Разговоры о важном, 1А

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы
Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударственныхо
бразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего общего
образования,
федеральных
образовательных
программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.Этопозволяет
обеспечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствешкольногообразов
аниявурочнойивнеурочнойдеятельности.
Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,знаниям,здоровью.
Программанаправленана:

 формированиероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся;
 формированиеинтересакпознанию;
 формированиеосознанногоотношенияксвоимправамисвободамиуважительногоот
ношения кправами свободам других;

 выстраиваниесобственногоповеденияспозициинравственныхиправовых
норм;

 созданиемотивациидляучастиявсоциально-значимойдеятельности;
 развитиеушкольниковобщекультурнойкомпетентности;
 развитиеуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор;
 осознаниесвоего меставобществе;
 познаниесебя,своихмотивов,устремлений,склонностей;
 формированиеготовностикличностномусамоопределению.
Нормативную
правовую
основу настоящей
рабочей программы
курса
внеурочной
деятельности
«Разговоры
о важном»
составляют
следующиедокументы.
1. Федеральный
закон
"Об образовании
в Российской
Федерации"от29.12.2012№273-ФЗ
СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезидентаРоссийскойФедерац
ииот2июля2021г.№400«ОСтратегиинациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации».
2. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021
№286«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта
начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России05.07.2021№64100).
3. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательныйстандарт
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России17.08.2022№69676).
4. ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправленииметодически
хрекомендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыоважном»»
от15.08.2022№03–1190.
5. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№
372
«Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
начальногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№74229).

Вариантыреализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11классов. В
2023–2024
учебном
году
запланировано
проведение
36
внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуроком.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностного отношения
обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее уникальной истории, богатой
природе
и
великой
культуре.Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынаформированиесоо
тветствующей
внутренней
позиции
личности
обучающегося,
необходимой
емудляконструктивногоиответственного поведениявобществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и(или) беседа с
обучающимися.
Занятия
позволяют
обучающемуся
вырабатыватьсобственнуюмировозренческуюпозициюпообсуждаемымтемам.
ОсновныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизничеловекавсовременнойРосс
ии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногомира,техническимпрогрессом
исохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожественнойкультуреиповседневнойкультуреп
оведения,доброжелательнымотношениемкокружающимиответственнымотношениемксобственн
ым поступкам.
Взаимосвязьспрограммойвоспитания
Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучётомфедеральных
образовательных
программ
начального
общего,
основного
общего
исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивоспитательнуюд
еятельностьпедагога,ориентироватьеёнетольконаинтеллектуальное,ноинанравственное,социаль
ноеразвитиеребёнка.Этопроявляется:

 ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов;
в
приоритете
личностных
результатов

реализации
программы
внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммевоспитания;

в

интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
ихвовлеченностьвсовместную спедагогомисверстникамидеятельность.
Ценностноенаполнениевнеурочныхзанятий
Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа:
1) соответствиедатамкалендаря;
2) значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендаревтекущемг
оду.
Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числаежегодно
(государственные
и
профессиональные
праздники,
даты
историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОтечества»,
«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникиповоспитанию)
»,«Деньроссийскойнауки»ит. д.
2. Юбилейные
даты
выдающихся
деятелей
науки,
литературы,
искусства.Например,«190-летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,
«215летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсоднярожденияА.С.П
ушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые
несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании

школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирныйдень
психическогоздоровья, профилактикабуллинга)»идр.
Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитательнойработыоб
разовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобеспечитьреализациюихназн
аченияицелей:становлениеуобучающихсягражданскопатриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценариявнеурочногоз
анятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредметомобсуждения.Основныеце
нностихарактеризуютсяследующимобразом.
1. Историческаяпамять
– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждогогражданина;
– историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипродолжитьдост
ижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений;
– историческая память есть культура целого народа, которая складывается из
объединения индивидуальных переживаний, и включает важнейшие нравственные качества:
благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и подвиги предков.
Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании
занятия.
Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна известных исторических фактах
– единение людей, когда Родина нуждается взащитев1612 г.

2. Преемственностьпоколений
– каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаёт,продолжает
егодостижения,традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память опредыдущих
поколениях
бережно
хранится
в
предметах,
фото,
вещах,
а
также
вгуманномотношениикстаршимпоколениям.
Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпроблема:
каждое
поколение
связано
с
предыдущими
и
последующими
общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолжен
воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалёкихпоколений:
любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству.
3. Патриотизм—любовькРодине
– патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности кродномудому,
малойродине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной
земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии.
Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях
«Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывается
многогранность чувства патриотизма и его проявления в разныхсферахчеловеческой жизни.
4. Доброта,добрыедела

 доброта—этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь без
ожидания благодарности;

 благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительностьбыла
распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером дляподражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России
впрошлыевременаи внастоящеевремя,темаволонтерства.
5. Семьяисемейныеценности

– семья

связана
не
только
общим
местом
проживания,
общим
хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями—
взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти напомощь
другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь другдругу;
– обучающийся
должен
ответственно
относиться
к
своей
семье,
участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям;
– семейные
ценности
всегда
были
значимы
для
народов
России;
семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии.
Тема
семьи,
семейных
взаимоотношений
и
ценностей
является
предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери
)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр.
6. КультураРоссии
– культура
общества
—
это
достижения
человеческого
общества,
созданныенапротяженииегоистории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема вовсеммире;
– культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительство,техника,пр
едметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,изобразительноеискусство,м
узыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношенийлюдей.
Темы,
связанные
с
осознанием
обучающимися
этой
социальной
ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтомумногиесценар
иипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведенийживописиимузыки:«Поту
сторонуэкрана.115леткиновРоссии»,
«Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)».
7. НауканаслужбеРодины
– наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека;
– в
науке
работают
талантливые,
творческие
люди,
бесконечно
любящиесвоюдеятельность;
– в
России
совершено
много
научных
открытий,
без
которых
невозможнопредставитьсовременный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают
впроцессеобсуждениятем:«190летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу Землю!Этотаккрасиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за
рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязательно
добиваться
точного
усвоения
нового
знания,
запоминания
и
четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавнеурочныхзан
ятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности:
высшие
нравственные
чувства
и
социальные
отношения.
В
течение
года
учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопослужитпостепен
номуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим.Прианализе
содержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитываетрегиональные,национальн
ые,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункционируетданнаяобразовательнаяорганизац
ия.Обязательноучитываетсяиуровеньразвитияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходи
мости,
исходя
из
статуса
семей
обучающихся,
целесообразно

уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпредлагаетсявмес
тесродителями,другими членамисемьи.
Особенностиреализациипрограммы
Личностноеразвитиеребёнка–
главнаяцельпедагога.Личностныхрезультатов,обучающихсяпедагогможетдостичь,увлекаяшкольни
ковсовместнойи интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть
потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдоброжелательн
ую, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностнымсодержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения
и жизненный опыт,
датьвозможностьшкольникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогающиепедагогуг
рамотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахреализациипрограммыкурсавн
еурочнойдеятельности
«Разговорыоважном».
Содержаниепрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»
С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка,первая книга.
Малая
Родина:
родная
природа,
школа,
друзья,
культура
и
историяродногокрая.ОтветственностьгражданиназасудьбусвоейОтчизны.Историческаяпамятьна
родаикаждогочеловека.Связь(преемственность)поколений–
основаразвитияобществаикаждогочеловека.Историческаяпамять
–
этостремлениепоколения,живущеговнастоящеевремя,принятьивоспитыватьвсебекачества,котор
ыеотражаютнравственныеценностипредыдущихпоколений(«Там,гдеРоссия»,«ЧтотакоеРодина?(
региональныйиместныйкомпонент)»,
«Деньнародногоединства»,«Урокпамяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь кродному
краю,
способность
любоваться
природой,
беречь
её
—
часть
любви
кОтчизне.Преемственностьпоколенийвготовностизащищатьроднуюземлю.ВеликаяОтечественн
аявойна:герои,подвиги,самопожертвование.НепокоренныйЛенинград:страницыисторииблокады
города(«Зоя.К100-летиюсоднярожденияЗои Космодемьянской», «Непокоренные. 80летсо
дняполного освобожденияЛенинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества.
280 лет со днярожденияФ.Ушакова»,«Союзники России»,«Урокпамяти»).
Конституция
Российской
Федерации
—
главный
закон
государства.
Чтотакоеправаиобязанностигражданина.ПраваребёнкавРоссии.Примерывыполнения
обязанностей членами общества. Избирательная система в России(общее представление)
(«Главный
закон
страны»,
«Избирательная
система
России(30летЦИК)»,«Налоговаяграмотность»).
Любовькроднойприроде,ееохранаизащита–
проявлениепатриотическихчувств.Россияоткраяидокрая:разнообразиеприроды,объекты
природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО. Природамалой Родины.
Природные достопримечательности Поволжья, Севера, Сибири,ДальнегоВостока.Крым–
природнаяжемчужина.Симферополь—столица Республики Крым, «ворота Крыма» («Крым.
Путь домой», «Я вижу Землю! Это так красиво», «Экологичное потребление»).
Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельностьроссиян,
созидательный
труд
на
благо
Отчизны.Многообразие
профессий,

людиособыхпрофессий(спецназ,МЧС,полиция,гражданскаяавиация)(«Деньспецназа»,««Первым
деломсамолеты».О гражданскойавиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — чтобудет нужно
стране,
когда
я
вырасту?
Профессии
моих
родителей,
бабушек
идедушек.Профессиональныединастии.Зачемнужноучитьсявсёвремя,покаработаешь?
(«Труд
крут!», «Как найти свое место в обществе», «Герои нашеговремени»).
Гуманизм,
доброта,
волонтёрская
деятельность
—
качество
настоящегочеловека,способностьоказатьпомощь,поддержку,проявитьзаботуимилосердие.Добро
едело:комуононеобходимоидлякогопредназначено.ДобрыеделагражданРоссиивпрошлыевремен
а:благотворительностьграждан;пожертвованиекакоднаиззаповедейвтрадиционныхрелигиях.
Деятельность
добровольцев
как
социальное
служение
в
военное
и
мирноевремя:примерыизисторииисовременнойжизни.Качествалюдей,которыхназываютдоброво
льцами: милосердие, гуманность,сопереживание.
Как
младший
школьник
может
проявить
добрые
чувства
к
другим
людям?(«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирныйденьпсихическогоздоровья,
профилактикабуллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность – мывместе, и мы
делаем
добрые
дела.
Наша
помощь
нужна
тем,
кто
в
ней
нуждается:больным,старым,слабым(«Будьготов!Коднюдетскихобщественныхорганизаций»).Вс
емирныйфестиваль молодежи
Учебныйколлектив.Правилавзаимодействиявучебнойдеятельности.Взаимоответственно
сть членов учебного коллектива за успехи одноклассников,помощь,поддержкавколлективе–
залогегоблагополучияиотсутствияконфликтов.Противостояниеотрицательнымвлияниям(«Всем
ирныйденьпсихическогоздоровья,профилактикабуллинга)»,«Россия–здороваядержава»).
ГосударственныепраздникиРоссийскойФедерации:

 Новыйгод,—замечательныйобщенародныйпраздник.Традициипразднования

Нового
года
в
разных
странах.
История
возникновения
новогоднегопраздникавРоссии.Рождество(7января).ИсторияпраздникаРождестваХристова.Рожд
ественскиетрадициивРоссии.Историясозданияновогоднихигрушек(«Новогодниесемейныетради
цииразных народовРоссии»).

 День

российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в
России.Значениенаучныхоткрытийдляпрогрессаобществаиразвитиячеловека.Преемственностьп
околенийвнаучныхдостижениях.Выдающиесяученыепрошлых веков: М.В. Ломоносов, Д.И.
Менделеев, К. Э. Циолковский. Научныеоткрытия российских учёных, без которых невозможно
представить современныймир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый
парашют,
наркоз,искусственноесердце.Качестваученого:талант,вдохновение,упорство,увлеченность.
Проявление
интереса
к
научным
знаниям
и
деятельности
российскихученых.Желаниерасширятьсвоизнания,участвоватьвшкольнойопытноисследовательскойдеятельности.Чтотакоевиртуальныймириктоегосоздаёт?
«Плюсы»и«минусы»виртуальногомира.ПравилабезопасногопользованияИнтернетресурсами.(«Россия:взглядвбудущее»,«Технологическийсуверенитет/цифровая
экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д.Менделеева.День
российскойнауки»).

 День защитника Отечества (23 февраля). История рождения праздника.Защита
Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявлениелюбви к родной
земле,
Родине.
Армия
в
годы
войны
и
мирное
время:
всегда

естьместоподвигу.Качествороссийскоговоина:смелость,героизм,самопожертвование
защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф.Ушакова»).

(«День

 Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности и любви к
женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Великие
женщины в истории России, прославившие свою Отчизну («О взаимоотношениях в семье (День
матери)»).

 День космонавтики (12 апреля). Страницы истории российской космонавтики. Первый
искусственный спутник Земли; Луноход-1; первый полёт человека в космос – Ю. А. Гагарин;
первый выход в открытый космос — А. А. Леонов; самый длительный полёт в космосе —
Валерий Поляков. Гордость россиян за успехи страны в освоении космоса («Я вижу Землю!Это
так красиво»).

 ПраздникВесныиТруда(1мая).Историипраздника–100лет.Последнийвесенний

месяц
связан
с
разнообразными
работами
в
поле,
в
саду,
в
огороде.
Сдавнихвременлюдижелалидругдругухорошегоурожая,удачноголета.Традицияизменилась,
когда
женщины-работницы
выступили
на
митинге
с
требованиямипрекратитьэксплуатироватьдетскийтрудиповыситьзаработнуюплатуженщинам(«Т
рудкрут!»).

 ДеньПобеды(9мая).ВеликаяпобедасоветскойармиивВеликойОтечественной
войне.
Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободусвоей Родины? Вклад в победу
советских
воинов,
тыла,
партизанского
движения.Ктотакиефашисты?Почемуонихотелисделатьвсенародысвоимирабами?Преступления
нацистов:концлагерькакместапринудительнойжестокойизоляции.ДетиОсвенцима.11апреля—
деньосвобожденияузниковконцлагерей.Связь(преемственность)поколений:бессмертныйполк—
помним,любим,гордимся(«Деньпамяти»).
 ДеньРоссии(12июня)–праздниквсех,ктолюбитсвоюстрану,заботитьсяо ее процветании.
Этот праздник – символ свободы, гражданского мира, согласиявсех народов Российской
Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том,что Россия – это мы, живущие в
больших
и
малых
городах,
на
берегах
СеверногоЛедовитогоокеанаинасклонахКавказскихгор,вПоволжьеизаУралом….Вэтотдень мы
еще раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины («Там, гдеРоссия»).

 День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому ребёнкувозможность с
6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая необходимане только каждому человеку,
но
и
всему
обществу.
Знания
—
основа
успешногоразвитиячеловекаиобщества.Каждыйдолженстремитьсякобогащениюирасширениюсв
оихзнаний(«ДеньЗнаний»).
 День

учителя
(5
октября).
Учитель
—
важнейшая
в
обществе
профессия.Назначениеучителя–
социальноеслужение,образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Учитель—
советчик,помощник,участникпознавательной деятельности школьников. Оценка учительского
труда. Страницыистории развития образования. Первые школы, первые учителя-монахи.
Влияниекнигопечатаниянаразвитиеобразования.И.Федоров.Великиепедагогипрошлого.Учебник
и
К.Д.
Ушинского
для
обучения
грамоте
детей.
Яснополянская
школа
Л.Н.Толстого(«Деньучителя(советникипо воспитанию)»).

 Деньнародногоединства(4ноября).Этотпраздник–
проявлениегордостиипоклоненияпредшествующимпоколениям,которыенеразпроявлялипатриот
ические
чувства,
объединялись
в
те
времена,
когда
Родина
нуждалась
взащите.Такбылов1612году,когдаМининиПожарскийсобралинародноеополчениедляборьбысин
оземнымизахватчиками.Такбылов19411945годахвовремяВеликойОтечественнойвойнысфашистами.(«Деньнародногоединства»).
Различныепраздники,посвященныеисторииикультуреРоссии:
Историческаяпамять:ПётриФевронияМуромские–
символлюбвиивзаимопониманиявсемейнойжизни.Ценностироссийскойсемьи:любовь,взаимопо

нимание,участиевсемейномхозяйстве,воспитаниидетей).Семья–
первыйвжизниребенкаколлектив.Традиции,обычаи,трудоваяидосуговаядеятельность;
взаимоотношения
в
семьях
разных
народов
РФ.Поколения
в
семье.Семейное«древо».Особоеотношениекстаршемупоколению,проявлениедейственногоуваже
ния,вниманиякбабушкамидедушкам,заботаоних.Рольотцавсемье,участиевхозяйственнойдеятель
ности,досугесемьи,укреплениитрадиционныхсемейныхценностей.Пониманиеролиотцакакродит
еля,участиеввоспитаниидетей,отцовскоевлияниенасынаи/илидочь.Мать,мама—главныевжизни
человека
слова.
Мать
—
хозяйка
в
доме,
хранительница
семейного
очага,воспитательницадетей.Спервыхднейжизнирядомсребёнкомвсёвремяприсутствует мама —
человек,
чьё
сердце
бьётся
чаще
и
сильнее,
чем
у
другихлюдей(«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»).
КультураРоссии.Чтотакоетворчество?Людитворческихпрофессий:поэты,художники,композитор
ы,артисты,создателиигрушек.Примерынародныхпромыслов.Искусствовжизничеловека.Страниц
ыисториистановленияискусствавРоссии:отДревнейРусидосовременности(скоморохи,первыетеа
трыопера
и
балета,
драматические
театры
в
России).
Музыкальное,
изобразительное,театральное,цирковоеискусстваиеговыдающиесяпредставители.К.С.Станислав
ский—великийдеятельтеатральногоискусства:яркиестраницыжизнии деятельности. Значение
российской культуры для всего мира («По ту сторонуэкрана. 115 лет кино в России», «Цирк!
Цирк!
Цирк!
(К
Международному
днюцирка)»,«От«А»до«Я»,450
лет«Азбуке»ИванаФедорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин –создатель нового
русского языка поэзии. Памятные даты календаря: дни памятироссийских писателей и поэтов
прошлых веков. Николай Васильевич Гоголь –русский писатель, внесший вклад в развитие
отечественной литературы («215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык.Великий
и могучий. 225 летсодня рожденияА.С.Пушкина»).
Планируемыерезультатыосвоенияпрограммывнеурочныхзанятий
«Разговорыоважном»
Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженийшкольникамиследующ
ихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезультатов.
Личностныерезультаты
Гражданскопатриотическоговоспитание:осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражданскойидентич
ности;сопричастностькпрошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
уважение ксвоему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
членеобщества,оправах иобязанностигражданина,качествахпатриотасвоейстраны.
Духовно-нравственноевоспитание:пониманиесвязичеловекасокружающим миром; бережное
отношение к среде обитания; проявление заботы оприроде; неприятие действий, приносящих ей
вред. Признание индивидуальностикаждого человека; проявление сопереживания, уважения и
доброжелательности;неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинениефизического
иморальноговредадругимлюдям;выполнениенравственноэтическихнормповеденияиправилмежличностныхотношений.
Эстетическоевоспитание:уважительноеотношениеиинтерескхудожественнойкультуре,в
осприимчивостькразнымвидамискусства,традициями творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разныхвидаххудожественнойдеятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:соблюдение
правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образажизни в окружающей среде (в

том числе информационной); бережное отношениекфизическомуипсихическому здоровью.
Трудовоевоспитание:осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда,интерескразличнымпрофессиям.
Ценностинаучногопознания:первоначальныепредставленияонаучнойкартинемира;познав
ательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьисамостоятельностьвпознании
.Проявлениежеланияобогащатьсвоизнания,способностькпоисковоисследовательскойдеятельности.
Метапредметныерезультаты
Универсальныеучебныепознавательныедействия:длярешенияпредложенныхучебныхзада
чиспользоватьинтеллектуальныеоперации(сравнение,анализ,классификацию),оцениватьситуаци
инравственногоибезнравственногоповедения,приводитьпримерысобытий,фактов,демонстрирую
щихотношениечеловекакокружающемумиру,проявлениенравственноэтическихкачеств.Работатьсинформацией,представленнойвтекстовом,иллюстративном,графиче
скомвиде.
Универсальные
учебные
коммуникативные
действия:
проявлять
активностьвдиалогах,дискуссиях,высказыватьсвоемнениепоповодуобсуждаемыхпроблем;
соблюдать
правила
ведения
диалога
и
дискуссии;
создавать
устные
иписьменныевысказывания,небольшиетексты(описание,рассуждение);проявлятьжеланиеготови
тьнебольшиепубличныевыступления.
Универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможностьсуществования
разных
точек
зрения;
корректно
и
аргументированно
высказыватьсвоемнение.Приниматьучастиевпланированиидействийиоперацийпорешениюучебн
ойзадачи,оцениватьсвоеучастиевобщейбеседе(дискуссии,учебномдиалоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач поосвоению
предметныхпланируемых результатов.
Многиетемы«Разговорововажном»строятсянаиспользованиисодержанияучебныхпредмет
ов.Этопозволяетсовершенствоватьфункциональнуюграмотность
младших
школьников:
развивать
умения
использовать
полученныезнаниявнестандартныхситуациях;отбирать,анализироватьиоцениватьинформацию в
соответствии с учебной задачей; строить высказывания и тексты сучетомправилрусского языка.
Предметныерезультатыосвоенияпрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»представленысучетомспецификисодержанияпредметныхобластей,ккоторым
имеетотношениесодержаниекурсавнеурочнойдеятельности:
Русскийязык:первоначальноепредставлениеомногообразииязыковикультур
на
территории Российской Федерации, о языке как одной из главныхдуховно-нравственных
ценностей
народа;
понимание
роли
языка
как
основногосредстваобщения;осознаниезначениярусскогоязыкакакгосударственногоязыкаРоссий
скойФедерации;пониманиеролирусскогоязыкакакязыкамежнациональногообщения;осознаниеп
равильнойустнойиписьменнойречикакпоказателяобщейкультурычеловека;овладениеосновными
видамиречевойдеятельности на основе первоначальных представлений о нормах
современногорусскоголитературногоязыка;использованиевречевойдеятельностинормсовременн
огорусскоголитературногоязыкаиречевогоэтикета.
Литературное
чтение:
осознание
значимости
художественной
литературыипроизведенийустногонародноготворчествадлявсестороннегоразвитияличностичело
века;первоначальноепредставлениеомногообразиижанровхудожественныхпроизведенийипроизв
еденийустногонародноготворчества;овладениеэлементарнымиумениямианализаиинтерпретации
текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культуройсвоегонарода.

Математикаиинформатика:развитиелогическогомышления;приобретениеопытаработы
синформацией,представленнойвграфическойитекстовойформе,развитиеуменийизвлекать,анализ
ировать,использоватьинформациюи делатьвыводы.
Окружающий мир:сформированность уважительного отношения к своейсемье и
семейным
традициям,
Организации,
родному
краю,
России,
ее
истории
икультуре,природе;сформированностьчувствагордостизанациональныесвершения,открытия,поб
еды;первоначальныепредставленияоприродныхисоциальных объектах как компонентах единого
мира, о многообразии объектов иявлений природы; о связи мира живой и неживой
природы;сформированностьосноврациональногоповеденияиобоснованногопринятиярешений;пе
рвоначальные
представления
о
традициях
и
обычаях,
хозяйственных
занятияхнаселенияимассовыхпрофессияхродногокрая,достопримечательностяхстолицыРоссии
и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного иприродного наследия в
России;
важнейших
для
страны
и
личности
событиях
ифактахпрошлогоинастоящегоРоссии;основныхправахиобязанностяхгражданина
Российской
Федерации;
развитие
умений
описывать,
сравнивать
игруппироватьизученныеприродныеобъектыиявления,выделяяихсущественныепризнаки
и
отношения между объектами и явлениями; понимание простейшихпричинно-следственных
связей
в
окружающем
мире
(в
том
числе
на
материале
оприродеикультуреродногокрая);приобретениебазовыхуменийработысдоступной информацией
(текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе иобществе, безопасного использования
электронных ресурсов организации и сетиИнтернет, получения информации из источников в
современной информационнойсреде; формирование навыков здорового и безопасного образа
жизни
на
основевыполнения
правил
безопасногоповедениявокружающейсреде,в
томчислезнанийонебезопасностиразглашенияличнойифинансовойинформацииприобщениислю
дьмивнесемьи,всетиИнтернетиопытасоблюденияправилбезопасногоповеденияприиспользовани
иличныхфинансов;приобретениеопыта
положительногоэмоциональноценностногоотношениякприроде;стремлениядействоватьвокружающейсредевсоответствиисэко
логическиминормамиповедения.
Основы
религиозных
культур
и
светской
этики:
понимание
необходимостинравственногосовершенствования,духовногоразвития,роливэтомличныхусилий
человека;
формирование
умений
анализировать
и
давать
нравственнуюоценкупоступкам,отвечатьзаних,проявлятьготовностьксознательномусамоограни
чениювповедении;построениесужденийоценочногохарактера,раскрывающихзначениенравствен
ности,верыкакрегуляторовповедениячеловекавобществеиусловийдуховнонравственногоразвитияличности;понимание ценности семьи, умение приводить примеры
положительного
влияниярелигиознойтрадициинаотношениявсемье,воспитаниедетей;овладениенавыкамиобщени
яслюдьмиразноговероисповедания;осознание,чтооскорблениепредставителейдругойверыестьна
рушениенравственныхнормповедения в обществе; понимание ценности человеческой жизни,
человеческогодостоинства, честного труда людей на благо человека, общества;
формированиеуменийобъяснятьзначениеслов"милосердие","сострадание","прощение","дружел
юбие";умение находить образы, приводить примеры проявлений любви кближнему,
милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,современной жизни;
открытость
к
сотрудничеству,
готовность
оказывать
помощь;осуждениелюбыхслучаевунижениячеловеческогодостоинства;знаниеобщепринятыхвро
ссийскомобщественормморали,отношенийиповедениялюдей,основанныхнароссийскихтрадицио
нныхдуховныхценностях,конституционныхправах, свободахиобязанностяхгражданина.

Изобразительноеискусство:выполнениетворческихработсиспользованиемразличныххуд
ожественныхматериаловисредствхудожественнойвыразительностиизобразительногоискусства;у
мениехарактеризоватьвидыижанрыизобразительногоискусства;умениехарактеризоватьотличите
льныеособенностихудожественныхпромысловРоссии.
Музыка:знаниеосновныхжанровнароднойипрофессиональноймузыки.
Технология:сформированностьобщихпредставленийомирепрофессий,значениитрудавжиз
ничеловекаиобщества,многообразиипредметовматериальнойкультуры.
Физическаякультура:сформированностьобщихпредставленийофизическойкультуреиспор
те,физическойактивностичеловека,физическихкачествах,жизненноважныхприкладныхуменияхи
навыках,основныхфизических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в
игровыхзаданиях иигровойдеятельности,соблюдаяправилачестнойигры
Многие
темы
«Разговоров
о
важном»
выходят
за
рамки
программ
учебныхпредметовиспособствуютразвитиюкругозорамладшегошкольника,еговозрастной
эрудиции
и
общей
культуры.
Эта
функция
внеурочной
деятельностиособенноважнаиявляетсяпослерешениявоспитательныхзадачсущественнойиприоритетной.

Тематическое планирование
1–2 классы (1 час в неделю)
Т
е
м
а
1.Деньзнаний

Основноесодержание

Знания–ценность,котораянеобходима не только
каждомучеловеку,ноивсемуобществу.
Нашастранапредоставляетлюбому
ребёнку
возможность с6,5летучитьсяв школе
Знания–основауспешногоразвитиячеловекаи
общества

Характеристикадеятельностиобучающихся

ПросмотрвидеороликаоДнезнанийиотрадицияхэтогопраздника.
Участие
в
эвристической
беседе:
традиции
нашей
школы,
обсуждениевопросов:«Почемуважноучиться?Какбыть,есличтотонезнаешьилинеумеешь?» идр.
Рассматриваниерепродукцийкартиношколепрошлыхвеков,сравнениес
современной школой. Например: В. Маковский «В сельской школе»; Н.БогдановБельский«Сельскаяшкола»,«Устныйсчет.Народнаяшкола»;Б.Кустодиев«Земскаяшко
ла»;А.Максимов«Книжноенаучение»;А.Морозов«Сельскаяшкола» (навыбор)
Участиевколлективнойигре-путешествии(игресоревновании),разгадываниизагадок

2. Там, где Россия
ЛюбовькРодине,патриотизм
– качества гражданина России.Любовь к родному
краю,
способность
любоватьсяприродой,беречьеё
–частьлюбвикОтчизне.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Россия – от края до
края»:природаразныхуголков страны.
Работа
с
иллюстрациями:
узнавание
по
фотографиям
городов
России.Достопримечательности Москвы.Беседа: «В каких местах России
тебехотелосьбы побывать?»
Интерактивнаяиграсоревнование:«Знаемлимысвойкрай»(сиспользованиемиллюстраций)

3.100-летиесоднярожденияЗоиКосмодемьянской
ГероизмсоветскихлюдейвгодыВеликойОтечественн
ойвойны.Участиемолодеживзащите
Родины
от
фашизма.
ЗояКосмодемьянская–перваяженщина–
ГеройСоветскогоСоюзазаподвигивовремяВОВ.Качеств
аюнойучастницыдиверсионной

Рассматривание
иописание
портрета
Зои–московской
школьницы.ВосприятиерассказаучителяифотографийизсемейногоальбомаКосмодемь
янских
Обсуждение рассказа учителя и видеоматериалов о событиях в
деревнеПетрищево.

группы:бесстрашие,любов
ькРодине,
героизм.
4.ИзбирательнаясистемаРоссии(1час)

Обсуждение значения
пословиц: «Родина –мать,умей
занеепостоять»,
«Дляродинысвоейнисил,нижизнинежалей»,«Сроднойземли-умри,несходи»,«Чужой
землине хотим,асвоейнеотдадим»(навыбор)

ИзбирательнаясистемавРоссии:значениевыбороввжи
зниобщества;правогражданинаизбиратьибытьизбранны
м.Участиеввыборах–проявление
заботы
гражданинаопроцветанииобщества.
Важнейшиеособенностиизбирательной системы в
нашейстране:правогражданинанавыбор; справедливость,
всеобщность,личноеучастиегражданина
5.Деньучителя (советникиповоспитанию)

Просмотр и обсуждение отрывка из видеофильма «О выборах детям». Дискуссия:
«Какое значение имеют выборы для жизни общества».
Чтение четверостиший о Родине.
Виртуальная экскурсия на избирательный участок. Коллективное составление
сценария выступления детей на избирательном участке в день выборов

Учитель – важнейшая в обществе профессия.
Назначение
учителя
–
социальное
служение,
образование и воспитание подрастающего поколения.
Учитель
–
советчик,
помощник,
участник
познавательной деятельности школьников. Оценка
учительского труда.
6.Овзаимоотношенияхвколлективе

Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в разыгрывании сценок «Я
– учитель», «Я и мои ученики».
Участие в групповой, парной работе: создание рисунков «Наш класс», «Мой
учитель»
.
Работа с
текстами (пословицами, стихотворениями), связанными с
профессией учителя

Общая цель деятельности одноклассников.
Взаимопомощь, поддержка, выручка – черты
настоящего коллектива. Детский телефон доверия

Анализрисунков«Рукавички»:умеемлимывместеработать?Умеемлидоговариватьс
я?».ЧтениеиобсуждениерассказаВ.Осеевой«Тритоварища?».Диалог:происходятливна
шемклассепохожиеистории?
Дискуссия: «Когда мы обижаемся: как не реагировать на обиду?
Интерактивное задание: рассматривание фотографий нашегокласса:«Мы вместе!»

7.Потусторону

экрана

Российскому кинематографу
– 115 лет. Может ли сегодня человек (общество)
жить без кинематографа?
«Великий немой» – фильмы без звука. 1908 год –
рождение детского кино в России. Первые игровые
фильмы: «Дедушка Мороз», «Царевна-лягушка», «Песнь
о вещем Олеге».

Слушание песни Буратино из фильма «Приключения Буратино» (композитор А.
Рыбников).
Просмотр видеоматериалов: кадры из немого кино. Беседа: Можно ли по мимике,
жестам, поведению артистов понять сюжет картины?
Интерактивное задание – викторина «Знаем ли мы эти известные детские
фильмы?» (отгадывание по отдельным эпизодам и фото героев названия фильмов).
Например, «По щучьему велению», «Королевство кривых зеркал», «Царевна-

Создание студии «Союздетфильм».
Известные первые игровые фильмы: «По щучьему
велению», «Морозко», «Королевство кривых зеркал»,
(режиссера Александра Роу).
8.Деньспецназа

лягушка».
Ролевая игра: «Мы снимаем кино» (разыгрывание эпизода из сказки «Царевналягушка», разговор царевича с лягушкой).
Рассказы детей: «Мой любимый кинофильм»

28 октября – День подразделений специального
назначения. Страна гордится важной работой бойцов
спецназа.
Легендарные подразделения: «Альфа», - борьба с
террористами, освобождение заложников, поиск особо
опасных преступников.
«Вымпел» – охрана экологически важных объектов;
борьба с террористами; ведение переговоров и
проведение разведки.
Качества бойцов спецназа, спортивные тренировки
9.Деньнародногоединства

Работа с иллюстративным материалом: описание внешнего вида бойцов
спецподразделения, примеры деятельности подразделений спецназа: освобождение
заложников, захват террористов.
Просмотр видеоматериалов о физической подготовке бойцов спецназа.
Интерактивное задание: восстановление пословиц о смелости (героизме),
объяснение их значения. Например: «Тот герой, кто за Родину горой!», «Не тот
герой кто награду ждет, а тот герой, что за народ встает!»,
«Один за всех, все – за одного», «Сам погибай, а товарища выручай» (по выбору)

Чему посвящен праздник
«День народного единства»?
Проявление любви к Родине: объединение людей в
те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство
гордости за подвиги граждан земли русской в 1612 году
Минин и Пожарский – герои, создавшие народное
ополчение для борьбы с иноземными захватчиками

Рассматривание плаката, посвященного Дню народного единства. Обсуждение:
«Почему на плакате изображены эта два человека? Какие события связаны с
Мининым и Пожарским?».
Беседа с иллюстративным материалом: кем были Минин и Пожарский?
Интерактивное задание: рассмотрите портреты Минина и Пожарского, опишите их
внешний вид, одежду, выражение лица.
Рассказ учителя о событиях 1612 года. Беседа: Что такое ополчение?
Ополчение 1612 года и 1941 года (рассказ учителя с иллюстративным
материалом

10.Россия–взглядвбудущее
Экономика
как
управление хозяйством
страны:
производство,
распределение,
обмен,
потребление.
Что сегодня делается для успешного развития
экономики РФ? Можно ли управлять экономикой с
помощью компьютера (что такое цифровая
экономика – интернет-экономика, электронная

Просмотр и обсуждение видео: «Что такое экономика страны? Откуда произошло
слово «экономика»?».
Интерактивное задание: Составление плаката-рисунка «Что такое экономическая
деятельность: производство-распределение-обмен- потребление».
Воображаемая ситуация: мы попали в «умный дом». Что происходит в «умном
доме»? Какие команды мы можем дать голосовому помощнику

экономика).
«Умный
дом»:
«умное
«командыэлектроприборам(кофеварка,
напоминания-сигналы жителям квартиры.
11.Деньматери

освещение»,
чайник)»,

Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать
– хозяйка в доме, хранительница семейного очага,
воспитательница детей. Матери- героини.
Как поздравить маму в ее праздник – День матери?

Слушание песни «О маме» из кинофильма «Мама». Интерактивное задание:
расскажем о маме:
Мама заботится о ребенке: рассматривание репродукции картины С. Ерошкина
«У колыбели»; Б. Кустодиева «Утро».
Мама помогает ребенку познать мир: рассматривание репродукции картины А.
Аверина «Море»
Воображаемая ситуации: для девочек – «Ты – мама. У тебя есть дочка. Она
капризничает. Как ты ее успокоишь?». Для мальчиков – «Как ты думаешь, что будет
делать мама».
Беседа на основе рассматривания видео и иллюстративного материала: Материгероини»
Дискуссия: «Нам нужно поздравить маму с Днем матери. Как мы это сделаем».
Рассматривание рисунков (плакатов) детей - ровесников учащихся 1-2 класса

12.ЧтотакоеРодина?
Родина–
этострана,гдечеловекродилсяиживет,учится, работает,
растит
детей.Родина
–
это
отчий
дом,
роднаяприрода,люди,населенныепункты – все, что
относится
кстране,государству.Человеквсегдапроявляетчувствакс
воейРодине,патриотчестнотрудится,заботитсяоее
процветании,уважаетееисториюикультуру
13.Мывместе.

Слушание песни «То березка, то рябинка». Обсуждение: как понимает автор
песни, что такое «Родина»?
Интерактивное задание: соотнесение иллюстрации с
названием
территории
России (тундра, тайга, Поволжье, Урал, Кавказ, Камчатка).
Виртуальная экскурсия по городам России: Москва, Санкт-Петербург, Волгоград.
Достопримечательного родного края.
Выставка рисунков
детей «Наша Родина, как я
ее
вижу».
Дети
рассказывают о своих рисунках

Память времен: каждое поколение связано
с предыдущими и последующими общей
культурой, историей, средой обитания. Связь
(преемственность) поколений – основа развития
общества и каждого человека. Семейное древо. Память

Рассматривание рисунков детей «Семейное древо». Краткий рассказ о традициях
в семье, которые остались от бабушек-дедушек.
Традиции, связанные с проводом зимы и встречей весны у разных народов РФ:
русский Веснянки, у татар и башкир праздник Каргатуй, у ханты и манси – День
Вороны.работа с иллюстративным материалом.

о своих родных, которые
представляют
предшествующие поколения. Сохранение традиций
семьей, народом Создание традиций своего класса.
14.Главныйзаконстраны
Конституция Российской Федерации – главный
закон государства, который закрепляет права
гражданина как отношение государства и его граждан.
Права — это обязательство государства по созданию
условий благополучной жизни каждого человека.
Права ребенка в РФ

Эвристическая беседа: «Какие традиции будут у нашего класса?».
Выставка фотографий класса: «Мы вместе».

Рассматривание обложки и страницы Конституции РФ. Рассказ учителя: что
записано в главном законе страны.
Работа с иллюстрациями: описание прав гражданина РФ на свободное
передвижение, выбор места проживания, право на свободный труд, отдых,
образование, медицинскую помощь.
Интерактивное задание: соотнесем иллюстрацию с правом ребенка РФ. Заполним
таблицу: права ребенка РФ

15.Героинашеговремени
Герой
–
человек,
совершающий
поступки, необычные по своей смелости, отваге.
Совершая подвиги, герой никогда не думает об
опасности для себя, его действия направлены на
спасение других. Героями в нашей стране являются не
только взрослые, но и дети. Проявление уважения к
героям, стремление воспитывать у себя волевые
качества: смелость, решительность, стремление прийти
на помощь. Памятники героям мирного времени

Просмотр видеоматериала «Герои мирного времени» о врачах г. Благовещенска.
Беседа: «Можно ли назвать поступок врачей подвигом? О чем думали врачи, узнав о
пожаре? Как они вели себя?
Интерактивное задание: проанализировав поступок подростка, составить его
портрет. Например, героические поступки Вани Макарова, Максима Кобычева,
Лиды Пономарёвой, Марины Плотниковой.
Рассматривание фотографий орденов Героя России, Ордена мужества, медаль «За
отвагу».
Рассматривание и описание памятников героям мирного времени. Например,
памятник пожарным и спасателям (Новосибирск); памятник героям, погибшим,
спасая детей (Севастополь), памятник морякам- подводникам, погибшим в мирное
время (Курск), памятник пожарным и спасателям МЧС (Тверь) – на выбор.
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся около памятника героям
мирного времени. Какие цветы мы возложим к памятнику, что напишем на
ленточке?

16.«Новыйгод–традициипраздникаразныхнародовРоссии»
Новый год – любимый семейный праздник.
История возникновения новогоднего праздника в
России. Участие детей в подготовке и встрече Нового
года. Подарки и пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек.

Просмотр и обсуждение видео: «Москва Новогодняя!». Беседа: как украшен к
Новому году наш город (поселок, село). Как украшен ваш дом к встрече Нового
года.
Рассказы детей: «Моя любимая новогодняя игрушка».
Виртуальная экскурсия в музей «фабрика елочных игрушек» (Москва)

Традиции
Новогоднего праздника разных
народов России: якутов (праздник "Ысыах"); бурятов
День Белого Месяца); осетинский Новый Год Ногбон;
татар («Навруз») – по выбору.
17.От«А»до«Я».450лет«Азбуке»ИванаФедорова

Интерактивное задание: составление коллективного рассказа «История
Новогоднего праздника в России» (на основе иллюстративного материала)
Чтение детьми (или рассказывание) коротких историй о традиции встречи Нового
года народов России

Иван Федоров - выдающийся первопечатник в
России, не только составитель и издатель первых книг,
но и педагог, создатель методики обучения грамоте.
Особенности построения «Азбуки»

Рассматривание страниц «Азбуки» И. Федорова.
Сравнение иллюстраций, букв с современным «Букварем». Беседа: «Как вы
думаете, был ли интересен детям того времени такой учебник? Мог ли создать такую
книгу человек, который не понимал детей, не знал, как их учить грамоте?
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся в Москве, у памятника
И. Федорову. Захотелось ли вам положить к памятнику цветы? Какие?

18.Налоговаяграмотность
Налог – денежные отношения между организацией
и любым работающим
человеком,
необходимая
обязательная плата государству с любых доходов.
Для чего взимаются налоги? Откуда государство
берет деньги для содержания учреждений, армии,
объектов культуры, строительства жилья, детских
садов и школ, больниц, стадионов и др.?
19.Непокоренные(блокадаЛенинграда)

Работа с иллюстрациями, которые демонстрируют примеры использования
налогов.
Беседа: «На какие деньги строятся больницы, детские сады, школы;
благоустраиваются города, ремонтируются дороги?»
Дискуссия: «Может ли человек отказаться платить налоги? Почему говорят, что
уплата налогов - обязанность гражданина?»

Что такое блокада? 900 дней жизни под обстрелом,
без продовольствия и электричества. Как жили и о чём
мечтали дети блокадного города: ленинградский
ломтик хлеба; печь буржуйка; блокадная школа, как
праздновали Новый год...
Дорога жизни.
Посильная помощь
детей взрослым: уход за
ранеными, дежурство на крыше.

Просмотр видеофильма «Салют в Ленинграде в честь прорыва блокады». Беседа:
почему ленинградцы плачут во время салюта?
Послушаем звук метронома. О чем он подавал сигналы?
Интерактивное задание: рассматривание фото рисунков детей блокадного
Ленинграда на тему «Ладога – дорога жизни». Беседа: о чем рассказывают рисунки
детей? Можно ли сказать, что авторы рисунков вспоминают историю своей жизни?
Работа с фотографиями: особенности учебного класса, чем он отличается от
класса мирного времени?
Воображаемая ситуация: представим, что мы подошли к памятнику,
посвященному детям блокадного Ленинграда. Постоим около него тихо, поклонимся
героям города, не сдавшихся врагу, положим цветы

20.СоюзникиРоссии

Кого
называют
союзником?
Договор
о
коллективной безопасности – объединение государств,
которые совместно борются с терроризмом.
Экономическое сотрудничество государств с
Россией: Китай, Белоруссия.
Культурное сотрудничество государств с Россией:
спортивные соревнования, художественные выставки,
фестивали и конкурсы, выступления театров
21.Менделеев.190летсоднярождения

Интерактивное задание: «Сравним две фотографии (на одной люди со
сложенными на груди руками, на другой – пожимающие друг другу руки)». Какую
из них можно назвать «союзники»?
Рассказ учителя: страны, которые объединились (стали союзниками) в борьбе с
международным терроризмом.
Интерактивное задание: на основе иллюстраций описать товары, которые
получает Россия из стран (Китай, Белоруссия, Турция, Сирия)
Просмотр и оценка видео: выступления Большого театра за рубежом

Наука и ученые: научные открытия позволили
изменить жизнь человека и развивать общество.
Лаборатория ученого. Что в ней происходит?
Д.И. Менделеев - выдающийся ученый-химик и
физик
(изучал
свойства
веществ),
создатель
воздушного шара.
Менделеев – педагог, профессор химии
в
университете, автор учебников по химии. Любимые
занятия ученого в свободное время: «чемоданных дел
мастер», шахматист.

Просмотр видео: открытия человека, которые позволили развивать общество
(паровоз, радио, электричество, космическая ракета)
Интерактивное задание: Нам нужно сравнить свойства каких-то веществ,
например, воды и молока, чая и сока. Что нам нужно сделать? Зачем ученый
проводит опыты, эксперименты?
Рассказ учителя: Д.И. Менделеев проводит опыты с различными веществами,
изучая их свойства и выделяя похожие свойства веществ.
Работа с иллюстрациями и текстом: Менделеев – полет на воздушном шаре.
Интерактивное задание: выбрать ответ на вопрос: «С какой целью создал Менделеев
воздушный шар? Ответы: он хотел показать своим детям Землю из космоса; ему
нравилось летать; он хотел изучать атмосферу.
Рассматривание фото любимых занятий ученого: создание чемоданов, шахматы,
рисование.
Дискуссия: Почему Менделеева называли «чемоданных дел мастер»? Разве он не
мог купить себе чемодан в магазине? Можно ли по свободным занятиям ученого
сказать, что он был разносторонним, творческим и очень интересным человеком?

22. Деньпервооткрывателя
Первооткрыватели первыми открывает новые
земли, страны, изучают и описывает их особенности.
Российские мореплаватели: открывшие Антарктиду
(Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарев). Первые
открыватели космоса: Ю. Гагарин, В. Терешкова, А.
Леонов.
Проявление интереса и уважения
к

Просмотр видео «Антарктида – шестой континент
Рассказ учителя: «Восток» и «Мирный» история открытия Антарктиды.
Рассматривание портретов Ф. Беллинсгаузена и М. Лазарева, а также парусных
кораблей.
Работа с иллюстрациями: рассматривание и описание станций, работающих в
Антарктиде: «Мирный», «Лазаревская», «Прогресс». Беседа: с какой целью
создаются станции в Антарктиде?

личности
первооткрывателя,
его
чертам
характера: целеустремленности, смелости, упорству

Интерактивное задание: что ты знаешь о первых космонавтах. Рассказы детей на
основе иллюстраций и картин о космосе А. Леонова.
Интерактивное задание: сделаем первые странички нашей классной книги
«Первопроходцы».

23.ДеньзащитникаОтечества
Благодарность армии за мирную жизнь, за
проявление патриотических чувств, защиту Родины,
охрану ее рубежей. Преемственность поколений.
Армия в годы войны и мирное время: всегда есть
место подвигу. Памятник советскому воину в Берлине.
Качество российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование

Просмотр видео: парад Победы 1945 г. Беседа: с кем сражалась советская армия?
Что принесла победа в ВОВ нашей стране и миру? Какие чувства испытывают люди
разных поколений, освободившись от фашизма? Интерактивное задание: краткие
суждения детей по иллюстрациям:
«Вспомним героев Советского Союза». (Например, дважды Герои Советского
Союза: летчики – В. Алексеенко, Н. Степанян, А. Ефимов; танкисты – С. Хохряков,
В. Архипов, С. Шутов; моряки – В. Леонов (по выбору).
Рассказ учителя об истории памятника советскому солдату в Берлине (о Н.
Масалове).

24.Какнайтисвоеместовобществе?
Твое место в семейном коллективе. Твое
равноправное участие в трудовой, досуговой жизни
семьи. Проявление активности, инициативности в
делах семейных.
Классный коллектив – это твое детское общество.
Твои интересы, обязанности, друзья в этом обществе.

25.Всемирныйфестивальмолодежи

Просмотр видео: коллективный труд семьи. Беседа: нравится ли детям работать
вместе с родителями?
Дискуссия: обсудим, в каком случае Ира поступает как равноправный член
семейного коллектива: а) Она всегда откликается на просьбу бабушки помочь ей; б)
Оля всегда предлагает бабушке свою помощь.
Интерактивное задание: оцени ситуации. Ответь на вопрос: «Кто из этих детей
нашел свое место в коллективе».
1) Петя хорошо рисует. Но на предложение оформить классную газету ответил:
«Я не могу, некогда мне. Пусть Мила рисует».
2) Первоклассники готовят концерт к Дню учителя. Для выступления нужны
одинаковые платочки-галстучки. Где их взять? Оля предлагает: «Меня мама научила
вязать. Я свяжу платочки-галстучки, будет красиво».
Интерактивное задание: проанализируй пословицы и поговорки. Какие качества
характеризуют коллектив: соотнеси слово-качество с соответствующей пословицей.
«Берись дружно – не будет грузно» (согласованность); «В коллективе чужой
работы не бывает» (взаимопомощь); «В согласном стаде волк не страшен» (согласие,
единство); «Без командира нет коллектива» (умение подчиняться)

Фестиваль молодежи и студентов проходит под
лозунгом «За мир, дружбу, солидарность и
справедливость!». Фестиваль – это возможность
молодых людей общаться: поделиться своими планами
на будущее, рассказать о своей стране, о работе или
учебе.
На
Фестивале
проводятся
различные
мероприятия,
собрания,
диспуты,
дружеские
соревнования, концерты. Россия принимает гостей со
всего мира дружелюбно и гостеприимно

Просмотрвидео:открытиеМеждународногофестивалямолодежиистудентовв2017г.
Беседа:длячегопроводятсяФестивалимолодежи.
Воображаемая
ситуация:
Представьте,
что
каждый
из
вас
–
участникФестиваля.Выизучилипрограммуихотитевыбратьмероприятие,накотороева
мхочетсяпойти.Поделитесьсвоимипланамисодноклассниками.
ПрограммаФестиваля:1)Образовательнаяпрограмма–
«Россиявсоветскоевремя»,«ДеньАфрики»,«ДеньАзиииОкеании»,«ДеньЕвропы»,«Нег
рамотностьвмиреиборьбасней».2)Культурнаяпрограмма
–«Джазовыйфестиваль»,«Музыкабудущего»,«Танцевальнаяакадемия»
Виртуальная экскурсия в образовательный центр «Сириус» (работа
силлюстративнымматериалом):чтоувидятздесьгостиФестиваля

26.Первымделомсамолеты….Огражданскойавиации
Гражданской авиации России 100 лет. Значение
авиации для жизни общества и каждого человека.
Мечта человека летать воплотилась в сказках,
легендах. Первый самолет гражданской авиации в
России. Типы современных самолетов.

Просмотр видео: взлет самолета.
Беседа: какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите, как в воздух
поднимается самолет? летали ли вы на самолете? Ваши ощущения (страшно,
удивительно, радостно, удивительно).
Работа с иллюстрациями: на чем летают герои русских сказок (народных и
авторских). Например, ступа бабы-Яги, ковер-самолет, Конек-Горбунок.
Рассматривание картины А. Дейнеко «Никитка – первый русский летун». Чтение
учителем отрывка из легенды: «Смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп»,
якобы смастерил себе из дерева и кожи крылья и даже с успехом летал на них».
Интерактивное задание: сравните два числа. В начале XIX века дорога из Москвы
в Санкт-Петербург на лошадях занимала 4-5 дней. Сегодня от Москвы до северной
столицы – 1,5 часа полета.
Рассказ учителя: первый самолет гражданской авиации в России – АНТ-9.
Просмотр видео: новые самолеты сегодня.

27.Крым –дорогадомой
Вспомним, что такое Крым? Уникальные
природные места Крыма. Города Крыма, его столица.
Как живет сегодня Крым.

Видео: «Путешествие по Крыму». Работа с иллюстрациями: уникальные места
природы Крыма, столица – Симферополь. Детский парк. Парк Салгирка, танкпамятник освободителям города от фашистов, Крымский театр кукол.
Воображаемая ситуация: Представьте, что вы – жители Крыма. Что бы вы
посоветовали посмотреть в Крыму ее гостям?
Работа с иллюстрациями: чем занимаются младшие школьники после уроков?

Фотографии, отражающие, к примеру, игру в шашки и шахматы, танцы, занятие
лепкой или рисованием, театральной деятельностью.
28.Россия–здороваядержава
Человек должен быть здоров, жизнерадостен,
закален. Это помогает ему многое успевать, успешно
заниматься трудом, учебой, домашними делами.
Здоровые люди активно участвуют в жизни общества.
Что такое здоровый образ жизни, как человек
должен его организовывать.
Россия – спортивная страна

Просмотр видео: гимн «Дети – в спорт». Беседа: «Как вы понимаете слова гимна:
«Дети – будущее страны!»
Эвристическая беседа? «Почему человек должен быть здоров, жизнерадостен и
активен?»
Интерактивное задание: сравните рисунки двух детей, оцените, как они одеты,
чем они занимаются? Кто из них, по вашему мнению, чаще болеет? Работа с
текстами стихотворений о здоровье и занятиями физкультурой.
Например, «Зарядка» (А. Барто), «Купить можно много» (А. Гришин), «Солнце
воздух и вода» (А. Усачев).
Работа с иллюстрациями: назовем и запишем слова, которые расскажут нам, что
человек должен делать, чтобы сохранить и укрепить здоровье.
Интерактивное задание: рассмотреть фото разных видов спорта, назвать каждый
вид. Рассказать, каким спортом ты занимаешься или хочешь заниматься?

29.Цирк!Цирк!Цирк!
Почему и дети, и взрослые любят цирк?
Цирковые
профессии. Вспомним великие
семьи цирковых артистов: семья Запашных; семья
Кантемировых. Знаменитый «Уголок Дурова» и его
основатель.
Великий клоун Ю. Никулин. Первая женщинаукротительница
тигров Ю. Бугримова

Просмотр видео – цирковое представление и «Песенки о цирке». Беседа:
«Любите ли вы цирк?»
Интерактивное задание: Назови цирковую профессию (соедини фото с названием
цирковых профессий). (Например, воздушный гимнаст, клоун, укротитель, наездник,
жонглёр, акробат) – по выбору.
Работа с иллюстрациями: знакомство с великими цирковыми семьями и
цирковыми артистами. Описание их цирковой деятельности.
Создадим плакат-аппликацию «Цирк! Цирк! Цирк!»

30.«ВижуЗемлю»
Книга Ю.А. Гагарина «Вижу Землю». Первые
впечатления космонавта о наблюдениях голубой
планеты «Земля».
Страницы рассказа Ю.А. Гагарина «Вижу Землю»:
детство, участие в семейном труде, тяготы войны,
первая профессия, желание и стремление стать
летчиком. Первый полет.

Видео: пуск корабля-спутника «Восток-1». Обсудим: какое слово, сказанное
Юрием Алексеевичем во время взлета, сейчас знает весь мир?
Читаем, рассматриваем фотографии, обсуждаем страницы книги Ю.А. Гагарина
«Вижу Землю» (детство, первая профессия, желание стать летчиком). Оцениваем
качества характера Юрия, которые помогли ему стать настоящим летчиком, а потом
и космонавтом (ответственность, настойчивость, трудолюбие, мечтательность).
Виртуальная экскурсия в планетарий

Как современный школьник может изучать планету
Земля?
31. Экологичноепотребление
Экологичное потребление – как использовать
природу, чтобы приносить ей как можно меньше
вреда. Что значит – жизнь без отходов: отказ от
ненужного, продление жизни вещей, повторное
использование, экономия природного материала (воды,
света)

Просмотр и обсуждение видео (фото) - «Как мусор становится седьмым
континентом Земли». Беседа: вредит ли природе «седьмой континент» (мусорное
пятно в Тихом океане).
Воображаемая ситуация.
1) Представим, что
мальчик
порвал брюки. Предложите способы
возможного использования этой вещи.
2) Бабушка наварила огромную кастрюлю каши. Никто уже не хочет ее есть.
Предложите способы, чтобы кашу не выбрасывать.
Работа с иллюстративным материалом: берегут ли природу жители этой
квартиры?
Обсудим: какие таблички-напоминания можно сделать в доме, чтобы экономно
относиться к воде и электричеству.

32.Трудкрут!
Труд – основа жизни человека и развития общества.
Любой труд имеет цель, результат. Качества
труженика, которые
определяют успешность его
трудовой деятельности: наличие знаний- умений,
терпение,
старательность,
ответственность,
аккуратность и др.

Просмотр видео «Ежик – неумейка». Какое качество ежика помогло ему
выбраться из кастрюли?
Просмотр видео «Труд гончара». Беседа: «Легко ли сделать вазу?»: быстро ли
лепится предмет из глины; почему гончар должен быть внимательным?
Аккуратным? Получится ли красивый предмет, если спешить, не обращать внимание
на неровности, нарушение пропорций?
Дискуссия: Вспомним Незнайку – героя книги Н. Носова. Незнайка был таким
любознательным! Он пытался играть на трубе, рисовать, писать стихи, даже
управлять машиной. Почем же у него ничего не получалось?
Интерактивное задание: соединим иллюстрацию трудового действия с важным
условием его успешного выполнения. Например, приготовить пирог (знать рецепт
его приготовления); убрать квартиру (уметь включать пылесос); помочь при порезе
пальца (уметь обрабатывать рану)
Обсудим вместе: определим значение пословиц и поговорок о труде:
«Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться»; «Была бы охота, заладится
всякая работа», «Поспешишь – людей насмешишь». Обратим внимание на слова,
которые очень важны для работы (знания, умения, усердие, старание, терпение,

желание).
33.Урокпамяти
Что такое память человека? Память начинается с
семьи, детства, школы
Что такое память поколений? Страницы прошлого,
которые нельзя
забывать.
Преемственность
в
трудовой
деятельности:
декоративно- прикладное искусство народов России.
Трудовые династии.
Качества россиянина, которые переходят из
поколения в поколение.

Встреча с выпускниками школы: что они помнят о своей школьной жизни?
Эвристическая беседа: что может рассказать семейный альбом?
Рассказы детей о своем семейном древе.
Просмотр видео: вспомним героические страницы истории России. Назовем
историческое событие и его влияние на жизнь общества и каждого его члена
Беседа: какое чувство объединяло граждан России, когда Родине грозила
опасность?
Ролевая игра на основе воображаемой ситуации: «мастера игрушки» описывают
игрушку: как называется, для чего предназначена, из чего сделана, где производится
(например, Хохломская, Городецкая, Дымковская, Филимоновская, матрешка из
Сергиева Посада – по выбору)
Обсуждение значения поговорки: «Умелец да рукоделец себе и другим радость
приносит»
Работа с иллюстрациями Трудовые династии необычных профессий. Например,
Дуровы, Запашные.


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».