Я - частичка коми-пермяцкого народа, 1а

Паспорт программы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Наименование образовательного
учреждения
Форма учебного объединения
Название программы
Вид программы
Направление
Образовательная область
Уровень освоения
Продолжительность освоения
Возраст
Форма организации образовательного
процесса

МАОУ «Белоевская
СОШ»
Внеурочная деятельность
«Я-частичка комипермяцкого народа»
внеурочка
Социальное
Краеведение
4 года
4 года
7-12 лет
Групповая

1.Пояснительная записка
Программа факультатива « Я – частичка коми-пермяцкого народа».Данная
программа предназначена для обучения младших школьников коми - пермяцкому языку в
образовательном учреждении начального общего образования. В Программе дается
краткая характеристика предмета, определяются цели и задачи обучении коми –
пермяцкому языку в начальной школе, основное содержание обучения, требования к
уровню подготовки обучающихся. Она
обеспечивает формирование личностных,
метапредметных и предметных компетенций. Предполагает как равномерное
распределение
часов еженедельно ( 1 час в неделю), так и неравномерное их
распределение с возможностью организовывать занятия блоками.( Например, праздники,
фестивали, утренники, поездки, экскурсии и т. д.) В этих случаях возможно объединение
класса ( в нашем случае со второго года обучения) с другими классами школы,
занимающимися по сходным программам и проведение совместных мероприятий.
Программа построена с учётом возрастных особенностей младших школьников (возраст –
7 – 11 лет, 1 – 4 классы).
При разработке программы соблюдались общие правила разработки программ
внеурочной деятельности обучающихся.
Актуальность: Необходимость таких занятий вызвана тем, что дети комипермяцкой национальности не говорят на родном языке, многие не понимают его, а
некоторые даже пренебрегают им.
В связи с этим педагогу необходимо найти такие средства, формы и способы
организации учебного процесса, в ходе которого дети, говорящие на русском языке,
научаться говорить на коми-пермяцком языке, проникнутся уважением к нему, к своему
народу, к его культуре.
Педагогическая целесообразность программы обоснована научными данными
трудов В.Н. Мещерякова, Н.В.Семёнова и др. о необходимости максимально использовать
период обучения ребёнка в начальных классах для обучения языкам. Именно в
начальных классах идёт формирование и развитие личности ребёнка, поэтому
необходимо также с ранних лет приобщать обучающихся к культуре своего народа.
Цели программы: развитие языковой личности на основе изучения культуры
коми-пермяцкого народа и коммуникативных единиц коми-пермяцкого языка в условиях
начального образования.

Задачи программы:
- ознакомление с тематическими коммуникативными единицами языка;
- развитие коммуникативных компетенций в условиях двуязычия;
- воспитание ценностного отношения к этнокультурным традициям региона

2. Содержание программы по годам обучения.
Содержание данной программы предусматривает ее реализацию поэтапно:
I этап – 1 класс «Культура коми-пермяцкого народа»
II этап – 2 класс «Коми - пермяцкий алфавит»
III этап – 3 класс «Диалог и диалоговая речь на коми-пермяцком языке»
IV этап – 4 класс «Национальная литература и фольклор»
1 класс
Программа первого года обучения предполагает формирование понятия о коми-пермяках,
как самобытном народе России; любви к родному краю, к корням своего рода;
Приобщение к культуре коми-пермяков посредством изучения быта, кухни,
национального костюма, работ народных умельцев ( Канюков И. И., Утробин Е.),
творчества художника В.Онькова, посещения школьного музея и музея им. Субботина –
Пермяка в г. Кудымкаре, бесед со старшим поколением.
Практическая часть программы первого класса включает элементы изобразительного
искусства и технологии, фотосессию в национальном костюме, фотовыставку, игры,
танцы коми-пермяцкого народа.
Итоговое занятие первого этапа реализации программы – утренник « Я – частичка комипермяцкого народа».
2 класс
Знакомство с коми-пермяцким алфавитом запланировано на втором этапе реализации
программы. На основе знаний школьниками русского алфавита, путём деятельностного
метода в обучении, выясняется особенность коми-пермяцкого алфавита. На первом
занятии школьники знакомятся с основателем коми-пермяцкой азбуки Стефаном
Пермским, а на последующих – работа с русским и коми-пермяцким алфавитами и
словарями. Особое место занимает сравнительный анализ алфавитов, перевод слов с
одного языка на другой, проектная деятельность (проект «Книжка-малышка»). Учащиеся
второго класса знакомятся с детским журналом «Силькан», посещают сельскую
библиотеку с целью знакомства с детской литературой коми-пермяцкого книжного
издательства, разучивают стихи на коми-пермяцком языке и рассказывают их перед
первоклассниками на совместном итоговом занятии.
3 класс
Основное направление занятий в 3 классе – диалог и диалоговая речь на коми-пермяцком
языке. В начале курса даётся теоретический материал, раскрывающий понятия «диалог» и
«диалоговая речь». Работа по развитию диалоговой речи идёт с первых уроков; уделяется
внимание правильному произношению слов на коми-пермяцком языке, интонированию
предложений, соблюдению логического ударения и пауз, обогащению словарного запаса.

Всё это используется в качестве основы для развития связной диалогической речи на
родном языке.
На заключительном этапе реализации программы 3 класса - коллективный проект
«Карманный словарик» и выход в социум – защита коллективного проекта на
общешкольном мероприятии.
4 класс
Программа четвёртого этапа изучает национальную литературу и фольклор. Школьники
знакомятся с творчеством выдающихся людей Пармы – поэтами, писателями,
основоположниками коми-пермяцкого языка и литературы, композиторами и
исполнителями коми-пермяцких песен. Первые уроки посвящены финно-угорскому миру
и месту коми-пермяков в нём.
Особое внимание уделяется коми-пермяцкому фольклору, как духовному богатству
народа. Школьники знакомятся с коми-пермяцкими пословицами, поговорками, сказками,
персонажами коми-пермяцкого эпоса - Перой-Богатырём и Кудым-Ошем.
На практических занятиях разучиваются коми-пермяцкие песни, стихи, частушки,
исследуются общие слова удмуртов и коми-пермяков, проводится конкурс рисунков.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может
происходить на фестивале «Ай да мы!».
2. Общая характеристика учебного предмета
Факультатив «Коми - пермяцкий язык» способствует формированию
представлений ученика о диалоге культур, осознанию им себя как носителя культуры и
духовных ценностей своего народа, национальной идентичности, гражданственности,
норм морали и речевого поведения. Существенная особенность курса состоит в том, что в
нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей
всех дисциплин начальной школы. Коми пермяцкий язык использует и тем самым
подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения и русского языка,
совместно с ними формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его
общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. В курсе коми –
пермяцкого языка можно выделить следующие содержательные линии:
1) коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании,
говорении, чтении и письме;
2) языковые средства и навыки пользования ими;
3) социокультурная осведомлённость;
4) общеучебные и специальные учебные умения. Основной содержательной линией из
четырёх перечисленных являются коммуникативные умения, которые представляют собой
результат овладения коми- пермяцким языком на данном этапе обучения. Формирование
коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также
навыками оперирования ими в процессе общения в устной и письменной форме. Таким
образом, языковые навыки представляют собой часть названных сложных
коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции также
неразрывно связано с социокультурной осведомлённостью младших школьников. Все
указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, и отсутствие одной из
них нарушает единство факультатива Ведущими на начальной ступени являются

развивающий и воспитательный аспекты, которые опираются на познавательный и
учебный. Это оказывается возможным благодаря определенной стратегии, выражаемой
формулой «культура через язык, язык через культуру». Культура как система ценностей,
является содержанием образования, овладевая которой, ученик становится человеком
духовным.
Методическое обеспечение программы
Занятия строятся путём создания проблемных ситуаций. Приоритетными методами
организации деятельности служат практические, поисково-творческие, исследовательские
работы. Способами работы являются как групповые, так и индивидуальные виды
деятельности.
3. Содержание учебного аспекта программы
« Я – частичка коми-пермяцкого народа»
1) Коммуникативные умения по видам речевой деятельности
Говорение.
Обучение диалогической формеречи направлено на развитие у учащихся умения
вести диалог, а обучение монологической форме речи– на развитие умения использовать
основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ. Монологической и
диалогической формам речи учащиеся обучаются с помощью высказываний по образцам.
В аудированииучащиеся учатся воспринимать и понимать на слух речь учителя,
одноклассников. Ученики также учатся понимать на слух содержание текстов,
соответствующих их возрасту.
В чтении учащиеся учатся читать небольшие тексты на коми-пермяцком языке с
целью понимания основного содержания, с целью извлечения конкретной информации и с
целью полного понимания содержания.
В письме учащиеся учатся писать:


по образцу учителя - буквы коми-пермяцкого алфавита, слоги, слова;



под диктовку учителя - слова и короткие предложения;

2) Языковые средства и навыки пользования ими
1. Графика. Буквы коми-пермяцкого алфавита.
2. Фонетическая сторона речи. Различение на слух звуков коми-пермяцкого языка.
Деление слов на слоги, слогов на звуки. Основные сочетания – дз, дж, тш. Ударение.
Деление предложений на смысловые группы.
4. Планируемые результаты реализации программы
Результаты внеурочной

духовно-нравственной

деятельности школьников

распределяются по трем уровням.
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни: начальные представления о
моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе ценностное
отношение к коми-пермяцкому языку, к своей малой родине, культурно-историческому
наследию округа, символике, народным традициям, к старшему поколению.
Формы внеурочной деятельности: занятия, экскурсии, беседы, сюжетно-ролевые
игры, фотовыставки, викторины, утренники
УУД

Работа с информацией

Познавательные
1.Поиск
и
выделение
необходимой информации.
2. Структурирование знаний
Коммуникативные
1.Умение
слушать
и
вступать в диалог.
2.Умение сотрудничать с
взрослыми и сверстниками.
Личностные
1.Сотрудничать
со
сверстниками и учителем.

Понимание
информации

ИКТ компетентности

предлагаемой Поиск информации
помощи средств ИКТ

при

Поиск информации

Сравнение
объектов,
описанных в тексте

Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: участие во
внеклассной

деятельности

учебного

заведения,

нравственно-этический

опыт

взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в
соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сочувствие
находящемуся в трудной ситуации.

к человеку,

Формы внеурочной деятельности: беседы, коллективные творческие дела,
трудовые дела, конкурсы, выставки, презентации.
УУД
Познавательные
1.Сравнивать,
группировать
полученную информацию.
2.Самостоятельное выделение
и
формулирование
познавательной цели.
Коммуникативные
1.Умение представлять свою
собственную позицию.
2.Сотрудничество в поиске и
сборе информации.
3. Разрешение конфликтных
ситуаций, умение находить
компромисс
Личностные
1.Проявление эмоциональноположительного отношения и
интереса к родному краю.
Регулятивные
1.Выделение и сохранение
цели, заданной в виде образца,
ориентация на образец и
алгоритм действий.
2.Самооценка
Результаты

третьего

Работа с информацией
ИКТ компетентности
Понимание информации Обработка
и
поиск
предоставленной разными информации
способами

Упорядочивать
Технология
ввода
информацию по заданному информации в компьютер
алгоритму

Работать с несколькими Создание, представление
источниками информации и передача сообщений
Обрабатывать
информацию, полученную
из нескольких источников

уровня

–

приобретение

школьником

опыта

самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными
субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде:формирование
представлений об институтах гражданского общества, государственном устройстве и
социальной структуре; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе в
отношении людей других национальностей, анализировать нравственную сторону своих
поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям,
уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций
своей семьи и школы, коми-пермяцкого народа, бережное отношение к ним.

Формы внеурочной деятельности: деловые игры, исследовательская и проектная
деятельность, анкетирование, экскурсии, поездки, социально-значимые акции школьников
в окружающем школу социуме.
УУД
Познавательные
1. Самостоятельный поиск источников
информации.
2. Сопоставлять и отбирать информацию,
полученную из различных источников
(словари, энциклопедии, справочники,
электронные диски, сеть Интернет).
3. Анализировать, сравнивать, группировать
различные объекты, явления, факты.
4. Самостоятельно делать выводы,
перерабатывать информацию, преобразовывать
её, представлять информацию на основе схем,
моделей, сообщений
Коммуникативные
1.Участвовать в диалоге на коми-пермяцком
языке; слушать и понимать других, высказывать
свою точку зрения на события, поступки.
2.Оформлять свои мысли в устной речи на
коми-пермяцком языке с учетом своих учебных
и жизненных речевых ситуаций.
3. Отстаивать и аргументировать свою точку
зрения с помощью фактов и дополнительных
сведений на основе знаний о родном крае.
4.Участвовать в работе группы, распределять
роли, договариваться друг с другом. Предвидеть
последствия коллективных решений
Личностные
1.Прооявление эмоционально-положительного
отношения и интереса к родному краю, своему
народу, стране.
2. Умение соотносить поступки и события с
принятыми этическими принципами, знание
моральных норм.
3. Толерантное отношение и уважение к другим
народам
Регулятивные
1. Самостоятельно формулировать задание:
определять его цель, планировать алгоритм его
выполнения, корректировать работу по ходу его
выполнения, самостоятельно оценивать.
2. Использовать при выполнения задания
различные средства: справочную литературу,
ИКТ.
3.Определять
самостоятельно
критерии
оценивания, давать самооценку

Работа
информацией
Оценка
информации
(анализировать,
оценивать,
планировать,
ставить
цель
предполагать
результат)

Преобразование
интерпретация
информации

с ИКТ
компетентности

и

и Планирование
деятельности,
управление
организация.

и

Самостоятельная
организация
поиска
информации

Обработка
и
поиск информации

Опыт критического
отношения
к
получаемой
информации,
сопоставление её с
информацией,
получаемой
из
других источников
и
имеющимся
жизненным опытом

Создание,
представление
передача
сообщений

и

5. Тематическое планирование
Тематическое планирование. 1 класс
№

1.

Тема занятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
предметные результаты
универсальные учебные действия (УУД)

Введение. Мы – коми- Ориентироваться в учебнике; Регулятивные:формулировать учебную
пермяки.
знать и применять элементы задачу урока, исходя из анализа материала
учебной книги;.
учебника в совместной деятельности,
пониматьеё и принимать, планировать
вместе с учителем деятельность по
изучению темы урока; находить нужную
главу и тему в содержании учебника;
Познавательные:
переводить текст, понимать о чем он.

Дата
личностные

Проявлять бережное отношение к
книге, аккуратно ею пользоваться,

Коммуникативные: отвечать на вопросы
учителя на основе текста

2.

Москва – столица нашей
Познакомиться с
Родины. Кудымкар
- государственной символикой
столица коми-пермяцкого
России, Пермского края,
округа.
Коми – пермяцкого округа

Личностные
Прооявление
эмоциональноположительного отношения и интереса к
родному краю, своему народу, стране.
Коммуникативные
Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные
Прооявление
эмоциональноположительного отношения и
интереса к родному краю, своему
народу, стране.

3.

Флаг и герб КПАО и
России

Коммуникативные
Умение сотрудничать с взрослыми и
сверстниками.

Толерантное отношение и
уважение к другим народам

4.

Моя малая родина.

Умение соотносить поступки и
события с принятыми этическими
принципами, знание моральных
норм.

5.
6.
7.

8.

9.

10
11.
12.
13.
14.

15.

Знакомство
с
комипермяками
Коми-пермяцкий костюм.
Коми-пермяцкий орнамент
Рисование орнамента по
шаблону
Фотовыставка
«Наши
прабабушки
и
прадедушки»
Традиционные
жилища
коми-пермяков.
Коллаж «Деревня»
Предметы быта и утварь
Коми-пермяцкие
блюда.
Их особенность
Приглашаем вас к комипермяцкому столу
Игры наших прабабушек
Танцы наших прабабушек.
Разучивание
комипермяцкого танца «Тупи тап» «Ленок»
Заочное путешествие к
народным
умельцам
Пармы

16. Творчество художника В.
Онькова
17. Семья.
18. Осень. Ар.
19. Школа.

20.
21.
22
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Буква ö.
Буква і.
Зима. Тöв.
Загадки. Пословицы.
Поговорки.
Цифры. Счет.
Цвета. Рöммез.
Весна. Тулыс.
Деревья. Пуэз.
Птицы. Кайез.
Дикие животные. Вöрпиэз.
Домашние
животные.
Пода.
Человек. Морт.
Дом. Горт.
Лето. Гожум.
Итого: 33ч.

Тематическое планирование. 2 класс
№

Тема занятия

1.

2.

Стефан Пермский основатель коми-пермяцкой
азбуки
Буква ö

3.

Игры с буквой ö.

1

1

4.

1

1

5.

Игра «Переводчики» ( Слова
на букву ö)
Буквы i, и

2

1

1

6.

Сочетание - дз

2

1

1

7.

Сочетание - дж

2

1

1

8.

Сочетание - тш

2

1

1

9.

Знакомство с коми-русским
словарём
Игра « Переводчики»

1

1

Звук [р]. Особенности
произношения.
Занятие-исследование
«Ф,Х,Ц,Щ - лишние буквы?»
Сравнительный анализ двух
алфавитов
Игра на классификацию

1

1

2

1

1

1

Проект « Книжка –
малышка»
Путешествие по страницам
журнала «Силькан»
Посещение сельской
библиотеки
Разучивание стихов на комипермяцком языке и
выступление перед
первоклассниками

4

2

2

5

3

2

10.
11.
12.
13
14.
15.
16.
17.
18.

Количество
часов
1

Теория

1

1

Практика

1

2

2

1

1

1

2

2

3

2

1

Итого: 34 ч.

Итого:17 ч.

Итого: 17 ч.

Тематическое планирование. 3 класс
№
1.

Тема занятия

Количество
часов
1

Введение. Что такое диалог.

Теория

Практика

1

Моя семья
2.
3.
4
5

Расскажи нам о себе на комипермяцком языке
Моя семья. Члены семьи на комипермяцком языке.
Моя помощь родителям
Мини-проект «Альбом моей семьи»

1

1

1

1

1

1
1

Мой дом
6

Мой дом. Дом в старину.

1

1

7

Мебель

1

1

8

Мой дом.
Посуда и столовые приборы

1

1

9

Мой дом.
Пища и продукты

1

1

10

Мой дом.
Работа со словарем

1

1

1

11

Конкурс рисунков

1

1

1

1

Во саду ли в огороде.
12

Жизнь птиц и животных осенью

1

1

13

Приметы осени.

1

1

14
15

Загадки «Овощи», «Фрукты»,
Стихи и загадки об осени

1
1

1
1

16

Что растёт в лесу

1

1

17

Кто живёт в лесу

1

1

18

Водоёмы. Водоемы нашего края

1

1

19

1

1

20

Грибы.
Съедобные-несъедобные.
Проект «Грибы»

21

Явления природы

1

1
1

1

1

22

Как уберечься от опасности

1

1

1

1

1

1

1
1

Человек.
23

Части тела

1

24

Лицо человека

1

25
26

Конкурс рисунков «Портрет друга»
Творческий проект «Карманный
словарик»

1
1

27
28
29

Жизнь птиц и животных зимой.
Занятия людей зимой.
Мои любимые игрушки. Комипермяцкие игры

1
1
1

1

30

Времена года, месяцы. (Старинные
названия)
Приметы весной. Экскурсия
.Стихи и загадки о весне
Жизнь птиц и животных весной.
Весенние праздники.

1

1

1
1
1
1
Итого: 34 ч.

1

31
32
33
34

1
1

1
1
Итого: 34 ч.

1
1
Итого: 15 ч.

Тематическое планирование. 4 класс
№

Тема занятия

1.
2.

Введение. Финно-угорские языки
Знакомство с родственными
народами.
Венгры.
Венгерские игры
Финны.
Финнские сказки.
Удмурты.
Исследование «Общие слова
удмуртов и коми-пермяков»
Фольклор – духовное богатство
народа.
Пословицы и поговорки

3.
4.
5.

6.
7.

Количество
часов
1
1

Теория

Практика

2

1

1

2

1

1

3

1

2

1

1

1

1

1
1

8.
9.

Сказание о Пере – Богатыре
Сказание о Кудым - Оше

1
1

10.

Конкурс рисунков
« Богатыри нашего народа»
Сказки коми-пермяцкого народа.
Климов В.В.
Авторская сказка
Пахоруков В.В.
Басни.
М. П. Лихачёв и А.Н.Зубовосновоположники комипермяцкого языка и литературы
Наследие А. Н. Зубова

1

11.
12.
13
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

1
1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

Песни нашего народа. Клещин,
Пахоруков.
Голоса Пармы.
Е. Плотникова
Разучивание песен о Парме

1

1

1

1

2

2

Концерт
Стихи коми-пермяцких авторов
Частушки. Конкурс
частушечников
Подготовка к фестивалю «Ай да
мы!»
Фестиваль «Ай да мы!»

2
2
2

2
1
2

1

3

3

2

2

Итого:34 ч.

Итого:17 ч.

Итого:17 ч.


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».