Расписание занятий «Орлята России»
День недели
Время
Вторник
13:40- 14:20
1
2
3
4
5
6
Наименование учреждения
Форма учебного объединения
Название программы
Вид программы
Направление
Образовательная область
7
8
9
10
Уровень освоения
Продолжительность освоения
Возраст
Форма организации образовательного
процесса
МАОУ «Белоевская СОШ»
внеурочная деятельность
«Орлята России»
Внеурочная деятельность
Социальное
литературное чтение, математика,
музыка, окружающий мир, русский
язык, технология
1 год
1 год
10-11 лет
дискуссионный клуб
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СодержательныеосновыПрограммыразвитиясоциальнойактивности
обучающихсяначальныхклассов«ОрлятаРоссии»
Врамках,указанныхвышетенденцийбыларазработанаиначаласвоёосуществление
ВсероссийскаяПрограммаразвитиясоциальнойактивностиобучающихсяначальныхкласс
ов«ОрлятаРоссии»(далее–Программа,программа
«ОрлятаРоссии»).Внедрениепрограммы«ОрлятаРоссии»впрактикуобщеобразовательны
х школ Российской Федерации позволяет решать одну из главныхзадач
государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие
единогообразовательногопространстваРоссии.
АктуальностьПрограммы«ОрлятаРоссии»
Актуальность
продиктована
общим
контекстом
изменений
в
образовательнойполитике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных
организациях(поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так,
«активноеучастие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах
последнегоФГОСначальногообщегообразования,такив«Примернойрабочейпрограммев
оспитания»,вкоторойуказывается,что«поощрениесоциальнойактивностиобучающихся»
может
рассматриваться
в
качестве
«основной
традиции
воспитания
вобразовательнойорганизации».
Участиедетейипедагоговвпрограмме«ОрлятаРоссии»способствуетвосстановлен
июбогатогоопытавоспитательнойработысподрастающимпоколениемиегодальнейшемур
азвитию с учётом всехвызововсовременногомира.
Вданномразделемыопределимсвоёпониманиеосновныхпонятийикатегорий,зало
женных вПрограмме.
ТезаурусосновныхпонятийПрограммы«ОрлятаРоссии»
Понятие«социальнаяактивностьмладшегошкольника»вконтекстеПрограмм
ырассматриваетсякактворчески-преобразовательноеотношениесоциального субъекта к
окружающей
его
социальной
и
природной
среде,
проявлениявозможностейиспособностейчеловекакакчленасоциума,устойчивоеактивное
отношениеличностикотдельнымобщностямилиобществувцелом;развитиесоциальнойак
тивностиотражаетпревращениеличностиизобъектавсубъектобщественных отношений.
Воспитание–
деятельность,направленнаянаразвитиеличности,созданиеусловийдлясамоопределенияи
социализацииобучающихсянаосновесоциокультурных,духовнонравственныхценностейипринятыхвроссийскомобществеправилинормповедениявинте
ресахчеловека,семьи,обществаигосударства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма,
гражданственности,уважениякпамятизащитниковОтечестваиподвигамГероевОтечества
,закону иправопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережногоотношенияккультурномунаследиюитрадицияммногонациональногонародаРо
ссийской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон № 273
«ОбобразованиивРоссийской Федерации»).
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей
ивзрослых,направленнаянаразвитиенавыковсоциальноговзаимодействияитворческихсп
особностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а
такжеформированиеорганизаторскихспособностей.(ИвановИ.П.Энциклопедияколлекти
вныхтворческих дел– М.: Педагогика,1989.– 208 с.)
Событийность–
этопринцип,предполагающий,чтодляэффективноговоспитаниянеобходимоповседневну
ю,будничнуюжизньдетейнасыщатьяркими,запоминающимисяемусобытиями,которыеб
ылибыпривлекательныдлядетейиобладалибыприэтом
достаточнымвоспитательнымпотенциалом.(СтепановП.В.Современнаятеориявоспита
ния:словарь-справочник/Подред.Н.Л.Селивановой.–М.:Издво:АНОИздательскийДом«Педагогическийпоиск», 2016.– С.30)
Детскийколлектив–
группадетей,вкоторойсоздаётсясистемавысоконравственныхиэстетическивоспитываю
щихобщественныхотношений,деятельностииобщения,способствующаяформированиюл
ичностииразвитиюиндивидуальностикаждогоеёчлена.(КовалёваА.Г.«Педагогика«Орлён
ка»втерминахи понятиях»: уч. пособие-словарь / А.Г. Ковалёва, Е.И. Бойко, С.И.
Панченко, И.В.Романец,А.М. Кузнецова.– М: Собеседник, 2005.–192 с.)
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений.
(СтепановП.В.Современнаятеориявоспитания:словарьсправочник/Подред.Н.Л.Селивановой.
–М.:Изд-во:АНОИздательскийДом«Педагогическийпоиск»,2016.–С.47).Ценностные
основания,
заложенные
в
Программе:
Родина,
семья,
команда,
природа,познание,здоровье.
Микрогруппа– основное место общения и деятельности ребёнка в смене.
Вгруппе из 4-5 человек он готовится к отрядным делам, дежурит, обсуждает
возникшиепроблемы,делитсявпечатлениями.(И.В.ИванченкоКакрождаетсямикрогрупп
а:методическое пособие / И В. Иванченко, учебно-методический центр ВДЦ
«Орлёнок»,2017. – 80с.). *В коллективе класса микрогруппы формируются с целью
чередованиятворческихпоручений.
ЦенностныеоснованияПрограммы«ОрлятаРоссии»
Примернаярабочаяпрограммавоспитания,задаваяцелевыеориентирыитребования
крезультатампрограммвоспитанияобразовательныхучреждений,обеспечиваетсоответст
виеФГОС,единствовоспитательногопространстваиегосмыслов
в
образовательных
учреждениях Российской Федерации, а также позволяет наоснове российских базовых
национальных
ценностей
выделить
ценностные
основанияпрограммы«ОрлятаРоссии»:Родина,Команда,Семья,Здоровье,Природа,Позна
ние.
Родина–
воспитаниелюбвикродномукраю,Родине,своемународу,дому,земле,людям,желаниеслуж
итьсвоемуОтечествутемделом,ккоторомуестьпризваниеибытьполезнымсвоейстране;фо
рмированиероссийскогонациональногоисторическогосознания,российскойкультурнойи
дентичностичерезуважениенациональныхтрадицийнародовРоссии,историии культуры
своей страны.
Семья – основа развития страны и благосостояния народа, исток добра,
любви,верности,поддержки,сочувствия,взаимногоуважения,возможностьсохранениядобр
ыхсемейныхтрадицийсучётомнациональных ирелигиозныхпринадлежностей.
Команда–содружество,искренность,уверенностьвуспехе;совместнаядеятельность
в
соответствии
с
нравственными
нормами;
умение
отдавать
своё
времядругомуибескорыстно приходитьнапомощь,желаниедобраиблагадругому.
Природа–бережноеиответственноеотношениекокружающейсреде,природному
наследию
своей
страны,
осознание
влияние
людей
на
окружающую
среду,пониманиезависимостижизни людейотприроды.
Познание – открытие окружающего мира и понимание себя в нём;
активность,любознательность и самостоятельность в познании, первоначальные
представления омногообразии и взаимосвязи природных и социальных явлений и
объектов, о науке инаучномзнании.
Здоровье–
равнениеначемпионов,ценностьздоровогообразажизни;безопасноеповедение,каквбыту,та
кивинформационнойсреде,принятиесвоейполовойпринадлежности.
Главным принципом участия в Программе должно стать – всё делатьвместе,
сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное
действиеиувлекательноеприключение!
МетодологическойосновойПрограммыявляетсявоспитаниевколлективнотворческойдеятельности,авторкоторойдокторпедагогическихнаук,профессор,
академик Российской академии образования (РАО) Игорь Петрович
Ивановсчитал, что самый педагогически эффективный коллектив – это единое
содружествовзрослыхидетей,асамаяэффективнаявоспитывающаядеятельность–
та,чтосоздаётсяиразвиваетсясамимивоспитанниками,вовлечённымивпроцессжизн
етворчества.
В.А.Сухомлинскийписал1:«Вшколеучатнетолькочитать,писатьисчитать,нои
думать, познавать окружающий мир, богатство науки. В школе учат жить. В
школеучатсяжить».
В основу курса внеурочной деятельности положен системно-деятельностный
подход, позволяющий
за период освоения ребёнком образовательных треков (траекторий социально –
коммуникационного развития) осуществить качественный переход от «социальной
активности» к «социальной позиции» и «гражданской идентичности». Важно, что в
названии программы заключён сущностный нравственный идеал «Орлёнок России».
Структура построения курса предлагает богатые возможности для проявления
творческой энергии каждого ребёнка, для развития его инициативы, для формирования
активной позиции юных граждан страны. В структуре заложено понимание
особенностей психологического развития младшего школьника и условия для
формирования самостоятельной личности будущего подростка. Учтено соотнесение
построения учебных четвертей и распределение нагрузки в них. Цикличность курса, где
даётся возможность вернуться к ранее пройденным трекам, позволяет ребёнку, опираясь
на полученный опыт, проанализировать свои действия, сделать вывод и попробовать
применить этот опыт в своей жизни.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира
на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими
поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его
истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.
Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой
Родине, общности граждан нашей страны, России.
2.
Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи,
своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной
принадлежности.
3.
Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.
Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.
Воспитывать ценностное отношение к
здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре.
6.
Воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и
потребность в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.
Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного
отношения к окружающему миру.
8.
Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную,
поисковую
и
исследовательскую
деятельность.
Содержаниекурсавнеурочнойдеятельностидля4класса
№
п/п
Тема
(содержаниетемы)
1. Трек«Орлёнок—Лидер»—9занятий Ценности,значимыекачестватрека:дружба,команда
Символтрека—конструктор«Лидер»
В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может
увидеть уровень сплочённости классного коллектива вначале учебного года,
сформировать
детские
микрогруппы
дляприобретенияиосуществления
опытачередования творческих поручений.
2. Трек«Орлёнок—Эрудит»—9занятий Ценности,значимыекачества трека: познание
Символтрека—конверт-копилка
Трек«Орлёнок-Эрудит»занимаетпервыймесяцвторойчетверти,котораяотличается
высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов,
конференций и т.п. — в этот период дети знакомятся с разными способами получения
информации,
что
необходимодляихуспешнойдеятельности,втомчислепознавательной.Именновэтот
периодучебногогодаудетейотмечаетсянаиболеевысокаямотивацияиинтерескучёбе.
3. Трек «Орлёнок — Macmep» — 9 занятий Ценности, значимые качества трека: познание
Символ трека — шкатулка Macmepa
Врамкахданноготрекадетейзнакомятстезисом,чтоможнобытьмастерамивразных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер»
поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят
новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для
знакомства случшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны).
4. Трек«Орлёнок—Доброволец»—9занятий
ценности,значимыекачестватрека:
милосердие, доброта, забота
Символтрека—кругДобра
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной
период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и
поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не
тольковрамках трека, ноивобычной жизнедеятельностидетей.Учитель может
обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года.
5. Трек«Орлёнок
—Спортсмен»—9занятий
Ценности,значимыекачестватрека:здоровыйобразжизни.
Символтрека—чек-лист
Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную
активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая
усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить
заболеваемостьдетей, что актуально в зимний период.
6. Трек
«Орлёнок
—Эколог»
—9занятий
Ценности,значимыекачестватрека:природа,Родина.
Символтрека—рюкзачокЭколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок — Эколог» позволяют
проводитьмероприятиязапределамизданияшколысвыходомнаприроду.Естьвозможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологическогосубботника.
7. Трек«Орлёнок—Хранитель
историческойпамяти»—
9занятийЦенности,значимыекачестватрека: семья,Родина
Символтрека—альбом«Мы—хранители»
ДанныйтрекявляетсялогическимзавершениемгодовогоциклаПрограммы.Врамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком
личностногоотношенияксемье,Родине,ксвоемуокружениюиксебелично.Ребёнокдолжен
открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры
своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины».
Тематическое планирование
Реализация программы «Орлята России» для детей 4 класса начинается с первой
четверти учебного года.
Каждый трек состоит из 4 занятий, но с заданными целевыми установками для
сохранения смыслов Программы.
В соответствии с учебным планом МАОУ «Белоевская СОШ», составленному по
Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской
Федерации, для обязательного обучения курса внеурочной деятельности «Орлята России» в 4
классе делениеучебногогодаотводится 34 часа, из расчета 1 час в неделю.
Срок
Тема
проведения
СентябрьВводный орлятский урок.
Октябрь
«Лидер – это…»
«Орлёнок
– «Я могу быть лидером»
Лидер»
«КЛАССный выходной»
«От идеи – к делу»
КТД «Вместе мы сможем всё»
«Встреча с тем, кто умеет вести за собой»
«Мы дружный класс»
Ноябрь
«Кто такой эрудит?»
«Орлёнок«Игра – это полезно и интересно»
Эрудит»
«Эрудит – это широкий кругозор»
КТД «Играй, учись и узнавай»
Декабрь
«Россия мастеровая»
«Орлёнок«В гости к мастерам»
Мастер»
«От идеи – к делу!»
КТД «Мастер своего дела»
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Январь
«Орлёнокдоброволец»
Февраль
«ОрлёнокСпортсмен»
«Спешить на помощь безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение»
«Доброволец – это доброе сердце»
«Основы ЗОЖ»
«Сто затей для всех друзей»
«Встреча-подарок»
«Азбука здоровья»
Март
«ЭКОЛОГиЯ»
Орлёнок«Мой след на планете»
Эколог»
Экологическийквест «Ключи природы»
«Шагая в будущее, помни о планете»
Апрель - Май
«Традиции моей страны»
«Орлёнок
– «Кодекс Орлёнка-хранителя»
Хранитель
«Знать, чтобы хранить»
исторической КТД «История становится ближе»
памяти»
КТД «Мы – хранители памяти»
«Расскажи мне о России»
Подведение итогов года.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого: 34 часа
Библиографическийсписок
1.
Федеральныйгосударственныйобразовательныйстандартначальногообщег
ообразования(утв.приказомМинистерстваобразованияинаукиРФот6октября2009 г. N
373) С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011г.,18
декабря2012 г.,29 декабря2014 г.,18 мая,31 декабря2015 г., 11декабря 2020г.)
2.
Беляков,Ю.Д.Методикаорганизацииколлективныхтворческихделиигр(изд.
2-е,перераб.идоп.).–ФГБОУВДЦ«Орлёнок»:учебно-методическийцентр,2020.
–80с.–Текст: непосредственный.
3.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.
И.Божович.– СПб. : Питер, 2008 – 398с.
4.
Божович,Л.И.Психическоеразвитиешкольникаиеговоспитание/Л.И.Божов
ич,Л. С. Славина. М. : Питер,2008.– 750 с.
5.
Бурова,Л.И.Экологическаяпрактикакакинновационнаямодельвнеурочнойд
еятельности / Л.И.Бурова//Начальнаяшкола. 2016.№5. С.45-47,55.
6.
Григорьев, Д. От результатов к эффектам : конструирование
внеурочнойдеятельности / Д. Григорьев // Классное руководство и воспитание
школьников : журн.Изд.дома«Первое сент.». 2016. №4. С. 4-6.
7.
Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностносоциальныйподход:Учеб.Пособиедлястуд.высш.учеб.заведений/Л.И.
Гриценко.–
М.:Издательскийцентр«Академия», 2005. –240 с.
8.
Ибрагимова,О.В.Внеурочнаядеятельностьучащихсявсистемевоспитательн
ой работы образовательных организаций / О. В. Ибрагимова // Начальнаяшкола.
2015.№11. С. 49-53.
9.
Куприянов,Б.В.Воспитательнаяработавшколе:организация иметодика
/ Б. В. Куприянов; отв. ред. М. А. Ушакова. – Москва : Сентябрь, 2009. – 159 с. :
табл.;20см.–(Библиотекажурнала«Директоршколы».Вып.№8,2009г.);ISBN978-5-88753114-4.– Текст:непосредственный.
10.
Рожков,М.И.Конспектыуроковдляучителя1–
4классовобщеобразовательныхучреждений:воспитаниегражданина:урокисоциальности:
практическоепособие:/М.И. Рожков. –Москва:Владос,2014. – 72 с.
11.
Смирнов,Н.В.Технологииразвитиясоциальнойактивностишкольников:уче
бно-методическоепособие.–СПб,Издательство«КультИнформПресс»,2021.–с.77
12.
Социокультурный опыт современных детей и его развитие в
процессевоспитания:монография/И.В.Вагнер,М.П.Гурьянова,Е.М.Клемяшова,Н.Н.Казна
чеева, И.В. Метлик [и др.] / Москва, Издательство: ФГБНУ «Институт изучениядетства,
семьи и воспитания Российской академии образования». – 2019. – 268 с.; ISBN978-591955-173-7.– Текст:электронный.
13.
Фришман И.И. Воспитание и стратегия жизни ребенка / Рожков
М.И.,БайбородоваЛ.В.,ГущинаТ.Н.,ВолоховА.В.,МашароваТ.В.,МирошкинаМ.Р.,Фриш
манИ.И.//Коллективнаямонография/ПодредакциейМ.И.Рожкова.Москва:ИД
«Научнаябиблиотека», 2016.158с.
14.
ФришманИ.И.Концепциявоспитания–
традицииисовременность/И.И.Фришман// Социальноевоспитание. 2013. №2. С. 12-17.