Технология, 9

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер
64101) (далее – ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития (одобренной решением ФУМО по общему
образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО
ЗПР), рабочей программы основного общего образования по предмету
«Технология»,
Концепции
преподавания
предметной
области
«Технология» в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих основные общеобразовательные программы, программы
воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований
к результатам освоения Адаптированной основной образовательной
программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Рабочая программа по технологии составлена на основе содержания
общего образования и требований к результатам основного общего
образования с учетом особых образовательных потребностей обучающихся
с ЗПР, получающих образование на основе АООП ООО.
Данная рабочая программа по технологии является основой для
составления учителями своих рабочих программ, с учетом реализуемых
образовательной
организацией
профилей
и
направленностей
допрофессиональной подготовки обучающихся с ЗПР. При этом педагог
может по-своему структурировать учебный материал, дополнять его
новыми сюжетными линиями, практическими работами, перераспределять
часы для изучения отдельных разделов и тем, в соответствии с
возможностями образовательной организации, имеющимися социальноэкономическими условиями, национальными традициями, учебноматериальной базой образовательной организации, с учётом интересов,
потребностей и индивидуальных способностей обучающихся с ЗПР.

Образовательная организация призвана создать образовательную
среду и условия, позволяющие обучающимся с ЗПР получить качественное
образование по технологии, подготовить разносторонне развитую личность,
способную использовать полученные знания для успешной социализации,
дальнейшего образования и трудовой деятельности. Адаптация содержания
учебного материала для обучающихся с ЗПР происходит за счет
сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в
программе даются дифференцированно. По некоторым темам учащиеся
получают только общее представление на уровне ознакомления.
На
основании
требований
федерального
государственного
образовательного стандарта в содержании предполагается реализовать
актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы для успешной социализации,
дальнейшего образования и трудовой деятельности обучающихся с ЗПР.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология»
Основной целью освоения предметной области «Технология»,
заявленной врабочей программе основного общего образования по
предмету «Технология»,
является формирование технологической
грамотности,глобальных компетенций, творческого мышления,
необходимых для перехода кновым приоритетам научно-технологического
развития Российской Федерации.
Целью
освоения учебного предмета «Технология»
обучающимися с задержкой психического развития является
формирование самостоятельности,расширение сферы жизненной
компетенции, формирование социальных навыков, которые помогут в
дальнейшем обрести доступную им степеньсамостоятельности в трудовой
деятельности.
Задачи:
 обеспечение понимания обучающимися с ЗПР сущности
современныхматериальных, информационных и социальных
технологий и перспектив их развития;
 освоение технологического подхода как универсального алгоритма
преобразующей и созидательной деятельности;
 формирование технологической культуры и проектнотехнологического мышления на основе включения обучающихся в
разнообразные виды технологической деятельности по созданию
личностно или общественно значимых продуктов труда;
 овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми
безопасными приёмами использования распространёнными







инструментами, механизмами и машинами, способами управления,
широко применяемымив жизни современных людей видами бытовой
техники;
овладение распространёнными общетрудовыми и специальными
умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов
труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов,
пространственного воображения, интеллектуальных, творческих,
коммуникативных и организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,
целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за
результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям
различныхпрофессий и результатам их труда; воспитание
гражданских и патриотических качеств личности на примерах
отечественных достиженийв сфере технологий производства и
социальной сфере;
формирование информационной основы и персонального опыта,
необходимых для определения обучающимся направлений своего
дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов,
в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей
профессиональной деятельности.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по технологии
Основными принципами, лежащими в основе реализации содержания
данного предмета и позволяющими достичь планируемых результатов
обучения,являются:
 учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с
ЗПР;
 усиление практической направленности изучаемого материала;
 выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
 опора на жизненный опыт ребенка;
 ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала
как врамках одного предмета, так и между предметами;
 необходимость и достаточность в определении объема изучаемого
материала;
 введения в содержание учебной программы по технологии
коррекционных
разделов,
предусматривающих
активизацию
познавательной деятельности, формирование у обучающихся
деятельностных функций, необходимых длярешения учебных задач.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего
образования обучающихся с ЗПР. Его содержание предоставляет
возможность молодым людям успешно социализироваться, бесконфликтно

войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и
технологий, которая называется техносферой и является главной
составляющей окружающей человека действительности.
При проведении учебных занятий по технологии, с целью
максимальной практической составляющей урока и реализации
возможности педагога осуществить индивидуальный подход к
обучающемуся с ЗПР, осуществляется деление классов на подгруппы. При
наличии необходимых условий и средств возможно деление и на минигруппы.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Технология»
Учебная мотивация обучающихся с ЗПР существенно снижена. Для
формирования положительного отношения к учению необходимо
заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке, создавать
ситуацию успеха в учебной деятельности, целенаправленно стимулировать
обучающихся во время занятий. Необходимо усилить виды деятельности,
специфичные для обучающихся с ЗПР: опора на алгоритм; «пошаговость» в
изучении материала; использование дополнительной визуальной опоры
(планы, образцы, схемы, опорные таблицы).
Основную часть содержания урока технологии составляет
практическая деятельность обучающихся, направленная на изучение,
создание и преобразование материальных, информационных и социальных
объектов, что является крайне важным аспектом их обучения, развития,
формирования сферы жизненной компетенции. Ряд сведений усваивается
обучающимися с ЗПР в результате практической деятельности. Новые
элементарные навыки вырабатываются у таких обучающихся крайне
медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и
упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их
автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу
накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе
практической деятельности самостоятельно осознается учащимися.
Программой предусматривается помимо урочной и значительная
внеурочная активность обучающихся с ЗПР. Такое решение обусловлено
задачами формирования учебной самостоятельности, высокой степенью
ориентации на индивидуальные запросы и интересы обучающегося с ЗПР,
на особенность подросткового возраста. Организация внеурочной

деятельности в рамках предметной области «Технология» предполагает
такие формы, как проектная деятельность обучающихся, экскурсии,
домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования,
позволяющие освоить конкретную материальную или информационную
технологию, необходимую для изготовления продукта труда в проекте
обучающегося, субъективно актуального на момент прохождения курса.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Технология»
входит в предметную область «Технология». Содержание учебного
предмета
«Технология», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС
ООО, основной образовательной программе основного общего
образования, Примерной адаптированной основной образовательной
программе основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Освоение предметной области «Технология» в основной школе
осуществляется в 5–9 классах из расчёта: в 5–7 классах – 2 часа в неделю, в
8–9 классах – 1 час.
Дополнительно для обучающихся с ЗПР рекомендуется выделить за
счёт внеурочной деятельности в 8 и 9 классе – 1 час в неделю.
Содержание программы 9 класс
Теоретические сведения.
Экономическая оценка проекта. Разработка бизнес-плана.
Транспортные средства в процессе производства. Особенности средств
транспортировки газов, жидкостей и сыпучих веществ.
Новые технологии современного производства. Перспективные технологии
и материалы XXI века.
Роботы и робототехника. Классификация роботов. Направления
современных разработок в области робототехники.
Технология
производства синтетических волокон.
Ассортимент и
свойства тканей из синтетических волокон. Технологии производства
искусственной кожи и её свойства. Современные конструкционные
материалы и технологии для индустрии моды.
Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. Рациональное

питание современного человека.
Ядерная и термоядерная реакции. Ядерная энергия. Термоядерная
энергия.
Сущность коммуникации. Структура процесса коммуникации. Каналы
связи при коммуникации.
Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии
клеточной инженерии. Технология клонального микроразмножения
растений. Технологии генной инженерии.
Заболевания животных и их предупреждение.
Что такое организация. Управление организацией. Менеджмент.
Менеджер и его работа. Методы управления в менеджменте. Трудовой
договор как средство управления в менеджменте.
Практические работы.
Сбор информации по стоимостным показателям составляющих проекта.
Расчёт себестоимости проекта. Подготовка презентации проекта с
помощью Microsoft PowerPoint.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе
о транспорте. Сравнение характеристик
транспортных
средств.
Подготовка рефератов о видах транспортных средств.
Сборка
из
деталей конструктора роботизированных
устройств.
Управление моделями роботизированных устройств.
Определение
доброкачественности
пищевых
продуктов
органолептическим методом и экспресс-методом химического анализа.
Сбор дополнительной информации
в Интернете и справочной
литературе об областях получения и применения ядерной и термоядерной
энергии. Подготовка иллюстрированных рефератов по ядерной и
термоядерной энергетике.
Ознакомление
с работой радиометра и
дозиметра.
Представление информации вербальными и невербальными средствами.
Деловые игры по различным сюжетам коммуникации.
Создание условий для клонального микроразмножения растений.
Сбор информации и описание работы по улучшению пород кошек,
собак в клубах. Описание признаков основных заболеваний домашних
животных по личным наблюдениям и информационным источникам.
Деловая игра «Приём на работу». Анализ позиций типового трудового
контракта.
Мыловарение. Практические работы по изготовлению
деталей и
проектных изделий посредством пластического формования.

Календарно-тематическое планирование 9 класс
№ урока и
количество
часов
1-2
2ч

3-4
2ч

5-7
3ч

7-9
3ч

10-13
4ч

Тема урока

Цель урока

Методическая характеристика
и особенности проведения урока

Методы и средства творческой
и проектной деятельности.
Экономическая оценка проекта.
Разработка бизнес-плана.
Основы производства.
Транспортные средства в
процессе производства.
Особенности транспортировки
газов, жидкостей и сыпучих
веществ.
Технология.
Новые технологии современного
производства. Перспективные
технологии и материалы XXI
века.
Техника.
Роботы и робототехника.
Классификация роботов.
Направления современных
разработок в области
робототехники.
Технологии получения,
обработки, п реобразования и
использования материалов.
Технология производства
синтетических волокон.
Ассортимент и свойства тканей
из синтетических волокон.

Расширить
представление о
творческой и проектной
деятельности.
Познакомить учащихся с
основами производства.

Изучение нового учебного
материала. Фронтальная беседа.

Познакомить учащихся с
новыми технологиями
современного
производства.

Изучение нового учебного
материала. Рассказ, беседа,
практическая работа

Расширить
представление о
робототехнике.

Изучение нового учебного
материала. Рассказ, беседа,
практическая работа

Познакомить учащихся с
технологиями
получения, обработки и
преобразования
материалов.

Изучение нового учебного
материала. Рассказ, беседа.

Изучение нового учебного
материала. Рассказ, беседа,
практическая работа

Самостоятельная работа

14-17
4ч

18-20
3ч

21-23
3ч

24-26
3ч

Технологии производства
искусственной кожи и её
свойства.
Современные конструкционные
материалы и технологии для
индустрии моды.
Технологии обработки
пищевых продуктов.
Технологии тепловой обработки
мяса и субпродуктов.
Рациональное питание
современного человека.
Технологии получения,
преобразования и
использования энергии.
Ядерная
и термоядерная
реакции. Ядерная энергия.
Термоядерная энергия.
Технологии получения,
обработки и использования
информации.
Сущность коммуникации.
Структура процесса
коммуникации.
Каналы связи при
коммуникации.
Технологии растениеводства.
Растительные ткань и клетка
как объекты технологии.
Технологии клеточной
инженерии. Технология
клонального микроразмножения
растений. Технологии генной

Познакомить учащихся с
технологиями обработки
пищевых продуктов.

Изучение нового учебного
материала. Рассказ, беседа,
практическая работа.

Познакомить учащихся с
технологиями получения
энергии.

Изучение нового учебного
материала. Рассказ, беседа,
практическая работа.

Познакомить учащихся с
технологиями обработки
информации.

Изучение нового учебного
материала. Рассказ, беседа,
практическая работа.

Познакомить учащихся с
технологиями
растениеводства.

Изучение нового учебного
материала. Рассказ, беседа,
практическая работа.

27-29
3ч
30-33
3ч

34
1ч

инженерии
Технологии животноводства.
Заболевания животных и их
предупреждение.
Социальные технологии.
Что такое организация.
Управление организацией.
Менеджмент. Менеджер и его
работа. Методы управления в
менеджменте. Трудовой
договор как средство
управления в менеджменте.
Итоговое занятие.
Обобщающая беседа по
изученному курсу.

Познакомить учащихся с
технологиями
животноводства.
Познакомить учащихся с
социальными
технологиями.

Изучение нового учебного
материала. Рассказ, беседа,
практическая работа.
Изучение нового учебного
материала. Рассказ, беседа,
практическая работа.

Сформировать умение
подготовить
выступление и грамотно
изложить материал.

Урок по оценке знаний, умений и
навыков учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание! Новости!

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».