Функциональная грамотность, 1Б

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1
класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
ОБЩАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания,
а четыре главные способности обучающегося:
 добывать новые знания;
 применять полученные знания на практике;
 оценивать свое знание-незнание;
 стремиться к саморазвитию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована
душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек,
владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их
самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют
метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные,
регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов:
интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся
коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на
любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идѐт
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и
слушанию.
Программа внеурочного курса «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учѐтом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в
него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Раздел 1. Читательская грамотность
Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев
прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Темы занятий:
«Лис и мышонок», «Мороз и заяц, «Живые грибы», «Петушок и солнышко», «Урок дружбы»,
«Лев и заяц», «Как лиса училась летать», «Четыре брата».
Раздел 2. Математическая грамотность
Счѐт предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их
значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и
заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Темы занятий:
«Про курочку Рябу, золотые и простые яйца», «Про козу, козлят и капусту», «Про петушка и
жерновцы», «Как петушок и курочка делили бобовые зѐрнышки», «Про наливные яблочки», «Про
Машу и трѐх медведей», «Про старика, старуху, волка и лисичку», «Про медведя, лису и Мишкин
мѐд».
Раздел 3. Финансовая грамотность
Деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход,
прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Темы занятий:
«За покупками», «Находчивый Колобок», «День рождения Мухи-Цокотухи», «Буратино и
карманные деньги», «Кот Василий продаѐт молоко», «Лесной банк», «Как мужик и медведь
прибыль делили», «Как мужик золото менял».
Раздел 4. Естественно-научная грамотность
Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и
апельсином; воздух и его свойства, соль и еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды,
плавучесть предметов, отражение.

Темы занятий:
«Как Иванушка хотел попить водицы», «Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик», «Про репку и
другие корнеплоды», «Плывѐт, плывѐт кораблик», «Про Снегурочку и превращения воды», «Как
делили апельсин», «Крошка Енот и тот, Кто сидит в пруду», «Иванова соль», «Яблоко».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознание личной ответственность за свои поступки;
– умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчѐтов.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно
использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
– поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/
п

Наименование
разделов и тем
программы

всег
о

контрольн
ые
работы

Раздел 1. Читательская грамотность
1.1. Анализ
2
текст
ов
авторских
и
русских
народных
сказок

1.2.

Составление
характеристики

практическ
ие
работы

0

2

2

0

2

герое
в прочитанных
произведений.
1.3.

Деление текстов
на части.

1

0

1

1.4.

Составление
картинного плана.

1

0

1

1.5.

Ответы по
содержанию
прочитанных
произведений.

1

0

1

Дата
изучен
ия

Виды деятельности

Группировка книг с фольклорными
(народными)
и
литературными
(авторскими) сказками, называть и
аргументировать
выбор
книги,
рассказывать о прочитанной учителем
(самостоятельно) книге, ориентируясь на
обложку,
иллюстрации,
оглавление;
Работа в парах: сравнение литературных
(авторских) и народных
(фольклорных) сказок: сходство и
различия тем, героев, событий.
Учебный диалог: обсуждение вопросов —
какова тема сказки, кто еѐ герои, что
произошло (что происходило) в сказке.
Работа с текстом произведения: поиск
описания
героев сказки, характеристика героя с
использованием примеров из текста.
Работа с текстом произведения: читать по
частям, характеризовать героя, отвечать
на вопросы к тексту
произведения,
подтверждая ответ
примерами из текста.
Коллективная
работа:
восстановление
последовательности событий сказки с
опорой на иллюстрацию (рисунок);
Пересказ (устно) сказки с соблюдением
последовательности событий с
опорой на иллюстрации (рисунки).
Учебный
диалог:
определение
нравственного содержания прочитанного
произведения и ответ на вопрос «Чему
учит сказка?», объяснение

Виды,
формы
контро
ля

Электронные
(цифровые)
образователь
ные
ресурсы

Устный
опрос;
Практичес
кая работа

Российская
Электронная
Школа

Устный
опрос;
Практичес
кая работа

Российская
Электронная
Школа

Устный
опрос;
Практичес
кая
работа
Устный
опрос;
Практичес
кая работа

Российская
Электронная
Школа

Устный
опрос;
Практичес
кая работа

Российская
Электронная
Школа

Российская
Электронная
Школа

1
0
Эмоциональная
и
личностная
оцен
ка прочитанного.
Итого по разделу
8
Раздел 2. Математическая грамотность
2.1. Счѐт предметов в
3
0
пределах
10,
составление
числовых
выражений и
нахождение
их
значений,
состав
чисел первого и
второго
десятка,
задание
на
нахождение суммы.
1.6.

2.2.

Задачи
на
нахождение
части
числа, задачи на
увеличение

5

и
уменьшение числа на
несколько
единиц,
чтение и заполнение
таблиц,
кругов
ых диаграмм, ложные
и
истинные
высказывания.
Итого по разделу

8

0

1

3

5

смысла пословиц, которые встречаются в
тексте сказки, отражают еѐ идею или
содержание.
Учебный диалог о своих впечатлениях,
эстетическом восприятии прослушанных
произведений
и
составление
высказывания (не
менее 3 предложений).
Моделирование
учебных
ситуаций,
связанных с применением представлений
о числе в практических ситуациях.
Письмо цифр.
Практическая
работа
с
числовым
выражением: запись, чтение, приведение
примера (с помощью учителя или по
образцу),
иллюстрирующего
смысл
арифметического действия. Пропедевтика
исследовательской работы: перестановка
слагаемых при сложении (обсуждение
практических и учебных ситуаций).
Обобщение представлений о текстовых
задачах, решаемых с помощью действий
сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше»,
«сколько всего», «сколь-ко осталось»).
Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче.
Коллективное
обсуждение:
анализ
реальной ситуации, представленной с
помощью рисунка, иллюстрации, текста,
таблицы, схемы (описание ситуации, что
известно, что не известно; условие задачи,
вопрос задачи). Знакомство с логической
конструкцией «Если …, то …». Верно
или неверно: формулирование и
проверка предложения.

Устный
опрос;
Практичес
кая
работа

Российская
Электронная
Школа

Устный
опрос;
Практичес
кая работа

Российская
Электронная
Школа

Устный
опрос;
Практичес
кая работа

Российская
Электронная
Школа

Раздел 3. Финансовая грамотность
3.1. Деньги,
8
финансы,
покупка,
товар,
обмен,
бартер,
услуги платные и
бесплатные,
доход,
прибыль,
банк,
реклама,
цена,
количест
во, стоимость.

0

Итого по разделу
8
Раздел 4. Естественно-научная грамотность
4.1. Наблюдения
4
0
и
простейшие
эксперименты с
яблоком, воздушным
шарико
м, зеркалом и
апельсином.

8

Знакомство с понятиями: цена, товар,
спрос, услуга, стоимость, карманные
деньги, реклама, банк,
сделка
бартер.
Коллективное
обсуждение:
анализировать
информацию
и
объяснить,
как
формируется стоимость товара, почему
один и тот же товар может быть дешевле
или дороже. Моделирование учебных
ситуаций,
связанных
с
выбором
необходимой и желаемой покупки.
Практическая работа: выбор товара для
покупки на
определѐнную сумму. Учебный диалог:
Почемуоптом можно купить дешевле?

Устный
опрос;
Практичес
кая работа

Российская
Электронная
Школа

4

Практическая работа: доказать, что
внутри шарика находиться воздух,
который легче воды; показать, что шарик
можно наполнять водой; объяснить, как
можно надуть шарик с помощью
лимонного сока
и соды; объяснять, как узнать количество
долек
в
неочищенном
апельсине;
определять в каком из апельсинов больше
сока; определять, в каких предметах
можно
увидеть
своѐ
отражение;
наблюдать над различием отражений в
плоских,
выпуклых
и
вогнутых
металлических предметах; доказывать,
что существует сила притяжения
(закон Ньютона).

Устный
опрос;
Практичес
кая работа

Российская
Электронная
Школа

4.2.

Воздух
и
его
свойства, соль и еѐ
свойства, вода и еѐ
свойства,
три
состояния
вод
ы,
плавучесть
предметов,
отражение.

Итого
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

5

0

5

9
0
33

0

33

Практическая работа: сравнить свойства
соли и песка; объяснять, что такое снег и
лѐд; объяснять, почему в морозный день
снег под ногами скрипит; наблюдать
за переходом воды из
одного состояние в другое; наблюдать над
формой
и
строением
снежинок;
составлять
кластер;
проводить несложные опыты со снегом и
льдом
и
объяснять
полученные
результаты
опытов;
определять
плавучесть металлических предметов;
объяснять,
плавучесть предметов зависит от формы;
понимать, что внутри плавучих предметов
находиться воздух; объяснять, почему
случаются кораблекрушения;
объяснять,
что
такое
ватерлиния;
определять
направление ветра.

Устный
опрос;
Практичес
кая работа

Российская
Электронная
Школа

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
контрольны
практически
Тема урока
всего
е
е
работы
работы
Раздел 1. Читательская грамотность
1. Виталий Бианки «Лис
1
0
1
имышонок»
№
п/п

2.

Русская народная сказка
«Мороз и заяц»

1

0

1

3.

Владимир
Сутеев
«Живые грибы»

1

0

1

4.

Геннадий
Цыферов
«Петушок и солнышко»

1

0

1

5.

Михаил Пляцковский
«Урок дружбы»

1

0

1

6.

Грузинская сказка
«Лев и заяц»

1

0

1

7.

Русская народная сказка
«Как лиса
училасьлетать»
Евгений
Пермяк
«Четыре брата»

1

0

1

1

0

1

0

1

0

1

8.

Раздел 2. Математическая грамотность
9. Про курочку
1
Рябу, золотые и
простые яйца
10. Про козу, козлят и
1
капусты
11. Про
петушка
жерновцы

и

1

0

1

12. Как петушок и курочка
делили
бобовы
езѐрнышки
13. Про наливные яблочки

1

0

1

1

0

1

14. Про

1

0

1

1

0

1

1

0

1

Машу и
трѐхмедведей

15. Про старика,
старуху, волка и
лисичку
16. Про медведя, лису и
мишкин мѐд

Раздел 3. Финансовая грамотность

Дата
изучени
я

Виды,
формы
контроля
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа

17. За покупками

1

0

1

18. Находчивый Колобок

1

0

1

19. День рождения МухиЦокотухи

1

0

1

20. Буратино и карманные
деньги

1

0

1

21. Кот Василий
продаѐтмолоко

1

0

1

22. Лесной банк

1

0

1

23. Как мужик и медведь
прибыль делили

1

0

1

24. Как мужик золото менял

1

0

1

Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа

Раздел 4. Естественно-научная грамотность
25. Как

Иванушка
хотелпопить
водицы
26. Пятачок, Винни-Пух и
воздушный шарик

1

0

1

1

0

1

27. Про репку и
другие
корнеплоды
28. Плывѐт,
плывѐт кораблик

1

0

1

1

0

1

1

0

1

30. Как делили апельсин

1

0

1

31. Крошка Енот и Тот,
кто сидит в пруду

1

0

1

32. Иванова соль

1

0

1

Сутеев

1

0

1

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

33

29. Про
Снегурочку
превращения воды

33. Владимир
«Яблоко»

и

Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный
опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Буряк М.В., Шейкина С.А., Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
деятельности. – М.: Планета, 2022
Диагностическая
карта
наблюдения
за
развитием
учебно-познавательного
интереса и регулятивных УУД (из методики Г.В. Репкиной, Е.В. Заика)
Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в
современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://suvlesheniyemusheniye.jimdofree.com/
http://www.profkniga.ru - Издательский дом «1 сентября»
http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»
http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»
http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов
http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе
http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной
работы над темой
http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы:
Состав числа.
Живая и неживая природа
Фрукты и овощи
Сказки зарубежных писателей
Писатели в начальной школе
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер. Проектор. Принтер.
Учебные презентации, электронные издания. Мультимедийные
издания.


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».