ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598, Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, Примерной программой
начального общего образования по математике и учебном планом школы.
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике
разработана на основе авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Бантовой,
Г.В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С.В. Степановой, Издательство «Просвещение», 2021),
М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник. 3 класс. В 2 ч. (М.: Просвещение, 2015).
Психолого-педагогические особенности обучающихсяс задержкой психического
развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии,
подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания
специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или
поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо
неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной
саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой
ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной
работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся,
способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми
сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего
образования в систематической
коррекционной помощи.
и
комплексной
(психолого-медико-педагогической)
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования
и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям
обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в
получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и
способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого
по срокам с образованием здоровых сверстников.
Цель:
коррекция пробелов общего развития, восполнение возникающих пробелов в
знаниях по учебному предмету, пропедевтика изучения сложных разделов учебной
программы.
Задачи:
- развивать и корректировать функции познавательной деятельности в соответствии
с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями учащихся, имеющих
ограниченные возможности здоровья;
- формировать умения и навыки обучающихся на базе усвоенных знаний
программного учебного материала предыдущего года обучения;
- формирование и развитие представлений об основных единицах математики
(решение числовых выражений, решение уравнений, текстовых задач);
- активизировать вычислительную деятельность учащихся, имеющих ограниченные
возможности здоровья.
Успешность освоения программы коррекционно-развивающих занятий оценивается
достижением обучающихся планируемых результатов освоения программы коррекционноразвивающих занятий, наличием положительной динамики образовательных достижений и
преодоление отклонений развития.
Место предмета в учебном плане.
На изучение коррекционно-развивающих занятий по математике в 3 классе
начальной школы отводится 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№
Тема раздела
Количество часов
1
Числа от 1 до 100.Сложение и вычитание.
2ч
2
Числа от 1 до 100. Табличное умножение и
деление.
7ч
3
Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и
деление.
2ч
4
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
2ч
5
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание.
2ч
6
Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.
2ч
год
17 ч
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение). (2 часа)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Переместительное и сочетательное свойства сложения.
Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым и вычитаемым.
Обозначение геометрических фигур буквами.
Раздел 2. Табличное умножение и деление (продолжение). (7 часов.)
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Умножение числа 1 и на 1. Умножение 0 и на 0, деление нуля на число,
невозможность деления на 0.
Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок.
Нахождение числа, которое в несколько раз больше или меньше данного. Сравнение
чисел с помощью деления.
Примеры взаимосвязей между величинами.
Площадь, единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр. Соотношения между ними.
Окружность, круг. Центр, радиус, диаметр окружности (круга). Вычерчивание
окружностей с использованием циркуля.
Раздел 4. Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. (2 часа)
Умножение суммы на число. Деление суммы на число.
Устные приёмы внетабличного умножения и деления.
Деление с остатком.
Решение задач
пропорционального.
на
деление
с
остатком,
на
нахождение
четвёртого
Проверка умножения и деления. Проверка деления с остатком.
Раздел 5. Числа от 1 до 1000. Нумерация. (2 часа.)
Образование и название трёхзначных чисел. Порядок следования чисел при счёте.
Запись и чтение трёхзначных чисел. Представление трёхзначного числа в виде
суммы разрядных слагаемых.
Сравнение трёхзначных чисел.
Единицы массы: грамм, килограмм. Соотношение грамма и килограмма.
Раздел 6. Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание. (2 часа)
Устные приёмы сложения и вычитания чисел в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100.
Письменные приёмы сложения и вычитания.
Раздел 7. Числа от 1 до 1000. Умножение и деление. (2 часа)
Устные приёмы умножения и деления чисел в случаях, сводимых к действиям в
пределах 100.
Письменные приёмы умножения и деления на однозначное число.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной
деятельности;
основы мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения
математики, интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к
применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий и пр.,
предложенных в учебнике или учителем;
положительное отношение к урокам математики, к учебе, к школе;
понимание значения математических знаний в собственной жизни;
понимание значения математики в жизни и деятельности человека;
восприятие критериев оценки учебной деятельности и понимание оценок учителя
успешности учебной деятельности;
умение самостоятельно выполнять определенные учителем виды работ
(деятельности), понимая личную ответственность за результат;
знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной
деятельности;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему
определенных заданий и упражнений);
уважение и принятие семейных ценностей, понимания необходимости бережного
отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск
средств для достижения учебной задачи;
находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и
письменной форме, использовать математические термины, символы и знаки;
планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее
решения;
проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях –
самостоятельно;
выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на
уроке и по результатам изучения отдельных тем;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях
и процессах и представлять информацию в знаково-символической и графической
форме, строить модели, отражающие различные отношения между объектами;
проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать
выводы;
устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений,
равенств, геометрических фигур и др.) и определять недостающие в ней элементы;
выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно
найденным основаниям;
делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
проводить несложные обобщения и использовать математические знания в
расширенной области применения;
понимать базовые межпредметные предметные понятия: число, величина,
геометрическая фигура;
фиксировать математические отношения между объектами и группами объектов в
знаково-символической форме (на моделях);
стремление полнее использовать свои творческие возможности;
общее умение смыслового чтения текстов математического содержания в
соответствии с поставленными целями и задачами;
самостоятельно осуществлять расширенный поиск необходимой информации в
учебнике, в справочнике и в других источниках;
осуществлять расширенный поиск информации и представлять информацию в
предложенной форме.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую
терминологию;
понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы
для их уточнения, четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести
диалог, речевые коммуникативные средства;
принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии
успешной математической игры, высказывать свою позицию;
** знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной
деятельности;
контролировать свои действия при работе в группе и осознавать важность
своевременного и качественного выполнения взятого на себя обязательства для
общего дела.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЧИСЛА И ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
образовывать, называть, читать, записывать числа от 0 до 1 000;
сравнивать трехзначные числа и записывать результат сравнения упорядочивать
заданные числа заменять трехзначное число суммой разрядных слагаемых уметь
заменять мелкие единицы счета крупными и наоборот;
устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая
последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц,
увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать ее или восстанавливать
пропущенные в ней числа;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному одному или
нескольким признакам;
читать, записывать и сравнивать значения величины площади, используя изученные
единицы измерения этой величины (квадратный сантиметр, квадратный дециметр,
квадратный метр), и соотношения между ними: 1 дм2 = 100 см2, 1 м2 = 100 дм2;
переводить одни единицы площади в другие;
читать, записывать и сравнивать значения величины массы, используя изученные
единицы измерения этой величины (килограмм, грамм) и соотношение между ними: 1
кг = 1 000 г; переводить мелкие единицы массы в более крупные, сравнивать и
упорядочивать объекты по массе.
АРИФМЕТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
выполнять табличное умножение и деление чисел; выполнять умножение на 1 и на 0,
выполнять деление вида: а : а, 0 : а;
выполнять внетабличное умножение и деление, в том числе деление с остатком;
выполнять проверку арифметических действий умножение и деление;
выполнять письменно действия сложение, вычитание, умножение и деление на
однозначное число в пределах 1 000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2 – 3 действия (со скобками
и без скобок).
РАБОТА С ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ
Учащийся научится:
анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в
таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже;
составлять план решения задачи в 2 – 3 действия, объяснять его и следовать ему при
записи решения задачи;
преобразовывать задачу вновую, изменяя ее условие или вопрос;
составлять задачу по краткой записи, по схеме, по ее решению;
решать задачи, рассматривающие взаимосвязи: цена, количество, стоимость; расход
материала на 1 предмет, количество предметов, общий расход материала на все
указанные предметы и др.; задачи на увеличение/уменьшение числа в несколько раз.
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Учащийся научится:
обозначать геометрические фигуры буквами;
различать круг и окружность;
чертить окружность заданного радиуса с использованием циркуля.
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
Учащийся научится:
измерять длину отрезка;
вычислять площадь прямоугольника (квадрата) по заданным длинам его сторон;
выражать площадь объектов в разных единицах площади (квадратный сантиметр,
квадратный дециметр.квадратный метр), используя соотношения между ними.
РАБОТА С ИНФОРМАЦИЕЙ
Учащийся научится:
анализировать готовые таблицы, использовать их для выполнения заданных действий,
для построения вывода;
устанавливать правило, по которому составлена таблица, заполнять таблицу по
установленному правилу недостающими элементами;
самостоятельно оформлять в таблице зависимости между пропорциональными
величинами;
выстраивать цепочку логических рассуждений, делать выводы.
Календарно-тематическое планирование
1 четверть(4 ч)
№
Тема занятия
1
Устные и письменные приёмы сложения и
вычитания. Решение уравнений.
Упражнения на
развитие
концентрации
внимания
2
Обозначение геометрических фигур
буквами. Таблица умножения и деления с
числом 2.
Коррекция
мышления на
основе
установления
Дата
Корректировка
закономерностей.
3
Таблица умножения и деления с числом 3.
Порядок выполнения действий.
Коррекция
мышления на
основе
установления
закономерностей.
4
Таблица умножения и деления с числом 4.
Таблица умножения и деления с числом 5
Коррекция
мыслительных
процессов на
основе изученного
материала
2 четверть(4ч)
№
Тема занятия
5
Таблица умножения и деления с числом 6.
Таблица умножения и деления с числом 7.
Коррекция
мышления на
основе упражнений
в установлении
причинноследственных
связей.
6
Единицы площади. Квадратный сантиметр.
Таблица умножения и деления с числом 8.
Расширять
представления через
сопоставления,
сравнения.
7
Таблица умножения и деления с числом 9.
Единицы площади. Квадратный дециметр.
Расширять
представления через
сопоставления,
сравнения.
8
Умножение на 1 и на 0. Окружность. Круг.
Вырабатывать
навыки прочного
запоминания.
Дата
Корректировка
3 четверть (5 ч)
№
Тема занятия
9
Умножение и деление круглых чисел.
Умножение двузначного числа на
однозначное.
Учить применять
правила при
выполнении
упражнений.
10
Связь между числами при делении.
Проверка умножения и деления.
Коррекция
мышления на
основе
установления
закономерностей.
Дата
Корректировка
11
Деление с остатком. Проверка деления с
остатком.
Учить выделять из
общего частное.
12
Решение задач на деление с остатком.
Образование и название трёхзначных
чисел.
Учить обобщать,
анализировать.
13
Письменная нумерация в пределах 1000.
Сравнение трёхзначных чисел.
Развивать словеснологическую память.
Развивать умение
группировать.
4 четверть (4 ч).
№
Тема занятия
14
Единицы массы: килограмм, грамм.
Приёмы устных вычислений трёхзначных
чисел.
Работать над
расширением
зрительного
восприятия.
15
Алгоритм письменного сложения
трёхзначных чисел. Письменные приёмы
сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Учить применять
правила при
выполнении
заданий.
16
Приёмы устного умножения и деления
трёхзначного числа на однозначное.
Деление круглых трёхзначных чисел на
круглые двузначные и трёхзначные.
Учить применять
правила при
выполнении
заданий. Развивать
целенаправленное
внимание.
17
Алгоритм деления трёхзначного числа на
однозначное. Проверка деления
трёхзначного числа на однозначное.
Учить применять
правила при
выполнении
заданий. Развивать
целенаправленное
внимание.
Дата
Корректировка