Паспорт программы
1
2
3
4
5
6
Наименование учреждения
Форма учебного объединения
Название программы
Вид программы
Направление
Образовательная область
7
8
9
10
Уровень освоения
Продолжительность освоения
Возраст
Форма организации образовательного
процесса
2
МАОУ «Белоевская СОШ»
внеурочная деятельность
«Функциональная грамотность»
кружок
общеинтеллектуальное
Математика, русский язык,
окружающий мир, литературное
чтение
1 год
1 год
9 лет
Коллективная, групповая
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………………….5
Актуальность…………………………………………………………………………….6
Цель программы…………………………………………………………………………7
Планируемые результаты освоения курса…………………………………………...8-9
Тематическое планирование……………………………………………………….10-17
Литература………………..…………………………………………………………….18
Замечания и замечания ………………………………………………………………..19
3
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная
грамотность» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с
внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В
отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать,
составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические
действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков,
обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных
отношений, который считается минимально необходимым для осуществления
жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению,
говорению и слушанию.
Курс состоит из 4 модулей: читательская грамотность, естественнонаучная
грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
предназначена для реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1
часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию
математической и финансовой грамотности.
4
Актуальность данной программы: определяется изменением требований
реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном
социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач,
ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для
успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания,
умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого
находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те
же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор,
принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределенности.
Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего
образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов.
5
Цель программы «Функциональная грамотность»
Цель данного курса: создание условий для развития функциональной
грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.
Цельюизучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Цельюизучения
блока
«Финансовая
грамотность»является
развитие
экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики
семьи.
Цельюизучения
блока
«Естественно-научная
грамотность»
является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для
выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с
помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и
экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия
соответствующих решений.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективностизанятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному
чтению и другим предметам
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностныерезультаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа
над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и
представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы
в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями
оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в
речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
7
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и
заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в
соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать,
объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные
суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и
размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы
человеческого познания.
8
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
Тема
Про дождевого
червяка
Предмет изучения
Формируемые умения
Блок «Читательская грамотность»
Тип текста. Содержание – Определять тип текста;
научно-познавательного – дополнять предложение словами из
текста.
текста;
– определять периоды развития дождевого
червя на основе теста;
– объяснять, почему дождевые черви – это
настоящие сокровища, живущие под
землёй;
– определять на основе теста способ
питания дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее
рисунку;
9
3
Кальций
Содержание научнопознавательного текста.
5
Сколько весит
облако?
Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста
7
Хлеб – всему
голова
Тип текста. Главная
мысль текста.
Содержание текста
9
Про мел
Главная мысль текста.
Содержание текста.
10
– выбирать утверждения, соответствующие
тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы,
ответов на которые нет в тексте.
– Работать с кластером;
– Дополнять предложение словами из
текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие
кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые
соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный
вопрос.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие –
тема или главная мысль;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно
найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном
произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный
вопрос;
– определять название книг с
достоверными сведениями.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие –
тема или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном
произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный
вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования
предложений;
– называть хлебобулочные изделия.
– Заполнять кластер о происхождении
мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
11
Про мыло
Содержание научнопознавательного текста.
13
История свечи
Содержание научнопознавательного текста.
15
Магнит
2
Дождевые черви
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный
вопрос.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– находить в тексте предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по
заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный
вопрос;
– определять слово по его лексическому
значению;
– называть вещества, которые используют
при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно
найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в
тексте;
– соединять части предложений и
определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста;
– называть правила безопасности при
использовании свечей;
– рассказывать о прочитанном
произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
Содержание научно– Давать определение слова;
познавательного текста. – дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия
между предметами;
– называть предметы, о которых говорится
в тексте;
– рассказывать о прочитанном
произведении.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в
жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой
червь;
– объяснять, почему во время дождя
11
4
Полезный
кальций
Кальций
6
Про облака
Облака
8
Про хлеб и
дрожжи
Дрожжи. Хлеб.
10
Интересное
вещество – мел
Мел.
12
Чем интересно
мыло и как оно
«работает»
Мыло
дождевые черви выползают на поверхность
земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают
плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на
дождевого червя.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что
происходит с костями и скорлупой яйца,
если из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными
продуктами;
– дописывать вывод о необходимости
кальция для организма.
– С помощью опыта показывать
образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются
в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
– Называть внешние признаки сходства и
различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и
пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в
хлебобулочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние
температуры на процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние
сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий
образование углекислого газа при
брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и
качество хлеба зависят от выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в
воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат
кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла
появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что
мыло очищает воду от масла;
– проводить опыт, доказывающий, что
мыло уменьшает поверхностное натяжение
воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные
12
14
Про свечи
16
Волшебный
магнит
17
Проверь себя
18
Что такое
«бюджет»?
20
Семейный
бюджет
22
Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата
пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри
образуются из жидкого мыла.
Свеча
– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости
поднимается вода;
– объяснять, почему происходит
возгорание дыма.
Магнит
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие
предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что
магнитная сила действует через стекло и
другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит
может намагничивать металлические
предметы;
– рассказывать о том, что магнит имеет два
полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно
создать компас.
Проверочная работа
Материал, изученный в – Ориентироваться в понятиях, изученных
первом полугодии.
в первом полугодии;
– применять полученные знания в
повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои
действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
Федеральный бюджет,
– Понимать и правильно использовать
уровни бюджета,
финансовые термины: «бюджет», «налоги»;
дефицит, профицит.
«дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит
бюджетная система России;
– объяснять, откуда берутся деньги в
госбюджете и куда они расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь
аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
Семейный бюджет,
– Объяснять значение понятия «семейный
доходы и расходы.
бюджет»;
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные»,
«желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и
письменной речи на заданную тему.
Понятие заработной
– Понимать и правильно использовать
платы, виды зарплаты.
финансовые термины: «заработная плата»,
«фиксированная зарплата», «аванс»,
«премия» и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в
виде графика;
13
24
Откуда в семье
берутся деньги?
Пенсия и
социальные
пособия
26
Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш
28
На что тратятся
семейные деньги?
Виды расходов
30
На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи
32
Как сэкономить
семейные деньги?
19
Расходы и доходы
бюджета
– приводить примеры различных
профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер
заработной платы.
Пенсия, досрочная
– Понимать и правильно использовать
пенсия, пособия для
финансовые термины: «пенсия»,
разных категорий
«досрочная пенсия», «пособие»;
граждан.
– на доступном для третьеклассника уровне
определять основание для назначения
досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают
граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к
регулярным, а какие – к эпизодическим.
Наследство, вклад,
–– Понимать и правильно использовать
выигрыш.
финансовые термины: «случайный доход»,
«выигрыш», «клад», «наследство» и
«движимое и недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается
налогом;
– иметь представления о налогах, которые
человек должен заплатить от доходов,
полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек,
нашедший клад;
– называть предметы, которые человек
может получить в наследство.
Классификация
–– Понимать и правильно использовать
расходов по различным финансовые термины: «обязательные
основаниям.
расходы», «желаемые расходы»,
«непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные
расходы», «чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы», «ежегодные
расходы», «сезонные расходы», «разовые
расходы»,
– определять, к какой группе относятся те
или иные расходы.
Виды обязательных
– Понимать и правильно использовать
платежей.
финансовые термины: «коммунальные
платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи
нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций
определять вид обязательного платежа.
Экономия семейного
– Понимать и правильно использовать
бюджета.
финансовые термины: «экономия
семейного бюджета», «продовольственные
товары», «непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила
экономии семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне
объяснять, почему необходимо экономить
семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
Сравнение доходов и
– Определять дефицитный и профицитный
расходов. Дефицит и
бюджет;
14
профицит.
21
Планируем
семейный бюджет
Доходы и расходы в
семейном бюджете.
23
Подсчитываем
семейный доход
Семейный доход в
таблице, на диаграмме.
25
Пенсии и пособия
Прожиточный
минимум, минимальная
пенсия, пособия.
27
Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы
Налог на выигрыш,
доход от выигрыша в
лотерею.
29
Подсчитываем
расходы
Обязательные и
непредвиденные
15
– анализировать данные, представленные
на инфографике, и на основе этих данных
заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному
решению;
– формулировать вопрос задачи.
– анализировать данные, представленные в
таблице, и по этим данным выполнять
необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел, деление круглого
числа на однозначное;
– анализировать данные столбчатой
диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа
на однозначное путём сложения
одинаковых слагаемых;
– выполнять чертёж к задаче и записывать
её решение.
– Анализировать график и по данным
графика заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых
многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора
среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую
диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на
основе этих данных дополнять
недостающие подписи на круговой
диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую
диаграмму.
– Анализировать данные, представленные в
таблице;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел;
– анализировать данные, представленные в
виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась
пенсия за определённый период;
– заполнять таблицу на основе текстового
материала;
– подсчитывать доход семьи от детских
пособий.
– Определять, с какой суммы и в каком
размере нужно платить налог с выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный
доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью
калькулятора находить процент от числа.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию,
расходы.
31
Расходы на
обязательные
платежи
Обязательные платежи
33
Подсчитываем
сэкономленные
деньги
Экономия семейного
бюджета.
34
Проверь
себя
необходимую для выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и
определять, какую часть от семейного
дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья
откладывает на непредвиденные расходы.
– Определять, какие налоги должна платить
семья;
– анализировать данные диаграммы и на
основе этих данных заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные
расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или
увеличения обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание
многозначных чисел.
– Под руководством учителя решать
составные задания на нахождения
количества сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле
товар со скидкой;
– находить часть от числа.
Проверочная работа
Материал, изученный
– Ориентироваться в понятиях, изученных
во втором полугодии.
во втором полугодии;
– применять полученные знания в
повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои
действия в соответствии с поставленной
учебной задачей.
16
Литература:
1. «Функциональная грамотность» Программа внеурочной деятельности 3 класс.М.В.
Буряк, С.А. Шейкина –М.:Планета,2023.(Учение с увлечением). 2.«Функциональная
грамотность. 3 класс. Тренажер для школьников, М.В.Буряк,С.А.Шейкина.М.:Планета,2022.(учение с увлечением)
3. Сайт издательства «ПЛАНЕТА» http://www. planeta-kniga.ru
Цифровые образовательные ресурсы:
1. Национальная программа поддержки и развития чтения. [Электронный ресурс]
Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества.– 2006. Режим доступа:
http://mcbs.ru/files/File/nats_programma_podderzhki_chteniya.pdf
2. Образовательные технологии. Учебно-методическое пособие. А.П. Чернявская, М.В.
Байбородова, Л.Н. Серебренников, И.Г. Харисова, В.В. Белкина, В.Е. Гаибова.
[Электронный ресурс] Ярославский государственный педагогический университет им.
К.Д. Ушинского. – 2009. Режим доступа:
3. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/met49.html.
17
Замечания и предложения
18