Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) – это общеобразовательная программа, адаптированная для данной категории обучающихся с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Рабочая программа разработана и утверждена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе документов: - Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"; - Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28; - Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Учебного плана МАОУ «Белоевская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ». Цель обучения – дополнение социокультурных представлений и развитие жизненных компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Задачи: - формирование представлений и понятий об основных этапах развития многонационального российского государства; - формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона; - развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с использованием разнообразных форм организации деятельности обучающихся: познавательнопоисковой, творческой, игровой и др.; - формирование учебных действий. Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей обучающихся. Основной формой организации учебного процесса является урок. В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются следующие типы и формы проведения уроков: ознакомление с новым материалом, комбинированный урок, обобщение и систематизация знаний, проверка знаний и коррекция умений. Технологии обучения Учебный курс «История Отечества» входит в предметную область «Человек и общество», реализуется в 7 классе и базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения: - информационно-коммуникативные технологии; - технология концентрированного обучения; - технология дифференцированного обучения; - технологии личностно-ориентированного образования (игровые технологии, разноуровневое обучение, организация ситуаций взаимодействия); - здоровьесберегающие технологии. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: - Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала). - Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности). - Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала). Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: - Устные: опрос, взаимопроверка, доклад. - Письменные: тестирование, контрольная работа, работа по карточке. - Игровые: викторина, интеллектуальная игра. - Графические: опорный конспект, составление схем, таблиц. - Комбинированные: фестивали, олимпиады, предметные недели. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности - Эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания. - Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака». - Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности. - Социальные методы мотивации: формирование желания быть полезным отечеству; создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы. Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программы обучения в 6-9 классах Устные и письменные проверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками, которые выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: репродуктивные, продуктивные, творческие. Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что позволяет оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные). В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные результаты. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержания предметной области «Человек и общество», усвоении знаний и умений, способности применять их на практике. В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» — от 51% до 65% заданий; «отлично» свыше 65%. Устный опрос учащихся является одним из основных методов учета знаний, умений и навыков. При оценке устных ответов принимается во внимание: - правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; - полнота ответа; - умение практически применять свои знания; - последовательность изложения и речевое оформление ответа. Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих формирование и развитие социальных отношений в различных средах. Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков. Базовые учебные умения и действия Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения в процессе всей учебной и внеурочной деятельности по предмету. Личностные учебные действия: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - развитие внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе; - самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; - ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; - формирование готовности к самостоятельной жизни. Коммуникативные учебные действия включают: - умение слушать и слышать друг друга; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - адекватно использовать речевые средства общения; - умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; - умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё; - умение вступать в диалог; - способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; - умение взаимодействовать с учителем и сверстниками; - умение работать в группе. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - различать способ и результат действия. К познавательным учебным действиям относятся следующие умения: - поиск необходимой информации; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - смысловое чтение и извлечение необходимой информации и прослушанных/прочитанных текстов; - анализ объектов с целью выделения признаков (существенные/несущественные); - составление целого из частей (восполнение недостающего); - установление-причинно-следственных связей. Предметные результаты освоения программы 7 класса Рабочая программа по истории определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень: - уметь различать точные и приблизительные исторические даты; - знать имена основных исторических деятелей; - уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях, исторических картах; - уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по заранее составленному плану; - уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком; - уметь устанавливать последовательность исторических событий; - правильно употреблять термины и понятия; - знать традиции и обычаи предков; - знать изображения символики РФ; - знать некоторые исторические памятники. Достаточный уровень: - разбираться в основных терминах-понятиях и их определениях; - знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших событий; - соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий; - знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причин, участников, результатов, значения; - давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях, делать выводы об их значении; - знать места совершения основных исторических событий; - знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры); - «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»; - сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты; - проводить поиск информации в одном или нескольких источниках; - устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими событиями и явлениями. Учебно-методический комплект, используемый на всех годах обучения по предмету «История» в 6-9 классах: 1. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «Мир истории» 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2021. 2. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2021. 3. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2021. 4. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2021. Программа предмета курса «История» рассчитана на 4 года (с 6 по 9 класс). В учебном плане на изучение предмета выделено 272 часа (по 2 часа в неделю, 68 часов в год). Содержание учебного предмета «История Отечества» 7 класс В 7 классе начинается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование первичных представлений и понятий, полученных в 6 классе. Программа «История Отечества» для 7 класса хронологически охватывает период с V по XVII века и состоит из 5 разделов. Глава I. «Древняя Русь» охватывает 5 тем, в том числе «Происхождение славян», «Славяне и соседние народы», «Облик славян и черты их характера», «Хозяйство и уклад жизни восточных славян», «Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян». В главе II «Древнерусское государство» представлены следующие темы: «Как возникло Древнерусское государство», «Об Аскольде, Дире и их походах в Византию», «Князь Игорь из рода Рюриковичей», «Как княгиня Ольга отомстила древлянам», «Сын князя Игоря и Ольги Святослав». Глава III «Крещение Руси. Расцвет Русского государства» включает 6 тем: «Сыновья князя Святослава», «Князь Владимир Красное Солнышко», «Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром», «Русь после смерти Ярослава Мудрого», «Распад Руси на отдельные княжества в XII веке», «Ростово-суздальское княжество в XII веке». В главе IV «Русь в борьбе с завоевателями» также 6 тем, среди которых: «Образование Монгольского государства», «Нашествие монголов на Русь», «Новгородский князь Александр Невский», «Объединение русских земель против Золотой Орды», «Московский князь Дмитрий Иванович» и «Наследники Дмитрия Донского». Наконец, глава V - «Единое Московское государство» включает 4 темы, раскрывающие историю становление Московского княжества, закрепление первенствующего положения московских князей, принятие Иваном IV царского титула. «Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный», «Войны Ивана Грозного», «Россия после Ивана Грозного», «Воцарение династии Романовых». Во всех разделах уделяется большое внимание влиянию религии и русской православной церкви на культуру, искусство, быт и жизнь людей. Тематическое планирование курса «История Отечества» 7 класс № Глава Количество часов Теория Практика Итого 1 Повторение пройденного учебного материала по курсу 6 класса 0 1 1 2 Древняя Русь 9 1 10 3 Древнерусское государство 5 2 7 4 Крещение Древней Руси. Рассвет Русского государства 9 3 12 5 Русь в борьбе с завоевателями 16 3 19 6 Единое Московское государство 12 3 15 7 Краеведение 2 2 4 53 15 68