Разговоры о важном, 1Б

2

Пояснительная записка
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в
соответствии с требованиями:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от
31.05.2021 № 286),
 Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса
обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных
письмом Минпросвещения от от 15.08.2022 № 03- 1190;
 Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной
деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе
в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 №
09-1672;
 Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
 основной образовательной программы;
 с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательных
отношений.
Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей
через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое
просвещение, нравственность, экология. Развитие ценностного отношения обучающихся к
своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и
великой культуре.
Основные задачи:
формирование соответствующей внутренней позиции личности школьника,
необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
- воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое
воспитание на основе национальных ценностей;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и
сохранению истории и культуры родного края, России;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности;
формирование культуры поведения в информационной среде.
Учебный курс предназначен для обучающихся 1-х классов; рассчитан на 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
Личностные результаты:
- становление ценностного отношения к своей Родине – России;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
- уважение к своему и другим народам;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и
ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах
поведения и правилах межличностных отношений;
- признание индивидуальности каждого человека;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и
морального вреда другим людям;
- бережное отношение к природе;
3

Метапредметные результаты
1) базовые логические действия:
- сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
- объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
- выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов;
- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения
объекта, ситуации;
- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на
основе предложенных критериев);
- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению
особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина –
следствие);
- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных
или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
- выбирать источник получения информации;
- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию,
представленную в явном виде;
- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, - родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной
безопасности при поиске информации в интернете;
- анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в
соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления информации.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и
дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументировано высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;

4

2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия
в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного
формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация:
- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
- выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль:
- устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
- корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Предметные результаты:
Сформировано представление:
- о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни
общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях;
- символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской
Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном
управлении; правах и обязанностях гражданина России;
- народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов;
- религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского
государства, в истории и культуре нашей страны;
- возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека
компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
- нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в
жизни человека и общества;
- роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
- единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического,
нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного
коллектива);
- влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его
людей; душевной и физической красоте человека;
- важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и
творчества;
- активной роли человека в природе.
Сформировано ценностное отношение:
- к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему
национальному языку и культуре;
- семье и семейным традициям;
- учебе, труду и творчеству;
- своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи,
педагогов, сверстников;
- природе и всем формам жизни.
5

Сформирован интерес:
- к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.;
- общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе;
- государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного
города; - природе, природным явлениям и формам жизни;
- художественному творчеству.
Сформированы умения:
- устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи
и взаимной поддержке;
- проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе;
- распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное
отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям.
Содержание курса
Темы занятий приурочены к государственным праздникам, знаменательным датам,
традиционным праздникам, годовщинам со дня рождения известных людей – ученых,
писателей, государственных деятелей и деятелей культуры:
Знания — ценность, которая необходима не только каждому человеку, но и всему
обществу. Знания — основа успешного развития человека и общества. Каждый должен
стремиться к обогащению и расширению своих знаний. Наша страна предоставляет любому
ребёнку возможность с 6,5 лет учиться в школе.
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к родному краю,
способность любоваться природой, беречь её — часть любви к Отчизне. Труд людей в
разные исторические эпохи, преемственность поколений в готовности защищать родную
землю. Историческая память народа и каждого человека.
К. Э. Циолковский — выдающийся учёный, открывший дорогу к космическим полётам.
Преемственность поколений в научных достижениях. Страницы истории российской
космонавтики. Первые космонавты. Гордость россиян за успехи страны в освоении
космоса. Проявление интереса к знаниям о космосе, его изучению и космонавтам —
исследователям космического пространства.
Преемственность поколений: семейные ценности (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании детей); традиции. Память о предшествующих поколениях
семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Учитель — важнейшая в обществе профессия. Назначение учителя – социальное служение,
образование и воспитание подрастающего поколения. Учитель — советчик, помощник,
участник познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Великие
педагоги прошлого. Яснополянская школа Л. Н. Толстого.
Мужчина, отец (отчество — от слова «отец») как гражданин; мужские профессии,
участие в трудовой деятельности и жизни общества. Роль отца в семье, 12 участие в
хозяйственной деятельности, досуге членов семьи, укреплении традиционных семейных
ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в воспитании детей, отцовское
влияние на сына и/или дочь.
Музыка как способность человека слышать, воспроизводить, сочетать звуки. Роль музыки
в жизни каждого человека: музыка сопровождает человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Музыка, которую можно увидеть.
Музыка, которую нужно учиться слушать.
Семья — дружный любящий друг друга коллектив. Поколения в семье. Семейные
ценности: воспитание детей, забота о старшем поколении; традиции, совместная трудовая
и досуговая деятельность. Пётр и Феврония Муромские — символ любви и
взаимопонимания в семейной жизни.
6

Рождение праздника «День народного единства». Проявление любви к Родине:
объединение людей в те времена, когда Родина нуждается в защите. Чувство гордости за
подвиги граждан земли русской в 1612 году и граждан нашей страны в Великой
Отечественной войне. Минин и Пожарский — герои, создавшие народное ополчение для
борьбы с иноземными захватчиками.
Каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей культурой, историей,
средой обитания. Связь (преемственность) поколений — основа развития общества и
каждого человека. Патриотизм — чувство, которое есть у каждого поколения.
Историческая память проявляется в том, что новое поколение людей стремится воспитать
в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений.
Мать, мама — главные в жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница
семейного очага, воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время
присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других людей.
Символы современной России: название, описание. О чём могут рассказать символы. Их
значение и назначение в жизни государства. Уважение к государственной символике
России — обязанность гражданина. Правила поведения человека при исполнении гимна,
при поднятии флага.
Кто такой доброволец? Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и
мирное время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых
называют добровольцами: милосердие, гуманность, доброта. Как я могу проявить добрые
чувства к другим людям?
С чего начинается Родина: колыбельная песня мамы, первая игрушка, первая книга.
Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история родного края.
Ответственность гражданина за свободу, благополучие Родины, защита её от иноземных
врагов.
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что такое права и
обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры выполнения обязанностей
членами общества.
Новый год — замечательный семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Традиции встречи Нового года: украшение ёлки, подарки, загадывание
заветных желаний. О чём люди разных времён мечтали в Новый год.
История праздника Рождества Христова. Рождественские традиции в России.
Что такое виртуальный мир и кто его создаёт? «Плюсы» и «минусы» виртуального мира.
Правила безопасного пользования Интернет-ресурсами.
Блокада Ленинграда: как она началась и сколько длилась. Ленинградский ломтик хлеба...
Дневник Тани Савичевой. Как жили и о чём мечтали дети блокадного города. Дорога жизни.
Ленинград и ленинградцы выжили и победили.
Первые театры в России. К. С. Станиславский — великий деятель театрального искусства:
яркие страницы жизни и деятельности. С чего начинается театр? Кто самый главный в
театре. Школьный и классный театр.
Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают прогресс
общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые люди. Научные открытия
российских учёных, без которых невозможно представить современный мир: телеграф,
цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз, искусственное сердце.
Роль нашей страны в современном мире. Значение российской культуры для всего мира.
Видеоуроки от Института развития интернета.
Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви
к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть место подвигу.
Качество российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку,
проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого
предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность;
пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях.
7

Доброта — качество настоящего человека, способность оказать помощь, поддержку,
проявить заботу и милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого
предназначено. Добрые дела граждан России в прошлые времена: благотворительность;
пожертвование как проявление добрых чувств в традиционных религиях.
Международный женский день — праздник благодарности и любви к женщине. Женщина
в современном обществе — труженица, мать, воспитатель детей. Нет на свете профессии,
которой не может научиться женщина. Великие женщины в истории России: Екатерина
Великая, Е. Дашкова, Н. Суслова (первая женщина-врач). Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию: В. Терешкова, М. Раскова, Л. Павличенко, А. Пахмутова, М.
Плисецкая, Л. Зыкина.
Сергей Владимирович Михалков — автор гимна современной России. Правила слушания
и исполнения гимна. С. В. Михалков — выдающийся поэт ХХ века, автор стихов, которые
дети знали и знают наизусть. Вклад поэта в развитие детской литературы. Слушаем и
читаем стихи Михалкова.
Крым – природная жемчужина. Разнообразие природных зон: полупустыни и солончаки;
степная зона, лесостепь, вечнозелёная растительность. Природные достопримечательности
Крыма: Агармышский лес, гора Ак-Кая (Белая скала), гора Кошка, Чёрное и Азовское моря.
Симферополь — столица Республики Крым, «ворота Крыма». Ласточкино гнездо, Золотые
ворота, Судакская крепость, Севастополь.
Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты, художники, композиторы,
артисты, создатели игрушек. Примеры народных промыслов. Умеем ли мы фантазировать:
сочинять сказки, конструировать города будущего, создавать узоры для тканей, посуды,
расписывать игрушки. Творческая сценическая деятельность: игры, импровизация,
драматизация, разыгрывание сценок.
Мы первые: первый искусственный спутник Земли; Луноход-1. «Он сказал: «Поехали!»
— первый полёт человека в космос; Ю. А. Гагарин — Герой Советского Союза. Первый
выход в открытый космос — А. А. Леонов, дважды Герой Советского Союза. Самый
длительный полёт в космосе — Валерий Поляков, Герой Советского Союза, Герой
Российской Федерации.
Кто такие нацисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами?
Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой изоляции. Дети
Освенцима. Как боролись с нацизмом в концлагерях советские солдаты и офицеры. 11
апреля — день освобождения узников концлагерей.
Особо охраняемые территории в России — заповедники, национальные парки.
Экологические тропы – что это такое? Путешествие на Камчатку (долина гейзеров), в
Приокско-Террасный заповедник (дикий дом для зубров, косуль, оленей), в Большой
Арктический заповедник, в заповедник «Чёрные земли» (сохранение сайгаков,
тушканчиков, сусликов). Таймыр — родной дом северных оленей. Окский заповедник —
журавлиный питомник.
Профессии прошлого и профессии будущего — что будет нужно стране, когда я вырасту?
Профессии моих родителей, бабушек и дедушек. Профессиональные династии. Зачем
нужно учиться всё время, пока работаешь?
Историческая память: мы помним подвиги наших солдат, офицеров, матросов,
защитивших нашу жизнь в годы Великой Отечественной войны. Связь (преемственность)
поколений: бессмертный полк — помним, любим, гордимся. Какое чувство вело советских
людей на борьбу за свободу своей Родины?
Детская общественная организация — мы вместе, и мы делаем добрые дела. Друзья
необходимы каждому человеку. Добрые дела, которые можно сделать вместе. Наша
помощь нужна тем, кто в ней нуждается: больным, старым, слабым.
Счастье каждый понимает по-своему. Но для всех счастье — мир на Земле, здоровье
близких, верные друзья, благополучие страны. Бывает ли много счастья? Можно ли с им
поделиться?
8

№

Тематическое планирование
Тема занятия
Часы ЦОР/ЭОР

Дата

1

2
3
4
5

День знаний. Зачем
человеку знания?
Что мы Родиной зовем?
Мечтаю летать
Традиции моей семьи
Если бы я был учителем

6
7

Отчество - от слова «отец»
Я хочу увидеть музыку

1
1

9.10.2023
16.10.2023

8
9
10
11

1
1
1
1

23.10.2023
30.10.2023
13.11.2023
20.11.2023

15

Я и моя семья
День народного единства
Память времен
Самое главное слово на
земле
Какие в нашей стране есть
символы
Если ты добрый, это
хорошо
С чего начинается
Родина…
День Конституции

16
17

1

12
13
14

18
19
20
21

22
23
24
25
26
27
28
29
30

1
1
1
1

https://razgovor.edsoo.ru/

04.09.2023

https://razgovor.edsoo.ru/

11.09.2023
18.09.2023
25.09.2023
02.10.2023

https://razgovor.edsoo.ru/

1
1

27.11.2023
https://razgovor.edsoo.ru/

06.12.2023

1

11.12.2023

1

18.12.2023

Умеем ли мы мечтать?

1

25.12.2023

Светлый праздник
Рождества
Ленинград в дни блокады

1
1

15.01.2024

Мы идем в театр. А что это
значит?
Как становятся учеными?
/Россия и мир

1

22.01.2024

Кому я хочу сказать
«спасибо» (ко Дню
защитника Отечества)

1

Заряд на добрые дела
Мамы разные важны
Что такое гимн?
Путешествие по Крыму
Что на что похоже: зачем
человеку воображение?
О жизни и подвиге Юрия
Гагарина

1
1
1
1
1

Память прошлого
Заповедники России
День труда. Герои мирной
жизни

1
1
1

1

https://razgovor.edsoo.ru/

https://razgovor.edsoo.ru/

08.01.2024

29.01.2024
05.02.2024
12.02. 2024
19.02.2024

1

https://razgovor.edsoo.ru/

https://razgovor.edsoo.ru/

26.02.2024
04.03.2024
11.03.2024
18.03.2024
25.03.2024
01.04.2024
08.04.2024
15.04.2024
22.04.2024
29.04.2024
9

31

Дети – герои Великой
Отечественной войны

1

32

День детских
общественных
организаций
Мои увлечения

1

13.05.24
20.05.24

1

27.05.24

33

https://razgovor.edsoo.ru/

06.05.24

1
0

1
1


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».