ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ" Цель программы: сформировать первичные представления, знания, умения, навыки по функциональной грамотности. Для достижения этой цели предполагается решение комплекса следующих задач: - формировать умение читать тексты с использованием основных этапов работы с текстом; - совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; - учить находить и извлекать информацию из различных текстов; -учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; -развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; - обеспечить усвоение ряда понятий технологии «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и т.д.; -воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; -учить детей уважать всякий честный труд, талант, гениальность;уметь взаимодействовать, работать в паре, группе; - поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; – приобщать детей и родителей к проектной деятельности. ТРКМ. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. Программа разбита на четыре раздела: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения раздела «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их 2 содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения раздела «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения раздела «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения раздела «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. На реализацию рабочей программы « Функциональная грамотность » в 1-м классе отводится 33 часа (1 раз в неделю). 3 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение функциональной грамотности в 1 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; - овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; - осознавать личную ответственность за свои поступки; - уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: - осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами иисследованиями; - использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации; - овладевать логическими действиями сравнения, обобщения,классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным понятиям; - использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; - преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные универсальные учебные действия: - проявлять познавательную и творческую инициативу; - принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; 5 - контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; - уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные универсальные учебные действия: - адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах работы в группе; - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); - учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты изучения раздела«Читательская грамотность»: - способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; - умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; - умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения раздела«Етественно-научная грамотность»: - способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; - способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения раздела«Математическая грамотность»: - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; - способность проводить математические рассуждения; - способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и 6 предсказывать явления; - способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному,активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения раздела«Финансовая грамотность»: - понимание и правильное использование финансовых терминов; - представление о семейных расходах и доходах; - умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; - представление о различных видах семейных доходов; - представление о различных видах семейных расходов; - представление о способах экономии семейного бюджета. 7 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование разделов Количество Дата п/п и тем программы часов всего конт прак изучения Виды деятельности роль тичес ные кие работ работ ы ы Раздел 1. Читательская грамотность Виды, Электронные (цифровые) формы образовательные ресурсы контрол я 1.1. В. Бианки. Лис и 1 0 0 Определятьжанр произведения; – называть героев Устный https://yandex.ru/video/preview/1397999625 сказки;дополнять предложения, пользуясь опрос; 2108828256 информацией изтекста; давать характеристикугероям;определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять изчастей пословицы иопределять ихсоответствие произведению; 1.2. Русская народная сказка. 1 0 0 – Определять национальнуюпринадлежность сказки Устный https://yandex.ru/video/preview/1162492501 по информациив заголовке занятия; 403059137 – отвечать на вопросы по содержаниюсказкибез опоры опрос; на текст; – даватьхарактеристикугероям сказки; – наблюдать над синонимами как близкимипо значениюсловами (без введения понятия); – делитьтекстна части в соответствиис предложенным планом; 1.3. В. Сутеев. Живые грибы. 1 0 0 – Даватьхарактеристикугероям; Устный https://yandex.ru/video/preview/9475349071 – дополнять предложения на основе сведенийизтекста; опрос; 830652111 – определять последовательность событий и рассказывать сказку; – составлять вопросы по содержанию сказки; – на основе сведенийизнаучно-познавательного текста выбирать верные высказывания. 1.4. Г. Цыферов. Петушок и 0 0 – Определятьвид сказки; Устный – называть героев сказки, находитьсреди них главного опрос; героя; – определять принадлежность реплик персонажам сказки(без опорына текст); – определять последовательность событий сказки; – находить необходимую информациюв тексте; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; мышонок. Мороз и заяц. солнышко. 1 http://www.youtube.com/watch?v=Z3fwb7ik fUk 1.5. М. Пляцковский. Урок 1 0 0 – Определятьлексическое значение слова; – анализировать содержание текста и составлять план; – определять по рисункусодержание отрывкаизтекста; – даватьхарактеристикугероям; – понимать, чему учитсказка; – составлять изчастей пословицы иопределять ихсоответствие произведению; Устный https://yandex.ru/video/preview/11190055161142 223083 опрос; 1.6 Грузинская сказка. Лев и 1 0 0 Устный https://yandex.ru/video/preview/19468466838462 99281 опрос; 1.7 Русская народная сказка. 1 0 0 Определятьжанр произведения; – называть героев сказки; – выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; – давать характеристикуперсонажам сказки; – наблюдать над словами близкимии противоположными по смыслу; – соотноситьиллюстрациис событиями,; – Давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва напрочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту сказки; – объяснять главную мысль сказки; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. 1.8 Е. Пермяк. Четыре брата. 1 0 0 дружбы. заяц. Как лиса училась летать. – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; Устный https://yandex.ru/video/preview/66709997506711 11539 опрос; Устный https://yandex.ru/video/preview/83016911809482 11961 опрос; – находить в тексте образные сравнения; – отвечать на вопросы по содержанию сказки; Итого 8 Раздел 2. Математическая грамотность 2.1. Про курочку рябу, золотые 1 и простые яйца. 0 0 – Определять количество предметов при счёте; – составлять и решать выражения с ответом 5; – решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; 9 Устный https://yandex.ru/video/preview/77534630727306 27829 опрос; 2.2. Про козу, козлят и капусту. 1 0 0 – Определять количество предметов при счёте; – образовывать число 8; Устный https://yandex.ru/video/preview/17376909746407 564769 опрос; – составлять и решать выражения с ответом 9; – решать задачу в два действия; 2.3. Про петушка и жерновцы. 1 0 0 – Раскладывать число 9 на два слагаемых; – отвечать на вопросы на основе условия задачи; – анализировать данные и отвечать на вопросы; – анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; – работать в группе 2.4. Как петушок и курочки делили бобовые зернышки. 1 0 0 – Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; Устный https://yandex.ru/video/preview/15690834138437 580229 опрос; Устный https://yandex.ru/video/preview/16370628116333 662406 опрос; – раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; – раскладывать число 10 на три слагаемых; – раскладывать число 10 на три чётных слагаемых. 2.5. Про наливные яблочки. 1 0 0 – Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; – находить недостающие данные при решении задач; – складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; Устный https://yandex.ru/video/preview/45065892344986 07105 опрос; 2.6. Про Машу и трех 1 0 0 – Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; – решать задачи на нахождение суммы; Устный https://yandex.ru/video/preview/12699674391565 441652 опрос; медведей. – овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; 2.7. Про старика, старуху, волка и лисичку.Проект «Мои любимые сказки» 1 0 1 – Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; – решать задачи на нахождение части числа: – читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; 10 Устный https://yandex.ru/video/preview/72615688338738 77715 опрос; 2.8. Про медведя, лису и 1 Итого 8 мишкин мед. 0 0 – Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; – читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; Устный https://yandex.ru/video/preview/15643210192260 200721 опрос; Раздел 3. Финансовая грамотность 3.1. За покупками. 1 0 1 – Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; – анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один итот же товар может быть дешевле или дороже; – рассуждать об умении экономно тратить деньги. Устный https://multiurok.ru/files/igra-zaniatie-zapokupkami.html опрос; 3.2. Находчивый колобок. 1 0 0 – Наблюдать над понятиями: товар и услуга; – определять необходимые продукты и их цены; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – работать в группе. Устный https://yandex.ru/video/preview/17920142285653 123531 опрос; 3.3. День рождения мухи- 1 0 0 Наблюдать над различием цены и стоимости; – определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; – определять стоимость покупки; Устный https://infourok.ru/scenariy-myuzikla-po-bzhdden-rozhdeniya-muhi-cokotuhi-3821767. опрос; 3.4. Буратино и карманные 1 0 0 Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; – выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; – анализировать информацию и делать соответствующие выводы; Устный https://yandex.ru/video/preview/17574892858771 894386 опрос; 3.5. Кот Василий продает 1 0 0 Наблюдать над понятием «реклама»; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; Устный https://www.youtube.com/watch?v=TuLocKns7M опрос; Проект «Что такое деньги и как ими распорядиться» цокотухи. деньги. молоко. 11 3.6. Лесной банк. 1 0 0 – Наблюдать над понятием «банк»; – объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне; – анализировать информацию, представленную втекстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы: Устный https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomuchteniyu-vbianki-lesnoy-kolobok-kolyuchiy-bokопрос; klass-3799312.html 3.7. Как мужик и медведь 1 0 0 Наблюдать над понятием «сделка»; – объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; – понимать, почему оптом можно купить дешевле; – выбирать товары для покупки на определенную сумму; Устный https://www.youtube.com/watch?v=bKtqfhSOCZ E опрос; 3.8. Как мужик золото менял. 1 0 0 Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; – объяснять, что такое бартер; – формулировать правила обмена; Устный https://www.youtube.com/watch?v=uv7TUjSDqv A опрос; прибыль делили. Итого 8 Раздел 4. Естественно-научная грамотность. 4.1. Как Иванушка хотел 1 0 0 – Наблюдать над свойством воды – прозрачность; – определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; – определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; Устный https://www.bankreceptov.ru/skazki/skazki0027.shtml опрос; 4.2. Пятачок, Винни-пух и 1 0 0 – Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; – показывать, что шарик можно наполнять водой; – объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; Устный https://yandex.ru/video/preview/18006833256914 218262?text=Пятачок%2C%20Винниопрос; пух%20и%20воздушный%20шарик.&path=yan попить водицы. воздушный шарик. 4.3. Про репку и другие корнеплоды. 1 0 0 – Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, Устный называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; – осуществлять поиск опрос; необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; 12 dex_search&parent-reqid=1665861612570674395087673542816349-sas3-1042-6ab-sas-l7balancer-8080-BAL-5888&from_type=vast https://yandex.ru/video/preview/14417031132294 828074?text=Про%20репку%20и%20другие%2 0корнеплоды.ик.&path=yandex_search&parentreqid=166586164657033912944578243220411216-sas3-1042-6ab-sas-l7balancer-8080-BAL-8649&from_type=vast 4.4. Плывет, плывет кораблик. 1 0 0 – Определять плавучесть металлических предметов; Устный – объяснять, что плавучесть предметов зависит от опрос; формы; – понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; 4.5. Про Снегурочку и 1 0 0 – Объяснять, что такое снег и лёд; – объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; – наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; 4.6. Как делили апельсин. 1 0 0 – Объяснять, почему лопается воздушный шарик Устный при воздействии на него сока из цедры апельсина; – опрос; объяснять, почему не тонет кожура апельсина; – объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; 4.7 Крошка енот и Тот, кто 1 0 0 – Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; – определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, – наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; – наблюдать многократность отражений; Устный https://yandex.ru/video/preview/1384503828636704 3786?text=Крошка%20енот%20и%20Тот%2C%2 опрос; 0кто%20сидит%20в%20пруду.&path=yandex_sea – Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; – составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; – Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; – доказывать, что существует сила притяжения; – пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; Устный https://www.youtube.com/watch?v=exPpRZpzaZo опрос; превращения воды. сидит в пруду. 4.8 Иванова соль. 1 0 1 4.9. В. Сутеев. Яблоко. 1 0 0 Итого 9 33 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 0 2 13 https://yandex.ru/video/preview/12829124501528 665411?text=Плывет%2C%20плывет%20корабл ик.&path=yandex_search&parentreqid=16658616839356234747629709042468018-sas3-1042-6ab-sas-l7balancer-8080-BAL-8175&from_type=vast Устный https://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2017/08/29 /urok-skazka-snegurochka-ili-krugovorot-vody-vопрос; prirode https://yandex.ru/video/preview/7240644434969079 887?text=Как%20делили%20апельсин.&path=yan dex_search&parent-reqid=16658617441053309267554410823411545-sas3-1042-6ab-sas-l7balancer-8080-BAL-1818&from_type=vast rch&parent-reqid=16658617872899273249638790058282141-sas3-1042-6ab-sas-l7balancer-8080-BAL-1683&from_type=vast Устный https://yandex.ru/video/preview/8099979714104004 798?text=.%20Сутеев.%20Яблоко.&path=yandex_ опрос; search&parent-reqid=166586185859054515993249993151417099-sas3-1042-6ab-sas-l7balancer-8080-BAL-8201&from_type=vast 14 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. В. Бианки. Лис и мышонок. Количество часов Дата изучения всего контро практич льные еские план работы работы Тип урока Виды, формы контроля факт 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 1 1 0 0 0 0 ИНМ ИНМ Устный опрос; Устный опрос; 1 0 0 ИНМ Устный опрос; Грузинская сказка. Лев и заяц. 1 Русская народная сказка. Как лиса 1 училась летать.Проект «Мои 0 0 0 1 ИНМ Устный опрос; Устный опрос; Устный опрос; Русская народная сказка. Мороз и заяц. В. Сутеев. Живые грибы. Г. Цыферов. Петушок и солнышко. М. Пляцковский. Урок дружбы. КУ любимые сказки» Е. Пермяк. Четыре брата. Про курочку рябу, золотые и простые яйца. 10. Про козу, козлят и капусту. 1 0 0 1 0 0 ИНМ ИНМ 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 11. Про петушка и жерновцы. 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 12. Как петушок и курочки делили 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 1 1 0 0 0 0 ИНМ ИНМ Устный опрос; Устный опрос; 1 0 1 ИНМ Устный опрос; 0 0 ИНМ Устный опрос; 17 За покупками.Проект «Что такое 1 0 1 КУ Устный опрос; 18. Находчивый колобок. 19. День рождения мухи-цокотухи. 1 1 0 0 0 0 ИНМ ИНМ Устный опрос; Устный опрос; 20. Буратино и карманные деньги. 21. Кот Василий продает молоко. 1 1 0 0 0 0 ИНМ ИНМ Устный опрос; Устный опрос; 22. Лесной банк. 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 23. Как мужик и медведь прибыль 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 0 0 ИНМ Устный опрос; 0 0 ИНМ Устный опрос; 0 0 ИНМ Устный опрос; 8. 9. бобовые зернышки. 13. Про наливные яблочки. 14. Про Машу и трех медведей. 15. Про старика, старуху, волка и лисичку. 16 Про медведя, лису и мишкин мед. 1 деньги и как ими распорядиться» делили. 24. Как мужик золото менял. 25. Как Иванушка хотел попить водицы. 26. Пятачок, Винни-пух и воздушный 1 шарик. 27. Про репку и другие корнеплоды. 1 28. Плывет, плывет кораблик. 1 15 Устный опрос; 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 1 1 0 0 0 0 ИНМ ИНМ Устный опрос; Устный опрос; 1 0 0 ИНМ Устный опрос; 33. В. Сутеев. Яблоко. 1 0 ИНМ Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 0 29. Про Снегурочку и превращения воды. 30. Как делили апельсин. 31. Крошка енот и Тот, кто сидит в пруду. 32. Иванова соль. 2 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Функциональная грамотность. 1 класс. Тренажер для школьников \ М.В. Буряк, С.А. Шейкина. 2023. – 104 с. – (Учение с увлечением) МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Функциональная грамотность. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками М.В.Буряк, С.А.Шейкина; ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Сайт«Начальнаяшкола»сонлайн-поддержкойhttp://1-4.prosv.ru, Сайтинтернет-проекта«Копилкауроковhttp://nsportal.ruсайтдляучителей» 1-4класс 16 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Справочный материал ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Интерактивная доска