этих
модельных представлений выявлять и характеризовать существенные признаки изучаемых объектов – химических веществ и
химических реакций, выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и противоречия в изучаемых процессах и
явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента познания, а также в качестве основы для формирования
гипотезы по проверке правильности высказываемых суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом
процесса, самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого опыта,
исследования, составлять отчёт о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления, получаемую из
разных источников (научно-популярная литература химического содержания, справочные пособия, ресурсы Интернета), критически
оценивать противоречивую и недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе информации и соответствующих данных, необходимых
для выполнения учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в области использования
информационно-коммуникативных технологий, овладение культурой активного использования различных поисковых систем,
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и исследовательской деятельности информацию о влиянии
промышленности, сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения
относительно выполнения предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной деятельности в устных и письменных текстах; делать
презентацию результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта, лабораторной работы по исследованию
свойств веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной познавательной и исследовательской деятельности при
решении возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые
штурмы», координация совместных действий, определение критериев по оценке качества выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать, осуществлять, контролировать и при необходимости
корректировать свою деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач,
самостоятельно составлять или корректировать предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом получения
новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях, оценивать соответствие полученного результата заявленной цели,
умение использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В составе предметных результатов по освоению обязательного содержания, установленного данной федеральной рабочей
программой, выделяют: освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий, специфические для предметной
области «Химия», виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных
учебных и новых ситуациях.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся
умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула, химический элемент, простое вещество, сложное
вещество, смесь (однородная и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса, количество
вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота,
основание, соль, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, классификация реакций: реакции
соединения, реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой эффект
реакции, ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь, радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная
ковалентная связь, ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества (процентная концентрация) в
растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их
превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях, степень окисления элементов в бинарных соединениях,
принадлежность веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная и ионная) в
неорганических соединениях;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева: демонстрировать понимание периодической зависимости
свойств химических элементов от их положения в Периодической системе, законов сохранения массы веществ, постоянства
состава, атомно-молекулярного учения, закона Авогадро;
описывать и характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная
подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые
имеются в таблице «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками
строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и распределение их по электронным
слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу участвующих в
реакции веществ, по тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ различных классов, подтверждая описание примерами
молекулярных уравнений соответствующих химических реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного состава, возможности протекания химических
превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле
соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию,
классификацию, выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций,
естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правилам обращения с
веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию
газообразных веществ (водорода и кислорода), приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого
вещества, планировать и проводить химические эксперименты по распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью
индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж и другие).
концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне должны отражать сформированность у обучающихся
К
умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент, атом, молекула, ион, катион, анион, простое
вещество, сложное вещество, валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая реакция, химическая
связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём, раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции,
окислительно-восстановительные реакции, окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая), кристаллическая решётка, коррозия металлов,
сплавы, скорость химической реакции, предельно допустимая концентрация ПДК вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и применять эти понятия при описании веществ и их
превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ и уравнений химических реакций;
определять валентность и степень окисления химических элементов в соединениях различного состава, принадлежность
веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная, металлическая) в
неорганических соединениях, заряд иона по химической формуле, характер среды в водных растворах неорганических
соединений, тип кристаллической решётки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и демонстрировать его понимание: описывать и
характеризовать табличную форму Периодической системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа
(А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в
периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее
число электронов и распределение их по электронным слоям), объяснять общие закономерности в изменении свойств
элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп с учётом строения их атомов;
классифицировать химические элементы, неорганические вещества, химические реакции (по числу и составу участвующих в
реакции веществ, по тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические свойства простых и сложных веществ, подтверждая
описание примерами молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей, полные и сокращённые уравнения реакций
ионного обмена, уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи между веществами различных
классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций посредством составления электронного баланса этих
реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения, возможности протекания химических превращений в
различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ, массовую долю химического элемента по формуле
соединения, массовую долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической реакции;
соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным оборудованием, а также правила обращения с
веществами в соответствии с инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по получению и собиранию
газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ: распознавать опытным путём хлорид-,
бромид-, иодид-, карбонат-, фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы изученных металлов,
присутствующие в водных растворах неорганических веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизацию,
выявление причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций, естественно-научные
методы познания – наблюдение, измерение, моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).
№
п/п
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
Количество часов
Наименование разделов и
Контрольные
тем программы
Всего
работы
Практические
работы
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
Раздел 1. Первоначальные химические понятия
1.1
Химия — важная область
естествознания и
практической деятельности
человека
5
1.2
Вещества и химические
реакции
15
Итого по разделу
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
1
20
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
2.1
Воздух. Кислород. Понятие
об оксидах
6
2.2
Водород.Понятие о кислотах
и солях
8
2.3
Вода. Растворы. Понятие об
основаниях
5
2.4
Основные классы
неорганических соединений
11
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
30
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов.
Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции
3.1
Периодический закон и
7
Библиотека ЦОК
Периодическая система
химических элементов Д. И.
Менделеева. Строение
атома
3.2
Химическая связь.
Окислительновосстановительные реакции
https://m.edsoo.ru/7f41837c
8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
Итого по разделу
15
Резервное время
3
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837c
5
9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п
Наименование разделов и тем
программы
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Вещество и химические реакции
1.1
Повторение и углубление знаний
основных разделов курса 8 класса
5
1.2
Основные закономерности химических
реакций
4
1.3
Электролитическая диссоциация.
Химические реакции в растворах
8
Итого по разделу
Раздел 2. Неметаллы и их соединения
Общая характеристика химических
2.1
элементов VIIА-группы. Галогены
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
17
4
2.2
Общая характеристика химических
элементов VIА-группы. Сера и её
соединения
6
2.3
Общая характеристика химических
элементов VА-группы. Азот, фосфор и их
соединения
7
2.4
Общая характеристика химических
элементов IVА-группы. Углерод и
кремний и их соединения
8
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
1
25
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
Раздел 3. Металлы и их соединения
3.1
Общие свойства металлов
4
3.2
Важнейшие металлы и их соединения
16
Итого по разделу
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
1
2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
20
Раздел 4. Химия и окружающая среда
4.1
Вещества и материалы в жизни человека
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
3
Итого по разделу
3
Резервное время
3
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
68
5
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a636
7
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п
Количество часов
Тема урока
Всего
Контрольные
работы
Практические
работы
Электронные цифровые
образовательные
ресурсы
1
Предмет химии. Роль химии в жизни
человека. Тела и вещества
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d210c
2
Понятие о методах познания в химии
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d227e
3
Практическая работа № 1 «Правила работы
в лаборатории и приёмы обращения с
лабораторным оборудованием»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d23dc
4
Чистые вещества и смеси. Способы
разделения смесей
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d26ca
5
Практическая работа № 2 «Разделение
смесей (на примере очистки поваренной
соли)»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d28c8
6
Атомы и молекулы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c
7
Химические элементы. Знаки (символы)
химических элементов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2be8
8
Простые и сложные вещества
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2a6c
9
Атомно-молекулярное учение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2d50
10
Закон постоянства состава веществ.
Химическая формула. Валентность атомов
химических элементов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d2eae
11
Относительная атомная масса.
Относительная молекулярная масса
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d323c
12
Массовая доля химического элемента в
соединении
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d350c
13
Количество вещества. Моль. Молярная
масса
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5230
14
Физические и химические явления.
Химическая реакция
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d37fa
15
Признаки и условия протекания
1
Библиотека ЦОК
химических реакций
https://m.edsoo.ru/ff0d3a16
16
Закон сохранения массы веществ.
Химические уравнения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3b88
17
Вычисления количества, массы вещества по
уравнениям химических реакций
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708
18
Классификация химических реакций
(соединения, разложения, замещения,
обмена)
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d3f34
19
М. В. Ломоносов — учёныйэнциклопедист. Обобщение и
систематизация знаний
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d40c4
20
Контрольная работа №1 по теме «Вещества
и химические реакции»
1
21
Воздух — смесь газов. Состав воздуха.
Кислород — элемент и простое вещество.
Озон
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d448e
22
Физические и химические свойства
кислорода (реакции окисления, горение).
Понятие об оксидах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4614
23
Способы получения кислорода в
лаборатории и промышленности.
Применение кислорода
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d497a
24
Тепловой эффект химической реакции,
понятие о термохимическом уравнении,
экзо- и эндотермических реакциях
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4790
25
Топливо (нефть, уголь и метан).
Загрязнение воздуха, способы его
предотвращения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4c4a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4290
26
Практическая работа № 3 по теме
«Получение и собирание кислорода,
изучение его свойств»
1
27
Водород — элемент и простое вещество.
Нахождение в природе
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0
28
Физические и химические свойства
водорода. Применение водорода
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0
29
Понятие о кислотах и солях
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d50d2
30
Способы получения водорода в
лаборатории
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4dd0
31
Практическая работа № 4 по теме
«Получение и собирание водорода,
изучение его свойств»
1
32
Молярный объём газов. Закон Авогадро
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d542e
33
Вычисления объёма, количества вещества
газа по его известному количеству
вещества или объёму
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d55a0
34
Вычисления объёмов газов по уравнению
реакции на основе закона объёмных
отношений газов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5708
35
Физические и химические свойства воды
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d587a
36
Состав оснований. Понятие об индикаторах
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d59e2
37
Вода как растворитель. Насыщенные и
ненасыщенные растворы. Массовая доля
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5b40
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4ae2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d4f42
вещества в растворе
38
Практическая работа № 5 по теме
«Приготовление растворов с определённой
массовой долей растворённого вещества»
1
39
Контрольная работа №2 по теме
«Кислород. Водород. Вода»
1
40
Оксиды: состав, классификация,
номенклатура
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e
41
Получение и химические свойства
кислотных, основных и амфотерных
оксидов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d664e
42
Основания: состав, классификация,
номенклатура
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca
43
Получение и химические свойства
оснований
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d67ca
44
Кислоты: состав, классификация,
номенклатура
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2
45
Получение и химические свойства кислот
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0dfee2
46
Соли (средние): номенклатура, способы
получения, химические свойства
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9474
47
Практическая работа № 6. Решение
экспериментальных задач по теме
«Основные классы неорганических
соединений»
1
48
Генетическая связь между классами
неорганических соединений
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9a50
49
Обобщение и систематизация знаний
1
Библиотека ЦОК
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d5eba
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d6342
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9b7c
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2
50
Контрольная работа №3 по теме "Основные
классы неорганических соединений"
1
51
Первые попытки классификации
химических элементов. Понятие о группах
сходных элементов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9ffa
52
Периодический закон и Периодическая
система химических элементов Д. И.
Менделеева
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c
53
Периоды, группы, подгруппы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada52c
54
Строение атомов. Состав атомных ядер.
Изотопы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada342
55
Строение электронных оболочек атомов
элементов Периодической системы Д. И.
Менделеева
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada6bc
56
Характеристика химического элемента по
его положению в Периодической системе
Д. И. Менделеева
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada824
57
Значение Периодического закона для
развития науки и практики. Д. И.
Менделеев — учёный, педагог и гражданин
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ada96e
58
Электроотрицательность атомов
химических элементов
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8
59
Ионная химическая связь
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adac34
60
Ковалентная полярная химическая связь
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab8
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9e1a
61
Ковалентная неполярная химическая связь
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adaab9
62
Степень окисления
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adae28
63
Окислительно-восстановительные реакции
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076
64
Окислители и восстановители
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb076
65
Контрольная работа №4 по теме «Строение
атома. Химическая связь»
1
66
Обобщение и систематизация знаний
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb33c
67
Обобщение и систематизация знаний
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9cb2
68
Итоговая контрольная работа
1
1
68
5
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb486
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/ff0d61c6
4
9 КЛАСС
№
п/
п
Количество часов
Тема урока
1
Периодический
закон.
Периодическая
система
химических
элементов Д. И.
Менделеева
2
Закономерности в
изменении свойств
химических
элементов первых
трёх периодов
3
Классификация и
номенклатура
неорганических
веществ
Всег
о
Контрольны
е работы
Практически
е работы
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb5
9e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb6
b6
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb7
e2
4
Виды химической
связи и типы
кристаллических
решёток
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adba
c6
5
Контрольная
работа №1 по теме
«Повторение и
углубление знаний
основных разделов
курса 8 класса»
1
6
Классификация
химических
реакций по
различным
признакам
7
Понятие о
скорости
химической
реакции. Понятие
о гомогенных и
гетерогенных
реакциях
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbc
b0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adbe
9a
8
Понятие о
химическом
равновесии.
Факторы,
влияющие на
скорость
химической
реакции и
положение
химического
равновесия
9
Окислительновосстановительны
е реакции
10
Теория
электролитической
диссоциации.
Сильные и слабые
электролиты
11
Ионные уравнения
реакций
12
Химические
свойства кислот и
оснований в свете
представлений об
электролитической
диссоциации
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adc2
8c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adca
de
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adcd
68
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add4
48
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add5
d8
13
Химические
свойства солей в
свете
представлений об
электролитической
диссоциации
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add8
b2
14
Понятие о
гидролизе солей
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00add9
d4
15
Обобщение и
систематизация
знаний
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addd
12
16
Практическая
работа № 1.
«Решение
экспериментальны
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addb
fa
х задач»
17
Контрольная
работа №2 по теме
«Электролитическ
ая диссоциация.
Химические
реакции в
растворах»
18
Общая
характеристика
галогенов.
Химические
свойства на
примере хлора
19
Хлороводород.
Соляная кислота,
химические
свойства,
получение,
применение
20
Практическая
работа № 2 по
теме «Получение
соляной кислоты,
изучение её
свойств»
21
Вычисления по
уравнениям
химических
реакций, если один
из реагентов дан в
избытке
22
Общая
характеристика
элементов VIАгруппы
23
Аллотропные
модификации
серы. Нахождение
серы и её
соединений в
природе.
Химические
свойства серы
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adde
c0
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00addfe
2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade1
04
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade3
48
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade4
88
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade6
4a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade6
4a
24
Сероводород,
строение,
физические и
химические
свойства
25
Оксиды серы.
Серная кислота,
физические и
химические
свойства,
применение
26
Химические
реакции, лежащие
в основе
промышленного
способа получения
серной кислоты.
Химическое
загрязнение
окружающей
среды
соединениями
серы
27
Вычисление
массовой доли
выхода продукта
реакции
28
Общая
характеристика
элементов VАгруппы. Азот,
распространение в
природе,
физические и
химические
свойства
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ade8
02
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adea
28
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adec
8a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adec
8a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adee
a6
29
Аммиак, его
физические и
химические
свойства,
получение и
применение
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf0
04
30
Практическая
работа № 3 по
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf1
теме «Получение
аммиака, изучение
его свойств»
31
Азотная кислота,
её физические и
химические
свойства
32
Использование
нитратов и солей
аммония в
качестве
минеральных
удобрений.
Химическое
загрязнение
окружающей
среды
соединениями
азота
33
Фосфор. Оксид
фосфора (V) и
фосфорная
кислота,
физические и
химические
свойства,
получение
34
Использование
фосфатов в
качестве
минеральных
удобрений.
Загрязнение
природной среды
фосфатами
35
Углерод,
распространение в
природе,
физические и
химические
свойства
36
Оксиды углерода,
их физические и
химические
80
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf3
06
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf5
18
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adf6
8a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfc2
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfd
9c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adfeb
e
свойства.
Экологические
проблемы,
связанные с
оксидом углерода
(IV)
37
Угольная кислота
и её соли
38
Практическая
работа № 4 по
теме "Получение
углекислого газа.
Качественная
реакция на
карбонат-ион"
39
Первоначальные
понятия об
органических
веществах как о
соединениях
углерода
40
Кремний и его
соединения
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae00
6c
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae02
7e
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae05
4e
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae08
0a
41
Практическая
работа № 5.
Решение
экспериментальны
х задач по теме
«Важнейшие
неметаллы и их
соединения»
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0bf
2
42
Контрольная
работа №3 по теме
«Важнейшие
неметаллы и их
соединения»
1
43
Общая
характеристика
химических
элементов —
металлов.
Металлическая
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0e
18
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae10
3e
связь и
металлическая
кристаллическая
решётка.
Физические
свойства металлов
44
Химические
свойства металлов.
Электрохимически
й ряд напряжений
металлов
45
Общие способы
получения
металлов. Сплавы.
Вычисления по
уравнениям
химических
реакций, если один
из реагентов
содержит примеси
46
Понятие о
коррозии металлов
47
Щелочные
металлы
48
Оксиды и
гидроксиды
натрия и калия
49
Щелочноземельны
е металлы –
кальций и магний
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae11
56
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae11
56
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae12
78
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14
b2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae14
b2
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15
e8
50
Важнейшие
соединения
кальция
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae15
e8
51
Обобщение и
систематизация
знаний
1
52
Жёсткость воды и
способы её
устранения
53
Практическая
работа № 6 по
теме "Жёсткость
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae18
86
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1a
e8
1
воды и методы её
устранения"
54
Алюминий
55
Амфотерные
свойства оксида и
гидроксида
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c
64
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1c
64
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae1d
86
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae35
e6
56
Железо
57
Оксиды,
гидроксиды и соли
железа (II) и
железа (III)
1
58
Обобщение и
систематизация
знаний
1
59
Практическая
работа № 7.
Решение
экспериментальны
х задач по теме
«Важнейшие
металлы и их
соединения»
60
Вычисления по
уравнениям
химических
реакций, если один
из реагентов дан в
избытке или
содержит примеси.
Вычисления
массовой доли
выхода продукта
реакции
1
61
Обобщение и
систематизация
знаний
1
62
Контрольная
работа №4 по теме
«Важнейшие
металлы и их
1
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3d
e8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae17
50
1
соединения»
63
Вещества и
материалы в
повседневной
жизни человека
64
Химическое
загрязнение
окружающей
среды
65
Роль химии в
решении
экологических
проблем
66
Обобщение и
систематизация
знаний
67
Обобщение и
систематизация
знаний
68
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae3f5
0
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae42
70
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae42
70
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ae0d
0a
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00adb3
3c
Итоговая
контрольная
работа
1
1
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/00ad9c
b2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
68
5
7
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Химия, 8 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
• Химия, 9 класс/ Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8
кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2021.
2. Габриелян О. С., Яшукова А. В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8
кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс». М.: Дрофа, 2022.
3. Габриелян, О. С. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 8 класс / О. С.
Габриелян. — М. : Дрофа, 2021. — 109.
4. Габриелян, О. С. Методическое пособие к учебнику О. С. Габриеляна «Химия». 9 класс / О. С.
Габриелян. — М. : Дрофа, 2021. — 108.
5. Химия : технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» :
методическое пособие / Л. И. Асанова. — М. : Дрофа, 2020
6. Химия : технологические карты к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» :
методическое пособие / Л. И. Асанова. — М. : Дрофа, 2018
7. Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8» /
О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2022.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
//www.chemnet.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
http://him.1september.ru Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция «Химия»
http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry Естественно-научные эксперименты: химия.
Коллекция Российского общеобразовательного портала
http://experiment.edu.ru АЛХИМИК: сайт Л.Ю. Аликберовой
http://www alhimik.ru Всероссийская олимпиада школьников по химии
http://chem.rusolymp.ru Органическая химия: электронный учебник для средней школы
http://www.chemistry.ssu.samara.ru Основы химии: электронный учебник
http://www hemi.nsu.ru Открытый колледж: Химия
http://www.chemistry.ru Дистанционная олимпиада по химии: телекоммуникационный
образовательный проект
https://educont.ru/?utm_source=eljur
https://edu.skysmart.ru/
https://resh.edu.ru/
https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/