Рабочая программа по учебному курсу «Орлята России» для обучающихся 1 класса составлена на
основании федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, с учетом учебно-методическим комплексом Программы развития социальной
активности обучающихся начальных классов «Орлята России», разработанным ФГБОУ
Всероссийским детским центром «Орленок» (авторы-составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю.,
Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей
редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.)
и с учетом программы воспитания и основываются на российских базовых национальных
ценностях.
Цель курса:
формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний,
отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских
базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание
культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе,
развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
1.Воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности
граждан нашей страны, России.
2.Воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным
ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
3.Формировать лидерские качества и умение работать в команде.
4.Развивать творческие способности и эстетический вкус.
5.Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес кфизической
культуре.
6.Воспитывать уважение к труду, людям труда.
Формировать значимость
и потребность
в безвозмездной деятельности ради других людей.
7.Содействовать воспитанию экологической культуры и ответственного отношения к
окружающему миру.
8.Формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и
исследовательскую деятельность Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята
России»
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы
комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.
1 класс
Личностные результаты:
осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру общения в классе способствовать
формированию навыков взаимодействия в группе сверстников, способствовать дружескому
отношению к одноклассникам; формирование положительной мотивации по отношению к учебно познавательной деятельности и процессу интеллектуального напряжения;
формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности; способствовать
развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и интересами
обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека; осознавать ценность книги –
как источника знаний; формировать нравственно-этические нормы поведения, которые строятся на
проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать становлению
ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать интерес к изучению
истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие ценности природного
мира.
Метапредметные результаты:
– познавательные: формировать способность к демонстрации своих знаний и умений из личного
жизненного опыта; развивать способность к применению своих знаний и умений, способность
выражать свои мысли; формировать умение составлять совместно с учителем общие правила
поведения; формировать умения выделять главное и значимое в полученной информации;
формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и
систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под
руководством педагога); формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять
сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов (под руководством педагога); учиться
ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (под руководством педагога);
учиться понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие, благотворительность (под
руководством педагога); приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки;
познавательные: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,
видео
– коммуникативные: формировать представления о смысле и значимости дружбы,
межличностные связи в коллективе; формировать представления о способах выражения дружеского
отношения к одноклассникам; формировать культуру общения в классе и умение подчиняться общим
правилам общения; формировать дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить
общую цель и пути её достижения; формулировать суждения, слушать собеседника и понимать
высказывания других обучающихся; учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в
совместной работе; формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией,
знаниями со сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со
сверстниками и взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться
слушать говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога;
регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться
открыто демонстрировать свои творческие способности; учиться называть одноклассников
по имени, В преподавании курса «Орлята России» используются разнообразные методы и
формы обучения. Формами организации занятий могут быть занятие-игра, беседа, конкурс,
квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие
задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и
ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице,
в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет
организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах
программы.
Реализация программы «Орлята России» для детей 1 класса начинается со второй
четверти учебного года. Программа состоит из треков, два из которых предполагают
«свободное творчество учителя» в рамках того или иного трека, но с заданными целевыми
установками для сохранения смыслов программы. В зависимости от того, являлся ли уже
класс участником программы «Орлята России» в предыдущем учебном году или только
вступает в Программу, учитель выбирает тот вводный «Орлятский урок», который ему
необходим. Представленные уроки различаются не по возрасту и классам, а по стажу
пребывания детей в Программе.
На изучение курса «Орлята России» отводится по 1 часу в неделю Программа
рассчитана на 33 учебных часов .
УМК учебного курса: Примерная рабочая программа учебного курса «Орлята России»
/авторы- составители Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю.,
Тимофеева И.П., Шатунова Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В.,
Сайфутдиновой Л.Р., Спириной Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г.
Содержание курса 1 класс
Трек «Орлёнок – Эрудит» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – конверт- копилка
Трек «Орлёнок – Эрудит» занимает первый месяц второй четверти. Данный трек
позволит, с одной стороны, поддержать интерес к процессу получения новых знаний, с другой
стороны, познакомить обучающихся с разными способами получения информации.
Трек «Орлёнок – Доброволец» – 3 занятия
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота Символ трека – Круг
Добра Реализация трека проходит для ребят 4-х классов осенью, но его тематика актуальна
круглый год. Важно, как можно раньше познакомить обучающихся с понятиями
«доброволец», «волонтёр», «волонтёрское движение». Рассказывая о тимуровском движении,
в котором участвовали их бабушки и дедушки, показать преемственность традиций помощи и
участия. В решении данных задач учителю поможет празднование в России 5 декабря Дня
волонтёра.
Трек «Орлёнок – Мастер» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: познание Символ трека – Шкатулка мастера. В
рамках данного трека дети знакомятся с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок – Мастер» поделены
на два временных промежутка: во время первой части трека дети – активные участники
Мастерской Деда Мороза: готовят класс и классную ёлку к новогоднему празднику /
участвуют в новогоднем классном и школьном празднике. Вторая часть трека определена для
знакомства с лучшими мастерами своего дела и различных профессий (на уровне региона или
страны); посещений мест работы родителей-мастеров своего дела, краеведческих музеев и пр.
Трек «Орлёнок – Спортсмен» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни Символ трека – ЗОЖик (персонаж,
ведущий здоровый образ жизни) Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью
усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается
определённая физическая и эмоциональная усталость от учебной нагрузки. Надеемся, что
дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия, в том числе, позволят снизить
заболеваемость детей, что актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» – 3 занятия
Ценности, значимые качества трека: семья, Родина Символ трека – альбом «Мы хранители» В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по
осмыслению личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично.
Ребёнок должен открыть для себя значимость сохранения традиций, истории и культуры
своего родного края через понимание фразы «Я и моё дело важны для Родины». Основная
смысловая нагрузка трека: Я – хранитель традиций своей семьи, Мы (класс) – хранители своих
достижений, Я/Мы – хранители исторической памяти своей страны. Решению задач трека
способствует празднование Дня защитника Отечества, Международного женского дня и
других праздников.
4
Трек «Орлёнок – Эколог» – 5 занятий
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина Символ трека – Рюкзачок эколога
Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить
мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность
использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с
посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника и пр.
Трек «Орлёнок – Лидер» – 4 занятия
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда Символ трека – конструктор
«Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной
деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть
уровень сплочённости классного коллектива, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта совместной деятельности и чередования творческих
поручений.
«Лидер – это …» Введение в тему, мотивация, целеполагание. Знакомство с понятием
«Лидер»: лексическая работа – значение нового слова. От учителя звучит вопрос детям: кто со
мной хочет в команду? Учимся работать в команде – игра испытание для команды учитель
объясняет задание, учит детей слушать друг друга, показывает, как правильно такие задания
выполнять, даёт ребятам подсказки, что нужно сделать при выполнении задания: построиться
по росту, сыграть в игру «мяч по кругу» (мяч, имя, слово «Привет!»), «молекула», «имя
хором» и др.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Орлята России»
Программа учебного курса обеспечивает достижение выпускниками начальной школы комплекса
личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты: осознавать себя как часть коллектива, формировать культуру
общения в классе способствовать формированию навыков взаимодействия в группе сверстников,
способствовать дружескому отношению к одноклассника; формирование положительной
мотивации по отношению к учебно- познавательной деятельности и процессу интеллектуального
напряжения; формировать положительную мотивацию к интеллектуальной деятельности;
способствовать развитию внимания, памяти, логического мышления в соответствии с возрастом и
интересами обучающихся осознавать ценность умственного труда в жизни человека; осознавать
ценность книги – как источника знаний; формировать нравственно-этические нормы поведения,
которые строятся на проявлении сопереживания, уважения и доброжелательности способствовать
становлению ценностного отношения к укреплению здоровья с помощью зарядки; формировать
интерес к изучению истории своей страны формирование основ экологической культуры, принятие
ценности природного мира.
Метапредметные результаты: – познавательные: формировать способность к
демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; развивать способность к
применению своих знаний и умений, способность выражать свои мысли; формировать умение
составлять совместно с учителем общие правила поведения; формировать умения выделять
главное и значимое в полученной информации; формировать умение обобщать и
систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных
фактов
(под
руководством
педагога)
5
формировать умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,
классификацию изученных фактов (под руководством педагога); формировать умение обобщать и
систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов
(под руководством педагога); учиться ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (под руководством педагога); учиться понимать нравственные ценности общества:
добро, человеколюбие, благотворительность (под руководством педагога); приобретать опыт
составления комплекса упражнений для зарядки; познавательные: понимать, что информация
может быть представлена в разной форме – книга, фото, видео – коммуникативные: формировать
представления о смысле и значимости дружбы, межличностные связи в коллективе; формировать
представления о способах выражения дружеского отношения к одноклассникам; формировать
культуру общения в классе и умение подчиняться общим правилам общения; формировать
дружеское взаимодействие в детском коллективе, умение ставить общую цель и пути её
достижения; формулировать суждения, слушать собеседника и понимать высказывания других
обучающихся; учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику в совместной работе;
формировать положительную мотивацию к чтению книг и обмену информацией, знаниями со
сверстниками; строить аргументированные высказывания в процессе общения со сверстниками и
взрослыми; учиться рассказывать сверстникам и взрослым о пользе зарядки; учиться слушать
говорящего, взаимодействуя в малой группе сверстников без руководства педагога; –
регулятивные: учиться ставить цели и планировать личную деятельность; учиться открыто
демонстрировать свои творческие способности; учиться называть одноклассников по имени,
демонстрировать доброжелательное отношение к сверстникам и учиться общаться согласно нормам
этики формировать умения эмоционального конструктивного общения во внеурочной деятельности;
понимать и действовать согласно выделенным ориентирам действий при работе с
интеллектуальными заданиями; понимать и действовать согласно выделенным ориентирам при
работе с интеллектуальными заданиями, учиться работать в паре при решении интеллектуальных
задач; содействовать самореализации каждого обучающегося в процессе выполнения
интеллектуальных заданий; содействовать поиску самостоятельной траектории чтения; понимать и
одобрять нравственные нормы поведения: действовать согласно рационального использования
времени и ресурсов, выполнять правила безопасного труда при выполнении работы; учиться
контролировать свои действия при выполнении зарядки; планировать совместно с педагогом
действия для достижения поставленной цели.
Предметные результаты: раскрывать своими словами первоначальные представления об
основных нормах поведения в классе, школе, выражать своими словами понимание значимости
дружбы в классе, формирование коллективных правил коллектива и желание им следовать, владеть
правилами поведения в классе, школе; формировать умение применять полученные знания из
различных областей в совместной коллективной деятельности; формировать представления о
некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о
некоторых понятиях и правилах решения логических задач; формировать представления о
некоторых понятиях и правилах решения логических задач; узнавать главные качества эрудита:
смекалка, ум, знание, любознательность, внимательность, увлеченность, изобретательность;
узнавать главные источники знаний эрудита: книга, журналы, газеты; выполнять несложные
коллективные работы проектного характера совместно со взрослыми; приобретать опыт
художественно-эстетического наполнения предметной среды человека; формировать умение
выполнять в определенной последовательности комплекс утренней зарядки; расширять словарный
запас новыми словами и терминам
6
23
24
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
курса внеурочной деятельности «Орлята России»
1 класс 2023-2024 г. (1 час в неделю, 33 часа)
Тема занятия
Кол-во
Дата
часов
Подготовительный этап к участию в Программе
1
1неделя 01 –
Вводный «Орлятский урок» для детей первого года
09.09
участия в Программе.
Орлёнок – Эрудит
4
«Кто такой эрудит?»
1
2 неделя
« Эрудит-это...»
1
3 неделя
«Всезнайка»
1
4 неделя
«Встреча с интересным эрудитом – книгой»
1
5 неделя
Орленок- доброволец
4
«От слова к делу»
1
«Спешить на помощь безвозмездно!»
1
«Совместное родительское собрание «Наша
8
забота!»
«Доброволец – это доброе сердце»
9
«Орлёнок – Мастер»
5
«Мастер – это …»
1
«Мастерская Деда Мороза…»
4
11
«Класс мастеров»
«Классная ёлка»
«Новогоднее настроение»
Орлёнок – спортсмен
4
«Утро начинаем с зарядки !»
1
15 неделя
19 – 27.12
«Сто затей для всех друзей»
«Весёлые старты»
«Азбука здоровья»
3
Орлёнок – Хранитель исторической памяти
4
«История школы – моя история»
2
19 неделя
30.01 – 3.02
20 неделя
06 – 10.02
«Поход в музей»
2
Орлёнок – Эколог
5
«ЭКОЛОГиЯ»
«Каким должен быть настоящий эколог?»
2
25
«В гости к природе»
23
26
«Мы друзья природе»
24
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19-20
21-22
7
«Орлята – экологи»
3
Орленок-лидер
6
28
«Лидер – это …»
1
29
«Я могу быть лидером!»
1
30
31
32
С командой действую!»
«Как становятся лидерами?»
«Мы дружный класс»
1
33
Подведем итоги
Всего
1
33 ч
27
2
Учебно-методическое обеспечение программы реализации курса
Программа внеурочной деятельности «Орлята России» составлена в соответствии с
Примерной рабочей программой учебного курса «Орлята России» / авторы-составители
Волкова Н.А., Китаева А.Ю., Сокольских А.А., Телешева О.Ю., Тимофеева И.П., Шатунова
Т.И., Шевердина О.В., под общей редакцией Джеуса А.В., Сайфутдиновой Л.Р., Спириной
Л.В. – Краснодар: Изд-во Новация, 2022г, учебно-методическим комплексом Программы
развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»,
разработанным ФГБОУ Всероссийским детским центром «Орленок».
8