ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочного курса «Функциональная грамотность» для обучающихся 1 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося: добывать новые знания; применять полученные знания на практике; оценивать свое знание-незнание; стремиться к саморазвитию. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Содержание функциональной грамотности младшего школьника, безусловно, составляют метапредметные универсальные учебные действия – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных. Предметные (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная) соответствуют предметам учебного плана начальной школы. К интегративным относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идѐт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Программа внеурочного курса «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю). Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению. Для повышения мотивации изучения курса и с учѐтом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО КУРСА Раздел 1. Читательская грамотность Анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Темы занятий: «Лис и мышонок», «Мороз и заяц, «Живые грибы», «Петушок и солнышко», «Урок дружбы», «Лев и заяц», «Как лиса училась летать», «Четыре брата». Раздел 2. Математическая грамотность Счѐт предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Темы занятий: «Про курочку Рябу, золотые и простые яйца», «Про козу, козлят и капусту», «Про петушка и жерновцы», «Как петушок и курочка делили бобовые зѐрнышки», «Про наливные яблочки», «Про Машу и трѐх медведей», «Про старика, старуху, волка и лисичку», «Про медведя, лису и Мишкин мѐд». Раздел 3. Финансовая грамотность Деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Темы занятий: «За покупками», «Находчивый Колобок», «День рождения Мухи-Цокотухи», «Буратино и карманные деньги», «Кот Василий продаѐт молоко», «Лесной банк», «Как мужик и медведь прибыль делили», «Как мужик золото менял». Раздел 4. Естественно-научная грамотность Наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. Темы занятий: «Как Иванушка хотел попить водицы», «Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик», «Про репку и другие корнеплоды», «Плывѐт, плывѐт кораблик», «Про Снегурочку и превращения воды», «Как делили апельсин», «Крошка Енот и тот, Кто сидит в пруду», «Иванова соль», «Яблоко». ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: – осознание себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознание личной ответственность за свои поступки; – умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчѐтов. Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; – поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; – косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/ п Наименование разделов и тем программы всег о контрольн ые работы Раздел 1. Читательская грамотность 1.1. Анализ 2 текст ов авторских и русских народных сказок 1.2. Составление характеристики практическ ие работы 0 2 2 0 2 герое в прочитанных произведений. 1.3. Деление текстов на части. 1 0 1 1.4. Составление картинного плана. 1 0 1 1.5. Ответы по содержанию прочитанных произведений. 1 0 1 Дата изучен ия Виды деятельности Группировка книг с фольклорными (народными) и литературными (авторскими) сказками, называть и аргументировать выбор книги, рассказывать о прочитанной учителем (самостоятельно) книге, ориентируясь на обложку, иллюстрации, оглавление; Работа в парах: сравнение литературных (авторских) и народных (фольклорных) сказок: сходство и различия тем, героев, событий. Учебный диалог: обсуждение вопросов — какова тема сказки, кто еѐ герои, что произошло (что происходило) в сказке. Работа с текстом произведения: поиск описания героев сказки, характеристика героя с использованием примеров из текста. Работа с текстом произведения: читать по частям, характеризовать героя, отвечать на вопросы к тексту произведения, подтверждая ответ примерами из текста. Коллективная работа: восстановление последовательности событий сказки с опорой на иллюстрацию (рисунок); Пересказ (устно) сказки с соблюдением последовательности событий с опорой на иллюстрации (рисунки). Учебный диалог: определение нравственного содержания прочитанного произведения и ответ на вопрос «Чему учит сказка?», объяснение Виды, формы контро ля Электронные (цифровые) образователь ные ресурсы Устный опрос; Практичес кая работа Российская Электронная Школа Устный опрос; Практичес кая работа Российская Электронная Школа Устный опрос; Практичес кая работа Устный опрос; Практичес кая работа Российская Электронная Школа Устный опрос; Практичес кая работа Российская Электронная Школа Российская Электронная Школа 1 0 Эмоциональная и личностная оцен ка прочитанного. Итого по разделу 8 Раздел 2. Математическая грамотность 2.1. Счѐт предметов в 3 0 пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы. 1.6. 2.2. Задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение 5 и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, кругов ых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Итого по разделу 8 0 1 3 5 смысла пословиц, которые встречаются в тексте сказки, отражают еѐ идею или содержание. Учебный диалог о своих впечатлениях, эстетическом восприятии прослушанных произведений и составление высказывания (не менее 3 предложений). Моделирование учебных ситуаций, связанных с применением представлений о числе в практических ситуациях. Письмо цифр. Практическая работа с числовым выражением: запись, чтение, приведение примера (с помощью учителя или по образцу), иллюстрирующего смысл арифметического действия. Пропедевтика исследовательской работы: перестановка слагаемых при сложении (обсуждение практических и учебных ситуаций). Обобщение представлений о текстовых задачах, решаемых с помощью действий сложения и вычитания («на сколько больше/меньше», «сколько всего», «сколь-ко осталось»). Различение текста и текстовой задачи, представленного в текстовой задаче. Коллективное обсуждение: анализ реальной ситуации, представленной с помощью рисунка, иллюстрации, текста, таблицы, схемы (описание ситуации, что известно, что не известно; условие задачи, вопрос задачи). Знакомство с логической конструкцией «Если …, то …». Верно или неверно: формулирование и проверка предложения. Устный опрос; Практичес кая работа Российская Электронная Школа Устный опрос; Практичес кая работа Российская Электронная Школа Устный опрос; Практичес кая работа Российская Электронная Школа Раздел 3. Финансовая грамотность 3.1. Деньги, 8 финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количест во, стоимость. 0 Итого по разделу 8 Раздел 4. Естественно-научная грамотность 4.1. Наблюдения 4 0 и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шарико м, зеркалом и апельсином. 8 Знакомство с понятиями: цена, товар, спрос, услуга, стоимость, карманные деньги, реклама, банк, сделка бартер. Коллективное обсуждение: анализировать информацию и объяснить, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже. Моделирование учебных ситуаций, связанных с выбором необходимой и желаемой покупки. Практическая работа: выбор товара для покупки на определѐнную сумму. Учебный диалог: Почемуоптом можно купить дешевле? Устный опрос; Практичес кая работа Российская Электронная Школа 4 Практическая работа: доказать, что внутри шарика находиться воздух, который легче воды; показать, что шарик можно наполнять водой; объяснить, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; определять в каком из апельсинов больше сока; определять, в каких предметах можно увидеть своѐ отражение; наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; доказывать, что существует сила притяжения (закон Ньютона). Устный опрос; Практичес кая работа Российская Электронная Школа 4.2. Воздух и его свойства, соль и еѐ свойства, вода и еѐ свойства, три состояния вод ы, плавучесть предметов, отражение. Итого Резервное время ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 5 0 5 9 0 33 0 33 Практическая работа: сравнить свойства соли и песка; объяснять, что такое снег и лѐд; объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; наблюдать за переходом воды из одного состояние в другое; наблюдать над формой и строением снежинок; составлять кластер; проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; определять плавучесть металлических предметов; объяснять, плавучесть предметов зависит от формы; понимать, что внутри плавучих предметов находиться воздух; объяснять, почему случаются кораблекрушения; объяснять, что такое ватерлиния; определять направление ветра. Устный опрос; Практичес кая работа Российская Электронная Школа ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов контрольны практически Тема урока всего е е работы работы Раздел 1. Читательская грамотность 1. Виталий Бианки «Лис 1 0 1 имышонок» № п/п 2. Русская народная сказка «Мороз и заяц» 1 0 1 3. Владимир Сутеев «Живые грибы» 1 0 1 4. Геннадий Цыферов «Петушок и солнышко» 1 0 1 5. Михаил Пляцковский «Урок дружбы» 1 0 1 6. Грузинская сказка «Лев и заяц» 1 0 1 7. Русская народная сказка «Как лиса училасьлетать» Евгений Пермяк «Четыре брата» 1 0 1 1 0 1 0 1 0 1 8. Раздел 2. Математическая грамотность 9. Про курочку 1 Рябу, золотые и простые яйца 10. Про козу, козлят и 1 капусты 11. Про петушка жерновцы и 1 0 1 12. Как петушок и курочка делили бобовы езѐрнышки 13. Про наливные яблочки 1 0 1 1 0 1 14. Про 1 0 1 1 0 1 1 0 1 Машу и трѐхмедведей 15. Про старика, старуху, волка и лисичку 16. Про медведя, лису и мишкин мѐд Раздел 3. Финансовая грамотность Дата изучени я Виды, формы контроля Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическая работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическая работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа 17. За покупками 1 0 1 18. Находчивый Колобок 1 0 1 19. День рождения МухиЦокотухи 1 0 1 20. Буратино и карманные деньги 1 0 1 21. Кот Василий продаѐтмолоко 1 0 1 22. Лесной банк 1 0 1 23. Как мужик и медведь прибыль делили 1 0 1 24. Как мужик золото менял 1 0 1 Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическая работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическая работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Раздел 4. Естественно-научная грамотность 25. Как Иванушка хотелпопить водицы 26. Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик 1 0 1 1 0 1 27. Про репку и другие корнеплоды 28. Плывѐт, плывѐт кораблик 1 0 1 1 0 1 1 0 1 30. Как делили апельсин 1 0 1 31. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду 1 0 1 32. Иванова соль 1 0 1 Сутеев 1 0 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 0 33 29. Про Снегурочку превращения воды 33. Владимир «Яблоко» и Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическая работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическая работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа Устный опрос; Практическа я работа УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Буряк М.В., Шейкина С.А., Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2022 Диагностическая карта наблюдения за развитием учебно-познавательного интереса и регулятивных УУД (из методики Г.В. Репкиной, Е.В. Заика) Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И. Кузнецова. – М.: Вентана–Граф ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://suvlesheniyemusheniye.jimdofree.com/ http://www.profkniga.ru - Издательский дом «1 сентября» http://www.moi-universitet.ru/ образовательный портал «Мой университет» http://www.your-mind.ru/lasta/uprazhnenie-pismo-samomu-sebe/ проект «Твой взгляд» http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=392 Психологические упражнения для тренингов http//www.edu54.ru Вернер П.Г. Применение активных методов на уроках в начальной школе http//www.openclass.ru Шевелева В.С. Активные методы обучения организации самостоятельной работы над темой http//tatianakhromov.ucoz.ru Хромова Т.Н. Активные методы обучения МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Таблицы: Состав числа. Живая и неживая природа Фрукты и овощи Сказки зарубежных писателей Писатели в начальной школе ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Компьютер. Проектор. Принтер. Учебные презентации, электронные издания. Мультимедийные издания.