Пояснительная записка Обществознание — интегральная учебная дисциплина, цель которой состоит в том, чтобы, овладев основами социально-гуманитарных наук — наук о человеке и обществе, — учащиеся получили комплексное и целостное знание об обществе. Этими науками являются философия, социология, социальная психология, социология, политология, правоведение, культурология, экономическая теория. Поэтому предмет обществознания чрезвычайно сложен и многомерен, требует неординарного поиска ответов на поставленные вопросы, оперирования понятиями всех перечисленных выше наук об обществе. Данный учебный курс предназначен для эффективной подготовки старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту среднего (полного) образования по предмету. Курс призван оказать помощь в систематизации, углублении, обобщении знаний по модульным блокам: «Общество», «Духовная жизнь общества». «Человек. Познание», «Политика», «Экономика», «Социальные отношения», «Право». Теоретический материал адекватен кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в рамках ЕГЭ. Последовательность тем курса подчинена логике построения элементов кодификатора, что усиливает практическую направленность курса. В процессе подготовки к ЕГЭ по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Поэтому после каждого модульного блока, учащиеся прорешивают задания типа части А, В, С. Данные задания и работа с ними призваны сформировать представления о форме контрольноизмерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ. Цель курса: систематизация, углубление и обобщение знаний и умений учащихся в рамках обществоведческого курса для более успешной сдачи ЕГЭ. Задачи курса: 1. преобразование содержания теоретического материала в более доступную для восприятия форму; 2. выявление существенных признаков социальных объектов и явлений; 3. раскрытие и понимание сущности обществоведческих понятий разной степени сложности; 4. применение социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач; 5. формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений; 6. воспитание социальной ответственности, трудолюбия и умения преодолевать трудности. В процессе обучения происходит формирование основных знаний и умений, проверяемых в рамках ЕГЭ: биосоциальная сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; особенности социально-гуманитарного познания; распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; сравнивать социальные объекты, выявлять их общие черты и различия; соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими; оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма); распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовым и исключать лишнее; устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы; называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия; перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных, неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических); формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам. Курс позволит преодолеть определенный психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания. Методы работы со старшеклассниками предполагает следующие формы и приемы работы: лекции с последующим опросом; лекции с обсуждением документов; беседы; практические занятия; анализ альтернативных ситуаций; работа в парах, группах, индивидуально; выполнение работ по заданному алгоритму; решение заданий. Система оценивания и формы контроля: На протяжении всего курса обучения учащиеся выполняют задания различных уровней сложности. В конце изучения каждого модульного курса проводится контрольная письменная работа по заданиям ЕГЭ в рамках данной темы. В конце курса учащиеся пишут пробный ЕГЭ. Предполагаемые результаты изучения курса: 1. учащиеся систематизируют и обобщат знания курса обществознания; 2. научатся успешно выполнять задания различных типов и уровней сложности; 3. успешно подготовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию. Курс рассчитан для учащихся 11 класса и рассчитан на 34 часа. Учебно-тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Наименование тем курса всего Форма занятия часов 11 класс – 34 часа Экономика: наука и хозяйство 1 Лекция с элементами беседы, практическая работа Экономические системы 2 Лекция с элементами беседы, практическая работа Экономическое содержание 1 Лекция с элементами собственности беседы, практическая работа Измерители экономической 1 Лекция с элементами деятельности беседы, практическая работа Экономический цикл и 1 Лекция с элементами экономический рост беседы, практическая работа Экономика и государство 1 Лекция с элементами беседы, практическая работа Мировая экономика: внешняя 1 Лекция с элементами торговля, международная беседы, практическая финансовая система работа Экономика потребителя. 1 Лекция с элементами Экономика производителя. беседы, практическая работа Рынок труда. Безработица 1 Лекция с элементами беседы, практическая работа Контрольная работа по 1 Практическая модульному блоку контрольная работа «Экономика» Модульный блок «Социальные отношения» 11 часов Социальное взаимодействие и 1 Лекция с элементами общественные отношения беседы 12 Социальные группы, их классификация 1 Лекция с элементами беседы 13 Социальный статус. Социальная роль 1 Лекция с элементами беседы 14 Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность 1 Лекция с элементами беседы Форма контроля Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий 15 Социальные нормы. Отклоняющееся поведение 1 Лекция с элементами беседы 16 Семья и брак как социальные институты 1 Лекция с элементами беседы 17 Молодежь как социальная группа 1 Лекция с элементами беседы 18 Этнические общности. Межнациональные отношения 1 Лекция с элементами беседы 19 Социальный конфликт и пути его разрешения 1 Лекция с элементами беседы 20 Социальные процессы в современной России 1 Лекция с элементами беседы 21 22 23 Контрольная работа по 1 Практическая модульному блоку контрольная работа «Социальные отношения» Модульный блок «Право» 8 часов Право в системе социальных 1 Лекция с элементами норм беседы Источники права. Правовые акты Система права: основные 1 Лекция с элементами отрасли, институты, отношения беседы 24 Правонарушения 1 Лекция с элементами беседы 25 Конституция РФ 2 Лекция 26-27 Юридическая ответственность и ее виды 1 Лекция с элементами беседы Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий части А, В, С Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение практических заданий Решение заданий Решение практических заданий Решение практических заданий части А, В, С Основные понятия и нормы 1 Лекция с элементами административного, беседы гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации 30-31 Международные документы о 1 Лекция с элементами Решение правах человека беседы практических Правовая культура заданий Итоговый контроль – 3 часа 32-34 Пробный ЕГЭ 3 Критерии оценки знаний Оценка «5» ставится в случае: 1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала. 28-29 2. Умения выделять главные положения в изученном материале, делать выводы, устанавливать медпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. 3. Отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «4»: 1. Знание всего изученного программного материала. 2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике. 3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий): 1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя. 2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы. 3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка «2»: 1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале. 2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. 3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ 4. Ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.