ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1
класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной
образовательной программе начального общего образования.
ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
ГРАМОТНОСТЬ»
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания,
а четыре главные способности обучающегося:
добывать новые знания;
применять полученные знания на практике;
оценивать свое знание-незнание;
стремиться к саморазвитию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована
душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек,
владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их
самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально
широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и
социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде.
Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют
метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные,
регулятивные.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов:
интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся
коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на
любом предметном содержании.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идѐт
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и
слушанию.
Программа внеурочного курса «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учѐтом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью
научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти
выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в
него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Раздел 1. Читательская грамотность
Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев
прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по
содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Темы занятий:
«Лис и мышонок», «Мороз и заяц, «Живые грибы», «Петушок и солнышко», «Урок дружбы»,
«Лев и заяц», «Как лиса училась летать», «Четыре брата».
Раздел 2. Математическая грамотность
Счѐт предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их
значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и
заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Темы занятий:
«Про курочку Рябу, золотые и простые яйца», «Про козу, козлят и капусту», «Про петушка и
жерновцы», «Как петушок и курочка делили бобовые зѐрнышки», «Про наливные яблочки», «Про
Машу и трѐх медведей», «Про старика, старуху, волка и лисичку», «Про медведя, лису и Мишкин
мѐд».
Раздел 3. Финансовая грамотность
Деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход,
прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Темы занятий:
«За покупками», «Находчивый Колобок», «День рождения Мухи-Цокотухи», «Буратино и
карманные деньги», «Кот Василий продаѐт молоко», «Лесной банк», «Как мужик и медведь
прибыль делили», «Как мужик золото менял».
Раздел 4. Естественно-научная грамотность
Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и
апельсином; воздух и его свойства, соль и еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды,
плавучесть предметов, отражение.
Темы занятий:
«Как Иванушка хотел попить водицы», «Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик», «Про репку и
другие корнеплоды», «Плывѐт, плывѐт кораблик», «Про Снегурочку и превращения воды», «Как
делили апельсин», «Крошка Енот и тот, Кто сидит в пруду», «Иванова соль», «Яблоко».
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознание личной ответственность за свои поступки;
– умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных
ситуациях.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с
поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчѐтов.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно
использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
– поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/
п
Наименование
разделов и тем
программы
всег
о
контрольн
ые
работы
Раздел 1. Читательская грамотность
1.1. Анализ
2
текст
ов
авторских
и
русских
народных
сказок
1.2.
Составление
характеристики
практическ
ие
работы
0
2
2
0
2
герое
в прочитанных
произведений.
1.3.
Деление текстов
на части.
1
0
1
1.4.
Составление
картинного плана.
1
0
1
1.5.
Ответы по
содержанию
прочитанных
произведений.
1
0
1
Дата
изучен
ия
Виды деятельности
Группировка книг с фольклорными
(народными)
и
литературными
(авторскими) сказками, называть и
аргументировать
выбор
книги,
рассказывать о прочитанной учителем
(самостоятельно) книге, ориентируясь на
обложку,
иллюстрации,
оглавление;
Работа в парах: сравнение литературных
(авторских) и народных
(фольклорных) сказок: сходство и
различия тем, героев, событий.
Учебный диалог: обсуждение вопросов —
какова тема сказки, кто еѐ герои, что
произошло (что происходило) в сказке.
Работа с текстом произведения: поиск
описания
героев сказки, характеристика героя с
использованием примеров из текста.
Работа с текстом произведения: читать по
частям, характеризовать героя, отвечать
на вопросы к тексту
произведения,
подтверждая ответ
примерами из текста.
Коллективная
работа:
восстановление
последовательности событий сказки с
опорой на иллюстрацию (рисунок);
Пересказ (устно) сказки с соблюдением
последовательности событий с
опорой на иллюстрации (рисунки).
Учебный
диалог:
определение
нравственного содержания прочитанного
произведения и ответ на вопрос «Чему
учит сказка?», объяснение
Виды,
формы
контро
ля
Электронные
(цифровые)
образователь
ные
ресурсы
Устный
опрос;
Практичес
кая работа
Российская
Электронная
Школа
Устный
опрос;
Практичес
кая работа
Российская
Электронная
Школа
Устный
опрос;
Практичес
кая
работа
Устный
опрос;
Практичес
кая работа
Российская
Электронная
Школа
Устный
опрос;
Практичес
кая работа
Российская
Электронная
Школа
Российская
Электронная
Школа
1
0
Эмоциональная
и
личностная
оцен
ка прочитанного.
Итого по разделу
8
Раздел 2. Математическая грамотность
2.1. Счѐт предметов в
3
0
пределах
10,
составление
числовых
выражений и
нахождение
их
значений,
состав
чисел первого и
второго
десятка,
задание
на
нахождение суммы.
1.6.
2.2.
Задачи
на
нахождение
части
числа, задачи на
увеличение
5
и
уменьшение числа на
несколько
единиц,
чтение и заполнение
таблиц,
кругов
ых диаграмм, ложные
и
истинные
высказывания.
Итого по разделу
8
0
1
3
5
смысла пословиц, которые встречаются в
тексте сказки, отражают еѐ идею или
содержание.
Учебный диалог о своих впечатлениях,
эстетическом восприятии прослушанных
произведений
и
составление
высказывания (не
менее 3 предложений).
Моделирование
учебных
ситуаций,
связанных с применением представлений
о числе в практических ситуациях.
Письмо цифр.
Практическая
работа
с
числовым
выражением: запись, чтение, приведение
примера (с помощью учителя или по
образцу),
иллюстрирующего
смысл
арифметического действия. Пропедевтика
исследовательской работы: перестановка
слагаемых при сложении (обсуждение
практических и учебных ситуаций).
Обобщение представлений о текстовых
задачах, решаемых с помощью действий
сложения и вычитания («на сколько
больше/меньше»,
«сколько всего», «сколь-ко осталось»).
Различение текста и текстовой задачи,
представленного в текстовой задаче.
Коллективное
обсуждение:
анализ
реальной ситуации, представленной с
помощью рисунка, иллюстрации, текста,
таблицы, схемы (описание ситуации, что
известно, что не известно; условие задачи,
вопрос задачи). Знакомство с логической
конструкцией «Если …, то …». Верно
или неверно: формулирование и
проверка предложения.
Устный
опрос;
Практичес
кая
работа
Российская
Электронная
Школа
Устный
опрос;
Практичес
кая работа
Российская
Электронная
Школа
Устный
опрос;
Практичес
кая работа
Российская
Электронная
Школа
Раздел 3. Финансовая грамотность
3.1. Деньги,
8
финансы,
покупка,
товар,
обмен,
бартер,
услуги платные и
бесплатные,
доход,
прибыль,
банк,
реклама,
цена,
количест
во, стоимость.
0
Итого по разделу
8
Раздел 4. Естественно-научная грамотность
4.1. Наблюдения
4
0
и
простейшие
эксперименты с
яблоком, воздушным
шарико
м, зеркалом и
апельсином.
8
Знакомство с понятиями: цена, товар,
спрос, услуга, стоимость, карманные
деньги, реклама, банк,
сделка
бартер.
Коллективное
обсуждение:
анализировать
информацию
и
объяснить,
как
формируется стоимость товара, почему
один и тот же товар может быть дешевле
или дороже. Моделирование учебных
ситуаций,
связанных
с
выбором
необходимой и желаемой покупки.
Практическая работа: выбор товара для
покупки на
определѐнную сумму. Учебный диалог:
Почемуоптом можно купить дешевле?
Устный
опрос;
Практичес
кая работа
Российская
Электронная
Школа
4
Практическая работа: доказать, что
внутри шарика находиться воздух,
который легче воды; показать, что шарик
можно наполнять водой; объяснить, как
можно надуть шарик с помощью
лимонного сока
и соды; объяснять, как узнать количество
долек
в
неочищенном
апельсине;
определять в каком из апельсинов больше
сока; определять, в каких предметах
можно
увидеть
своѐ
отражение;
наблюдать над различием отражений в
плоских,
выпуклых
и
вогнутых
металлических предметах; доказывать,
что существует сила притяжения
(закон Ньютона).
Устный
опрос;
Практичес
кая работа
Российская
Электронная
Школа
4.2.
Воздух
и
его
свойства, соль и еѐ
свойства, вода и еѐ
свойства,
три
состояния
вод
ы,
плавучесть
предметов,
отражение.
Итого
Резервное время
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
5
0
5
9
0
33
0
33
Практическая работа: сравнить свойства
соли и песка; объяснять, что такое снег и
лѐд; объяснять, почему в морозный день
снег под ногами скрипит; наблюдать
за переходом воды из
одного состояние в другое; наблюдать над
формой
и
строением
снежинок;
составлять
кластер;
проводить несложные опыты со снегом и
льдом
и
объяснять
полученные
результаты
опытов;
определять
плавучесть металлических предметов;
объяснять,
плавучесть предметов зависит от формы;
понимать, что внутри плавучих предметов
находиться воздух; объяснять, почему
случаются кораблекрушения;
объяснять,
что
такое
ватерлиния;
определять
направление ветра.
Устный
опрос;
Практичес
кая работа
Российская
Электронная
Школа
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
контрольны
практически
Тема урока
всего
е
е
работы
работы
Раздел 1. Читательская грамотность
1. Виталий Бианки «Лис
1
0
1
имышонок»
№
п/п
2.
Русская народная сказка
«Мороз и заяц»
1
0
1
3.
Владимир
Сутеев
«Живые грибы»
1
0
1
4.
Геннадий
Цыферов
«Петушок и солнышко»
1
0
1
5.
Михаил Пляцковский
«Урок дружбы»
1
0
1
6.
Грузинская сказка
«Лев и заяц»
1
0
1
7.
Русская народная сказка
«Как лиса
училасьлетать»
Евгений
Пермяк
«Четыре брата»
1
0
1
1
0
1
0
1
0
1
8.
Раздел 2. Математическая грамотность
9. Про курочку
1
Рябу, золотые и
простые яйца
10. Про козу, козлят и
1
капусты
11. Про
петушка
жерновцы
и
1
0
1
12. Как петушок и курочка
делили
бобовы
езѐрнышки
13. Про наливные яблочки
1
0
1
1
0
1
14. Про
1
0
1
1
0
1
1
0
1
Машу и
трѐхмедведей
15. Про старика,
старуху, волка и
лисичку
16. Про медведя, лису и
мишкин мѐд
Раздел 3. Финансовая грамотность
Дата
изучени
я
Виды,
формы
контроля
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
17. За покупками
1
0
1
18. Находчивый Колобок
1
0
1
19. День рождения МухиЦокотухи
1
0
1
20. Буратино и карманные
деньги
1
0
1
21. Кот Василий
продаѐтмолоко
1
0
1
22. Лесной банк
1
0
1
23. Как мужик и медведь
прибыль делили
1
0
1
24. Как мужик золото менял
1
0
1
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Раздел 4. Естественно-научная грамотность
25. Как
Иванушка
хотелпопить
водицы
26. Пятачок, Винни-Пух и
воздушный шарик
1
0
1
1
0
1
27. Про репку и
другие
корнеплоды
28. Плывѐт,
плывѐт кораблик
1
0
1
1
0
1
1
0
1
30. Как делили апельсин
1
0
1
31. Крошка Енот и Тот,
кто сидит в пруду
1
0
1
32. Иванова соль
1
0
1
Сутеев
1
0
1
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
33
0
33
29. Про
Снегурочку
превращения воды
33. Владимир
«Яблоко»
и
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный
опрос;
Практическая
работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
Устный опрос;
Практическа
я работа
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Буряк М.В., Шейкина С.А., Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной
деятельности. – М.: Планета, 2022
Диагностическая
карта
наблюдения
за
развитием
учебно-познавательного
интереса и регулятивных УУД (из методики Г.В. Репкиной, Е.В. Заика)
Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в
современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://suvlesheniyemusheniye.jimdofree.com/
http://www.profkniga.ru - Издательский дом «1 сентября»
http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет»
http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд»
http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов
http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе
http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной
работы над темой
http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Таблицы:
Состав числа.
Живая и неживая природа
Фрукты и овощи
Сказки зарубежных писателей
Писатели в начальной школе
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Компьютер. Проектор. Принтер.
Учебные презентации, электронные издания. Мультимедийные
издания.