Пояснительная записка Рабочая программа по ОСЖ для 7 класса разработана на основании: -АООП; -учебного плана МАОУ «Белоевская СОШ» на 2023-2024 учебный год; -федерального компонента государственного стандарта общего образования; -федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2023-2024 уч. год. ОСЖ входит в область общественных наук. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса основы социальной жизни в 7 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся. Учащиеся школы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеет социальнонравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Характерными особенностями учебного предмета являются: -практико-ориентированная направленность содержания обучения; -применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; -применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. Цель: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений. Задачи: 1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; 2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; 3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду; 4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; 5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь) Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение обще трудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7 класса предусматривает обучение социально-бытовой ориентировки в объеме 2 часа в неделю, что составляет 68 часов в год. При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим, карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (факультативы, консультации, предметные недели). В случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года по продлению учебного года, либо перенос каникулярных периодов в другое время. УМК: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./ под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации, Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/В. В. Воронкова, С. А. Казакова. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2011. В классе обучается один мальчик. Проявляет желание изучать предмет, но не отличается высоким уровнем самостоятельности. 1. Содержание образовательной программы Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. Распределение учебных часов по разделам курса по Основы Социальной Жизни для 7 класса Темы Колво часов Краткое содержание тем «Личная гигиена» 1 Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица и волосами. Пользование шампунем в соответствии с типом волос. Средства борьбы с перхотью. «Одежда и обувь» 6 Значение продления срока службы одежды. Виды штопки, наложение заплат. использование бытовой техники при стирке белья из х /б ткани, стирка изделий из шелка в ручную. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Прачечная, виды услуг и правила пользования. «Питание» 7 Виды питания. Значение первых и вторых блюд и их приготовление. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю. «Семья» 3 Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми и в соблюдении чистоты и порядка дома, в школе. «Культура поведения» 2 Правила приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к походу в гости, подарки «Жилище» 3 Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к лету и зиме. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. Уход за полом в зависимости от покрытия, средства по уходу за полом. «Транспорт» 2 Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения ж/д билетов. порядок сдачи и получения его. «Торговля» 2 Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо, их назначение. Отделы магазинов, стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения и выбор товара, хранение чека и его копии. Отделы распродаж товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения. «Средства связи» 2 Виды бандеролей, порядок их отправления. Упаковка и стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковки, правила отправления и стоимость. «Медицинская помощь» 2 Виды доврачебной помощи. Лекарственные растения в домашней аптечке. Первая медицинская помощь при травмах. Меры по предупреждению переломов. «Учреждения, организации и предприятия» 2 Промышленные и сельскохозяйственные предприятия местности, их назначение для жителей города. Экономия домашнего хозяйства 2 Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение. Бюджет семьи. Источники дохода. Мелкие расходы. Составление доверенности на получение зарплаты Всего 34 2. Требования к уровню подготовки обучающегося должны знать: Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи. Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук. Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей. Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки. Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков. Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия. Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов. Назначение и различие универмага и универсама. Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров. Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях. Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов. Должны уметь: Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день. Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами. Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины. Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними. Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры. Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна. Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала. Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей. Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка. Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему. Обращаться с вопросами к работникам предприятия. Пояснительная записка Рабочая программа по СБО для 9 класса разработана на основании: -АООП МАОУ «Белоевская СОШ» -учебного плана МАОУ «Белоевская СОШ» на 2023-2024 учебный год; -федерального компонента государственного стандарта общего образования; -федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2023-2024 уч. год. ОСЖ входит в область общественных наук. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса Основы Социальной Жизни в 9 классе для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся. Учащиеся специальной (коррекционной) школы с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеет социальнонравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий. Характерными особенностями учебного предмета являются: -практико-ориентированная направленность содержания обучения; -применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач; -применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей. Цель: практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений. Задачи: 1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; 2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности; 3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду; 4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки; 5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь) Независимо от технологической направленности обучения, программой предусматривается обязательное изучение обще трудовых знаний, овладение соответствующими умениями и способами деятельности; приобретение опыта практической деятельности по различным разделам программы. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение ОСЖ в объёме 2часа в неделю, что составляет 68 часа в год. При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим, карантин (повышенный уровень заболеваемости), больничный лист, курсовая переподготовка, семинары. В случае болезни учителя, курсовой переподготовки, поездках на семинары, уроки согласно рабочей программы, будет проводить другой учитель соответствующего профиля. Возможен вариант переноса тем уроков во внеурочное время (факультативы, консультации, предметные недели). В случае карантина, актированных дней возможно внесение изменений в график годового календарного учебного года по продлению учебного года, УМК: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./ под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации, Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/В. В. Воронкова, С. А. Казакова. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2011. В классе 2 ученика. На уроке работают с желанием, но при низком уровне самостоятельности, организованности. Требуют постоянного внимания со стороны учителя. 2.Содержание образовательной программы Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы. 2.Требования к уровню подготовки Учащиеся должны знать: -размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях. Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд. Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи. Правила поведения в обществе – правила приёма гостей. Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда. Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту. Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина. Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи. Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным. Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. 4.Требования к уровню подготовки обучающихся. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса Учащиеся должны знать: Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи. Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук. Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей. Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки. Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков. Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия. Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов. Назначение и различие универмага и универсама. Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров. Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях. Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов. Учащиеся должны уметь: Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день. Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами. Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины. Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними. Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры. Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна. Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала. Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей. Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка. Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему. Обращаться с вопросами к работникам предприятия. Учащиеся должны уметь: Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами. Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола. Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции. Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма. Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера. Определять маршрут и выбирать транспортное средство. Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений. Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным. Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания. Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету. 4.Требования к уровню подготовки обучающихся. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса Учащиеся должны знать: Виды питания и их особенности, значение первых и вторых блюд, правила безопасности при использовании механических и электрических бытовых приборов при приготовлении пищи. Правила личной гигиены девушки и юноши, виды косметических средств и правила ухода за волосами и кожей лица и рук. Особенности стирки цветного и белого белья, правила пользования моющими средствами, устройство стиральной машины и способы пользования ею, назначение прачечной и виды её услуг, последовательность и особенность глажения одежды из разных тканей. Правила ухода за младшими детьми, различные, тихие и подвижные игры, стишки, песенки. Правила поведения при встрече и расставании, правила поведения при вручении и получении подарков. Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки помещения, способы подготовки жилья к зиме, весне и лету, способы ухода за полом в зависимости от покрытия. Функции железнодорожного транспорта, типы пассажирских вагонов, виды справочных служб и камер хранения, о сроках и месте возврата билетов. Назначение и различие универмага и универсама. Виды телефонной связи, правила пользования телефонным справочником, виды междугородней связи, способы оплаты, порядок заказа переговоров. Меры по предупреждению несчастных случаев, правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях. Адрес местной префектуры, её назначение и услуги, названия отделов. Учащиеся должны уметь: Пользоваться механическими и электрическими бытовыми приборами, готовить первое и второе блюдо по рецепту, составлять меню завтрака, обеда и ужина на день. Определять тип кожи и волос, подбирать средства по уходу в соответствии с этим, правильно ухаживать за кожей лица и волосами. Ремонтировать разорванные места одежды, штопать, пришивать пуговицу и петельку; стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины. Ухаживать за младшими детьми, объяснять им правила игры и играть с ними. Культурно вести себя в гостях, выбирать подарки, изготавливать простые сувениры. Убирать жилые помещения, мыть зеркала и стёкла, утеплять окна. Ориентироваться в расписании, приобретать билеты, обращаться за справкой в справочное бюро вокзала. Приобретать товары с учетом их необходимости и своих финансовых возможностей. Культурно разговаривать по телефону, кратко объяснять причину своего звонка. Оказать первую помощь при ожоге, обморожении, утопающему. Обращаться с вопросами к работникам предприятия. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса Учащиеся должны знать: -Размеры своих одежды и обуви, гарантийные сроки носки, правила возврата, способы выведения пятен в домашних условиях. Значение диетического питания, особенности и важности питания детей ясельного возраста, названия и рецепты 1-2 национальных блюд. Основные виды семейных отношений, формы организации отдыха и досуга в семье, семейные традиции, обязанности членов семьи. Правила поведения в обществе – правила приёма гостей.Правила расстановки мебели в квартире, требования к подбору предметов интерьера, правила сохранения жилищного фонда. Службы аэровокзала, порядок приобретения и возврата билетов, правила поведения в аэропорту. Виды ярмарок, отличия ярмарки от магазина. Виды денежных переводов, их стоимость, виды телефонной связи. Способы распространения инфекционных заболеваний, меры по их предупреждению, правила и приёмы ухода за больным. Местонахождение предприятий бытового обслуживания, какие виды услуг они оказывают Учреждения и отделы по трудоустройству, их местонахождение, виды документов для устройства на работу, перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию. Учащиеся должны уметь: Подбирать одежду и обувь в соответствии со своим размером, выводить пятна на одежде различными способами. Составлять меню диетического питания на день, составлять меню на день для ребенка ясельного возраста, выполнять сервировку праздничного стола. Анализировать различные семейные ситуации, выполнять морально-этические нормы взаимоотношения в семье, поддерживать и укреплять семейные традиции. Встречать гостей, вежливо вести себя во время приёма. Расставлять мебель в квартире, подбирать детали интерьера. Определять маршрут и выбирать транспортное средство. Заполнить почтовый и телеграфный переводы, подсчитать стоимость денежных отправлений. Предупреждать инфекционные заболевания, строго соблюдать правила ухода за больным. Обращаться с вопросом и просьбой к работникам предприятий бытового обслуживания. Обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу, писать заявления, автобиографию, заявки на материалы, расписку, докладную и заполнять анкету. Календарно-тематическое планирование по СБО в 7 классе № Тема урока. КолХарактеристика во деятельности часов. учащихся или виды учебной деятельности. Планируемые результаты освоения материала. Личная гигиена. 1. Личная гигиена подростка. 1 Особенности личной гигиены в жизни подростка. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица.волосами. Знать правила соблюдения личной гигиены подростка (девушки и юноши) Уметь определить тип кожи и волос Значения правильного режима жизни и рационального питания для жизни подростка. 2. Индивидуальные предметы гигиены. 1 Иметь представление о назначении индивидуальных предметов личной гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. 3. Гигиена одежды и нательного белья. Знать санитарногигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом. 1 Иметь представление о Знать правила необходимости смены одежды и гигиены одежды. нательного белья. Одежда. 4. Мелкий ремонт одежды 1 Значение продления срока службы одежды Санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды. 5 Штопка одежды 1 Знакомство с техникой и видами штопки. Уметь ремонтировать разорванные места на одежде разными видами штопки. Дата План. Факт 6 Заплата нашивная 1 Знакомство с техникой наложения заплат. Знать технику наложения заплат. 7 Заплата декоративная. 1 Знакомство с техникой наложения заплат. Ремонтировать разорванные места на одежде. 8 Бытовая техника для стирки 1 Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчато-бумажных тканей. Знать устройство стиральной машины и правила пользования ею. 9 Стирка изделий из х/б ткани. 1 Знакомство с правилами стирки белья из хлопчатобумажных тканей. Правила пользования моющими средствами. Стирать белое белье вручную и с помощью стиральной машины. 10 Стирка изделий из шелка 1 Знакомство с правилами стирки изделий из шелка вручную. Стирать изделия из шелка вручную 11 Приемы глажения белья.. 1 Знакомство с правилами и приемами глажения белья. Уметь гладить одежду и белье. 12 Приемы глажения брюк 1 Знакомство с правилами и приемами глажения белья, брюк.спортивной одежды. Уметь гладить брюки. 13 «Химчистка» Виды услуг. 1 Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых услуг. Знать правила подготовки вещей к сдаче в чистку. 14 Ремонт одежды: штопка и наложение заплат. 1 Ремонт одежды: штопка и наложение заплат. Уметь гладить одежду и белье. 15 Стирка мелких 1 изделий на белой хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины, Стирка мелких изделий на белой хлопчатобумажной ткани с помощью стиральной машины, Уметь стирать мелкие изделия из белой хлопчатобумажной тканей. 16 Химчистка. Знакомство со стоимостью услуг, прейскурантом на определенные виды стирки. Знать стоимость услуг Питание. 1 17 Приготовление пищи. 1 Знакомство разнообразными видами питания, его значением для организма человека. Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов. Последовательность приготовления блюд. Уметь готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов). 18 Значение первых блюд. 1 Последовательность приготовления первого блюда. Уметь приготовить первое блюдо (суп) по рецепту из доступных по цене продуктов. 19 Значение блюд из овощей, рыбы, мяса. 1 Значение блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов. Уметь приготавливать вторые блюда из овощных, рыбных, мясных продуктов 20 Второе блюдо. 1 Знакомство разнообразием вторых блюд. Знать значение вторых блюд. Уметь приготавливать разнообразные вторые блюда. 21 Приготовление второго блюда. 1 Приготовление второго блюда по рецепту. Знать рецепт второго блюда. 22 Салат 1 Приготовление блюд из овощей. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. Уметь приготавливать салаты по рецепту. 23 Третьи блюда 1 Знакомство Знать способы разнообразием третьих приготовления блюд. Приготовление компота, киселя. компота из сухофруктов. 24 Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи. 1 Использовать электробытовые приборы при приготовлении пищи. Знать правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи. 25 Сервировка стола к обеду. 1 Оформлять готовые блюда, сервировать стол к обеду. Правила пользования столовыми приборами. 26 Составление меню завтрака, обеда, ужина . 1 Составление меню завтрака, обеда, ужина на день. Уметь составлять меню завтрака, обеда, ужина на день. 27 Составление меню на неделю. 1 Составление меню на неделю Знать правила составления меню на неделю. 28 Знакомства с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами. 1 Знакомства с инструкцией устройства и правилами пользования механическими и электробытовыми приборами. Знать инструкции пользования приборами. 29 Чтение рецептов и подбор продуктов. 1 Чтение рецептов и подбор продуктов. Уметь подбирать продукты по рецепту. 30 Приготовление щей из свежей капусты. 1 Приготовление щей из свежей капусты. Уметь готовить щи из свежей капусты. 31 Приготовление киселя ,компота. 1 Приготовления киселя, Уметь готовить компота. кисель и компот. 32 Соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. 1 Соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. Уметь соблюдать правила. 1 Правила ухода за младшими детьми в течении дня. Уметь одевать малышей на прогулку. Семья. 33 Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми. Игра «Собери малыша на прогулку». Различные тихие и подвижные игры. 34 Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку. 1 Оказание помощи первокласснику в одевании на прогулку. Уметь помогать одевать одежду. 35 Разучивание 1 « тихих» игр. Разучивание с ними тихих игр. Уметь рассказывать им сказки. Значение тихих игр 36 Сказки, песенки. 1 Значение сказок, песенок в воспитании малышей. Пение колыбельных песенок с целью укладывания малыша на ночь Знать различные сказки, песенки. Уметь рассказывать младшим детям сказки, петь с ними детские песенки. 37 Разучивание подвижных игр 1 Разучивание подвиных игр. Значение подвижных игр. Уметь разучивать подвижных игр. 38 Проведение игр с младшими школьниками. 1 Проведение игр с младшими школьниками. Уметь петь с ними детские песенки. Культура поведения. 39 Поведение в гостях. 1 Правила поведения: при встрече и расставании. Уметь выбирать подходящую одежду для визита в гости. 40 Подарки. 1 Правила вручения и приема подарков. Уметь выбирать подарки, изготавливать простые сувениры, вручать и принимать подарки. 41 Изготовление несложных сувениров. 1 Изготовление несложных сувениров. Уметь изготавливать простые сувениры. 42 Сюжетная игра « В гости к…» 1 Правила поведения: при встрече и расставании. Знать правила поведения в гостях Жилище. 43 Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. 1 Последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения. Уметь убирать жилые помещения. 44 Санитарная обработка помещений. 1 Уход за полом , в зависимости от покрытия( лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер) средства ухода за полом. Уметь ухаживать за полом в зависимости от покрытия, используя бытовые и химические средства. 45 Уход за мебель. 1 Правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия. Уметь чистить мебель. 46 Животные в доме . 1 Правила содержания в доме кошки, собаки, попугая. Знать правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме. 47 Сухая и влажная уборка помещения. 1 Знакомство с уборкой помещения, пользованием пылесоса и уход за ним. Уметь производить все виды уборок. Правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия. 48 Мытье полов. 1 Мытье полов. Уметь мыть полы. 1 Знакомство с междугороднимжелезнодорожным транспортом, вокзалом и его назначе-нием. Функции железнодорожного транспорта Знать функции железнодорожного транспорта . Транспорт. 49 Междугородний железнодорожный транспорт. Уметь ориентироваться в расписании. 50 Службы вокзала. 1 Знакомство с основными справочными службами Знать виды справоч-ных служб, сроки и место возврата приобретенного билета. 51 Виды вагонов. 1 Знакомство с видами пассажирских вагонов, их назначением и устройством. Знать тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий). 52 Билеты. 1 Знакомство с расписанием движения поездов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. Формы приобретения железнодорожных билетов. Камеры Знать о порядке приобретения железнодорожных билетов(покупка в кассе, заказ по телефону), о порядке сдачи и получения багажа в Расписание хранения багажа. камере хранения Торговля. 53 Универсальные и 1 специализированные промтоварные магазины. Иметь представление о назначении промтоварных магазинов. Знать ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов. 54 Отделы магазинов. 1 Знакомство с названиями отделов магазина, стоимостью некоторых товаров, отделами распродажи товаров по сниженным ценам Уметь приобретать товары учетом потребности и финансовых возможностей. 55 Порядок приобретения товара. 1 Стоимость отдельных товаров. Уметь подсчитывать стоимость покупок. Экскурсия в сельмаг. 1 56 Порядок приобретения товара. Экскурсия в сельмаг. Самостоятельное нахождение указанного товара Уметь самостоятельно находить указанного отдела для закупки указанного товара и по собственному желанию. Средства связи. 57 58 Виды бандеролей(простая, заказная, ценная, с уведомлением). 1 Знакомство видами бандеролей. Порядок их отправления. Упаковка. 1 Знакомство видами и способами упаковки бандероли. Знать максимальный вес ,виды и способы упаковки. Перечень предметов, посылаемых бандеролью . Уметь заполнять бланки на отправку бандеролей. Медицинская помощь. 59 Домашняя аптечка. 1 Состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники ). Уметь пользоваться термометром. 60 Лекарственные растения. 1 Местные лекарственные растения. Уметь готовить отвары и настои из лекарственных растений. 61 Первая помощь при травмах. 1 Правила обработки раны и наложения повязки, оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах(покой и компресс), при растяжениях и вывихах(покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины). Уметь обрабатывать раны и накладывать повязки, накладывать временные шины. 62 Первая помощь при переломах 1 Правила оказания первой медицинской помощи при переломах Уметь оказывать первую помощь при переломах. 63 Промышленные предприятия . 1 Местонахождение Знать виды ближайшего выпускаемой промышленного или продукции. сельскохозяйственного предприятия. 64 Экскурсия в хлебопекарню 1 Виды выпускаемой продукции Уметь обращаться к работникам предприятий 65 Деньги (монета, купюра, валюта). Их назначение. 1 Иметь представление о том, какое место занимают деньги в нашей жизни. Знать о том, какое место занимает деньги в нашей жизни. 66 Бюджет семьи. Источники дохода. 1 Составные части бюджета семьи. Заработная плата членов семьи. Уметь подсчитывать бюджет семьи. 67 Мелкие расходы. 1 Заработная плата членов семьи. Знать сколько денег можно иметь на мелкие расходы. 68 Составление доверенности на получение зарплаты 1 Порядки и условия получения зарплаты, пенсии. Уметь составлять доверенность на получение заработной платы. Календарно-тематическое планирование по СБО в 9 классе № Тема урока. КолХарактеристика во деятельности учащихся часов. или виды учебной деятельности. Планируемые результаты освоения материала. План. Факт. Личная гигиена 1 Здоровый образ жизни. 1 Знакомство необходимостью поддержания здоровья. Знать правила здорового образа жизни. 2 Вред курения. 1 Вреде курения для курящих и окружающих о социальных последствиях. Знать о вредном действии курения на организм человека. 3 Вред алкоголя и наркотиков. 1 Губительное влияние алкоголя и наркотиков на живой организм на детей и взрослых Уметь отказаться от соблазна попробовать алкоголь и наркотики, проявив силу воли, настойчивость 4 Значение физических упражнений. 1 Знакомство современными спортивными увлечениями: фитнес, шейпинге, ритмической гимнастики. Знать о пользе физических упражнении на здоровье 1 Стиль-это индивидуальность человека, которая проявляется во всех сферах его жизни. Знать названия стилей. Одежда и обувь. 5 Стиль одежды. Мода. Стили: классический, романтический, фольклорный План проведения. Уметь пользоваться журналом мод для определения стиля в одежде, поведении. Размеры своих одежды и обуви. 6 Обновление одежды. 1 Обновление одежды.(замена мелких детали. Знать способы обновления одежды с помощью мелких деталей. 7 Выбор одежды и обуви. 1 Выбор одежды и обуви покупки в соответствии Знать виды одежды и обуви покупки в с назначением. соответствии с назначением. 8 Определение размера. 1 Подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером Знать размеры своей одежды и обуви. 9 Выведение пятен с одежды 1 Средства и правила выведения мелких пятен на одежды из разных видов тканей в домашних условиях. Знать общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженного, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга. 10 Техника безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. 1 Санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами для выведения пятен Знать санитарногигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами для выведения пятен 11 Выведение пятен в домашних условиях. 1 Средства и правила выведения мелких пятен на одежды из разных видов тканей в домашних условиях. Знать общие правила выведения пятен в домашних условиях. 12 Определение размеров одежды и обуви. 1 Примерка одежды и обуви. Уметь подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями и размером. Питание. 13 Диетическое питание. 1 Значение диетического питания. Знать значение диетического питания. 14 Питание детей ясельного возраста. 1 Особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста. Знать особенности правильного питания детей ясельного возраста. 15 Приготовление национальных блюд. 1 Приготовление национальных блюд. Уметь готовить национальное блюдо. Названия и рецепты1-2 национальных блюд. 16 Приготовление национальных блюд. 1 Знакомство рецептом Уметь готовить приготовления хвороста. национальные блюда. 17 Меню праздничного стола. 1 Составление меню праздничного стола. Уметь составлять меню праздничного стола. 18 Сервировка праздничного стола. 1 Сервировка праздничного стола. Уметь сервировать праздничный стол. 19 Подбор рецептов диетического питания. 1 Приготовить 1-2 диетическое блюдо. Уметь готовить и подбирать диетические блюда. 20 Меню диетического питания. 1 Составить меню диетического питания на день, на неделю. Уметь составлять меню диетического питания день на неделю. 21 Меню ясельного возраста. 1 Составить меню для ребенка ясельного возраста на неделю Знать про особенности питания ребенка ясельного возраста. 22 Приготовление манной каши. 1 Особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста. Уметь приготовить манной каши. Способы приготовления манной каши. Семья 23 Основы семейного очага. 1 Знакомство с понятием «Семья». Уметь рассказывать о своей семье. Условия создания семьи. 24 Условия создания семьи. 1 Знакомство с условиями создания семьи. Уметь анализировать различные семейные ситуации 25 Основные семейные отношения. 1 Правила хороших отношении в семье. Знать основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье. 26 Распределение обязанностей по ведению хозяйства 1 Упражнения в планиУметь распределять ровании бюджета се-мьи обязанности между и распределение членами семьи. обязанностей в семьи 27 Семейные традиции. 1 Семейные традиции. Знать семейные традиции. 28 Закон Российской Федерации о браке и семье. 1 Порядки и условия заключения и расторжения брака. Знать закон РФ о браке и семье. 29 Забота о детях. 1 Знакомство с обязанностями родителей в семье. Уметь выполнять обя-занности, связанные с заботой о детях. 30 Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанности в семье. 1 Основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье. Уметь анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку. 1 Культура поведения, нормы морали в этики в современном обществе. Знать культуру поведения. Культура поведения. 31. Традиции культуры поведения в современном обществе. 32 Соседи 1 Знакомство с нормами поведения с соседями по коммунальной квартире. Знать нормы поведения с соседями 33 Прием гостей . 1 Способы ведения разговора со старшими сверстниками. Уметь тактично вести себя во время разгово-расо взрослыми и сверстниками. 34 Анализировать поступки людей. 1 Анализировать поступки людей и давать им правильную оценку. Уметь анализировать поступки людей. Жилище. 35 Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. 1 Правила расстановки мебели в квартире(с учетом размера, особенности площади, назначения комнат, наличия мебели.) Уметь расставлять мебель в квартире. 36 Сохранение жилищного фонда. 1 Требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера. Знать правила сохранения жилищного фонда. 1 Основные маршруты самолетов. Уметь определять маршрут и выбирать Транспорт. 37 Авиатранспорт. Аэровокзал. транспортные средства. Маршруты. 38. Порядок приобретения билетов. 1 Службы аэровокзала. Уметь выполнять правила безопасности и во время полета и правила поведения в аэропорту. Торговля. 39 Рынок. 1 Роль рынка в обеспечении населения продуктами питания и реализация сельскохозяйственных продуктов. Знать роль рынка в обеспечении населения продуктами питания. 40 Отделы рынка 1 Знакомство с отделами рынка. Знать отделы рынка. 41 Комиссионные магазины 1 Знакомство с комиссионными магазинами. Знать отличия комиссионных магазинов от рынка. 42 Скупка вещей у населения 1 Правила сдачи вещей в скупку. Знать правила получения денег за проданные вещи. 43 Ярмарки 1 Значение ярмарок: международные, межрегиональные, междугородние, межрайонные, сельские. Знать цены ярмарочных товаров . 44 Виды ярмарок. 1 Отличие ярмарок от рынка, магазина. Знать отличия цен на от ярмарке. 45 Время и место проведения ярмарок. 1 Время и место проведения ярмарок. Знать время и место проведения ярмарок. 46 Участие в школьной ярмарке. 1 Участие в школьной ярмарке. Уметь участвовать в школьной ярмарке. Средства связи. 47 Денежные переводы. 1 Виды денежных Знать стоимость переводов, (почтовые, услуг по каждому телеграфные).Стоимость виду связи. отправления денежных переводов. 48 Заполнение бланков на отправления денежного перевода 1 Заполнить почтовый и телеграфный перевод. Уметь оформить квитанции по оплате телефонных услуг. 49 Виды связи. 1 Особенность каждого вида связи и их значимость, необходимость в Знать виды связи (сотовая.Компьютерная, факс, пейджер, 50 Современные виды связи. современных условиях жизни общества. автоответчик). Их значимость, необходимость. 1 Виды связи. Сравне-ние. Выбор вида связи в зависимости от необходимости. Стоимость услуг по каждому виду связи. Уметь пользоваться сотовой и телефонной связью. Медицинская помощь. 51 Инфекционные заболевания и меры их предупреждения. 1 Способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных. Уметь строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания. 52 Меры по предупреждению инфекционных заболеваний. 1 Знакомство с профилактическими мерами по предупреждению инфекционных заболеваний. Знать меры по предупреждению инфекционных заболеваний. 53 Уход за больным. 1 Меры по предупреждению инфекционных заболеваний. Знать условие освобождения от работы: по болезни и для ухода за больным. 54 Применение лекарства. 1 Чтение инструкции к показанию и применению лекарства, составление графика его приема. Уметь читать инструкции к показанию и применению лекарства, 55 Листок 1 нетрудоспособности. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности Уметь различать документы по нетрудоспособности. 56 Сюжетная игра «Больной в доме». Уход за больным человеком: измерение температуры, наложить горчичники (на кукле), заправка постели и т.д. Уметь строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка) Знакомство с предприятиями Знать какие виды услуг оказывает 1 Учреждения, организации и предприятия. 57 Предприятия бытового 1 обслуживания населения. 58 Виды услуг. бытового обслуживания. предприятия бытового обслуживания. 1 Знакомство с функциями предприятия бытового обслуживания Уметь различать виды услуг. Экономика домашнего хозяйства 59 Расходы на удовлетворение культурных потребностей. 1 Знакомство о значении и Уметь планировать и характере потребностей. подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности. 60 Экономия в домашнем хозяйстве 1 Значение экономии в домашнем хозяйстве. Знать основные статьи расходов. 61 Сбережения. 1 Назначение сбережений. Хранение денег в сберегательной кассе Знать виды и цели сбережений. 62 Кредит. Государственное страхование 1 Виды кредита и страхования, порядок их оформления. Знать виды кредита и страхования. Трудоустройство. 63 Выбор профессии. 1 Выбор профессии. Профессионально жизненная перспектива. Уметь соотносить выбранную профессию со своими возможностями. 64 Учреждения и отделы по трудоустройству. 1 Учреждения и отделы по трудоустройству. Знать местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемых в школе. 65 Оформление на работу, постоянную или по договору. Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. 1 Оформление на работу, постоянную или по договору. Виды документов, необходимые для поступления на работу. Их оформление. Уметь заполнить анкету. 66 Деловые бумаги. 1 Перечень основных деловых бумаг: Уметь написать расписку, докладную записку. заявления, анкеты, расписка, докладная записка, заявка; правила их составле-ния, и требования к их написанию. 67 Составление деловых бумаг. 1 Подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Уметь обращаться в отдел кадров. 68 Экскурсия в отделы по трудоустройству. 1 Уметь обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу. Уметь писать заявления о принятии на работу о переходе с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию. 6. Практические занятия по предмету 1. Мелкий ремонт одежды. 4ч 2. Приготовление пищи. 9ч 3. Уборка квартиры. 4ч 4. Уход за комнатными растениями. 1ч 5. Экскурсии. 4ч. 7. Литература для учителя 1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./ под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г. и допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. 2. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя/В. В. Воронкова, С. А. Казакова. -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2010.. 3. Т. Н. Захарова «Формирование здорового образа жизни». Волгоград: Учитель,2007 4. В. П. Субчева. Социально-бытовая ориентировка. Изд. ВЛАДОС,2013.