История Отечества, 7

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «История Отечества» для обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) – это
общеобразовательная программа, адаптированная для данной категории обучающихся с учётом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая
коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана и утверждена в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) на основе документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 №1599 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 «О
федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования»;
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»,
утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 №28;
- Адаптированной основной общеобразовательной
программы
образования
для
обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Учебного плана
МАОУ «Белоевская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».
Цель обучения – дополнение социокультурных представлений и развитие жизненных
компетенций обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
- формирование представлений и понятий об основных этапах развития
многонационального российского государства;
- формирование нравственного сознания обучающихся на основе приобщения к источникам
отечественной культуры, этноистории, этнокультуры региона;
- развитие устойчивой мотивации, интереса к изучению истории Отечества с
использованием разнообразных форм организации деятельности обучающихся: познавательнопоисковой, творческой, игровой и др.;
- формирование учебных действий.
Все задачи ставятся и решаются на уровне реальных возможностей обучающихся.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
В планировании учебного материала, а также в зависимости от цели урока используются
следующие типы и формы проведения уроков: ознакомление с новым материалом,
комбинированный урок, обобщение и систематизация знаний, проверка знаний и коррекция
умений.
Технологии обучения
Учебный курс «История Отечества» входит в предметную область «Человек и общество»,
реализуется в 7 классе и базируется на традиционных и инновационных технологиях обучения:
- информационно-коммуникативные технологии;
- технология концентрированного обучения;
- технология дифференцированного обучения;
- технологии личностно-ориентированного образования (игровые
технологии,
разноуровневое обучение, организация ситуаций взаимодействия);
- здоровьесберегающие технологии.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие
методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала).
- Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские,
проблемные и др. (по характеру учебно-познавательной деятельности).
- Индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).
Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- Устные: опрос, взаимопроверка, доклад.
- Письменные: тестирование, контрольная работа, работа по карточке.
- Игровые: викторина, интеллектуальная игра.
- Графические: опорный конспект, составление схем, таблиц.
- Комбинированные: фестивали, олимпиады, предметные недели.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности
- Эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная
игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха,
стимулирующее оценивание, свободный выбор задания.
- Познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, создание проблемной
ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий,
«мозговая атака».
- Волевые методы мотивации: предъявление учебных требований, информирование об
обязательных результатах обучения, познавательные затруднения, самооценка деятельности и
коррекция, рефлексия поведения, прогнозирование будущей деятельности.
- Социальные методы мотивации: формирование желания быть полезным отечеству;
создание ситуаций взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в
результатах коллективной работы.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
освоения программы обучения в 6-9 классах
Устные и письменные проверки результативности овладения знаниями, умениями и
навыками, которые выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий,
требующих верного решения: репродуктивные, продуктивные, творческие.
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель
надежности полученных результатов, что позволяет оценивать их как «удовлетворительные»,
«хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В соответствии с требованиями Стандарта для обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и предметные
результаты.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими
содержания предметной области «Человек и общество», усвоении знаний и умений, способности
применять их на практике.
В текущей
оценочной
деятельности целесообразно соотносить
результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа: «удовлетворительно», если обучающиеся
верно выполняют от 35% до 50% заданий; «хорошо» — от 51% до 65% заданий; «отлично»
свыше 65%.
Устный опрос учащихся является одним из основных методов учета знаний, умений и
навыков.
При оценке устных ответов принимается во внимание:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения
изученного материала;
- полнота ответа;
- умение практически применять свои знания;
- последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать
индивидуально для каждого ученика.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и

обеспечивающих формирование и развитие социальных отношений в различных средах. Устный
опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков.

Базовые учебные умения и действия
Программа формирования базовых учебных действий (БУД) обучающихся с лёгкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего
школьного обучения в процессе всей учебной и внеурочной деятельности по предмету.
Личностные учебные действия:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
- развитие внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый
образ жизни;
- ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
- формирование навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать
конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- формирование готовности к самостоятельной жизни.
Коммуникативные учебные действия включают:
- умение слушать и слышать друг друга;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства общения;
- умение представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной
форме;
- умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;
- умение вступать в диалог;
- способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
- умение взаимодействовать с учителем и сверстниками;
- умение работать в группе.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
- различать способ и результат действия.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
- поиск необходимой информации;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- смысловое чтение и извлечение необходимой информации и прослушанных/прочитанных
текстов;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенные/несущественные);
- составление целого из частей (восполнение недостающего);
- установление-причинно-следственных связей.
Предметные результаты освоения программы 7 класса
Рабочая программа по истории определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- уметь различать точные и приблизительные исторические даты;
- знать имена основных исторических деятелей;
- уметь пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях, исторических
картах;
- уметь пересказывать учебный материал, с опорой на наглядность или по заранее
составленному плану;
- уметь соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- уметь пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;
- уметь устанавливать последовательность исторических событий;
- правильно употреблять термины и понятия;
- знать традиции и обычаи предков;
- знать изображения символики РФ;
- знать некоторые исторические памятники.
Достаточный уровень:
- разбираться в основных терминах-понятиях и их определениях;
- знать хронологические рамки исторических процессов, даты важнейших событий;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических
событий;
- знать основные факты (событий, явлений, процессов), их причин, участников,
результатов, значения;
- давать характеристику историческим героям, рассказывать об исторических событиях,
делать выводы об их значении;
- знать места совершения основных исторических событий;
- знать имена известных исторических деятелей (князей, царей, политиков, полководцев,
ученых, деятелей культуры);
- «читать» историческую карту с опорой на ее «легенду»;
- сравнивать, анализировать, обобщать исторические факты;
- проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
- устанавливать и раскрывать причинно-следственные связи между историческими
событиями и явлениями.
Учебно-методический комплект, используемый на всех годах
обучения по предмету «История» в 6-9 классах:
1. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «Мир истории» 6 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2021.
2. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 7 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2021.

3. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 8 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2021.
4. И.М. Бгажнокова, Л.В. Смирнова. «История Отечества» 9 класс. Учебник для
общеобразовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программ. Москва «Просвещение» 2021.
Программа предмета курса «История» рассчитана на 4 года (с 6 по 9 класс). В учебном плане
на изучение предмета выделено 272 часа (по 2 часа в неделю, 68 часов в год).

Содержание учебного предмета «История Отечества»
7 класс
В 7 классе начинается системное изучение истории Отечества. Происходит преобразование
первичных представлений и понятий, полученных в 6 классе.
Программа «История Отечества» для 7 класса хронологически охватывает период с V по
XVII века и состоит из 5 разделов.
Глава I. «Древняя Русь» охватывает 5 тем, в том числе «Происхождение славян»,
«Славяне и соседние народы», «Облик славян и черты их характера», «Хозяйство и уклад жизни
восточных славян», «Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян».
В главе II «Древнерусское государство» представлены следующие темы: «Как возникло
Древнерусское государство», «Об Аскольде, Дире и их походах в Византию», «Князь Игорь из
рода Рюриковичей», «Как княгиня Ольга отомстила древлянам», «Сын князя Игоря и Ольги Святослав».
Глава III «Крещение Руси. Расцвет Русского государства» включает 6 тем: «Сыновья
князя Святослава», «Князь Владимир Красное Солнышко», «Расцвет Русского государства при
Ярославе Мудром», «Русь после смерти Ярослава Мудрого», «Распад Руси на отдельные
княжества в XII веке», «Ростово-суздальское княжество в XII веке».
В главе IV «Русь в борьбе с завоевателями» также 6 тем, среди которых: «Образование
Монгольского государства», «Нашествие монголов на Русь», «Новгородский князь Александр
Невский», «Объединение русских земель против Золотой Орды», «Московский князь Дмитрий
Иванович» и «Наследники Дмитрия Донского».
Наконец, глава V - «Единое Московское государство» включает 4 темы, раскрывающие
историю становление Московского княжества, закрепление первенствующего положения
московских князей, принятие Иваном IV царского титула. «Русь в XVI веке. Царь Иван
Грозный», «Войны Ивана Грозного», «Россия после Ивана Грозного», «Воцарение династии
Романовых».
Во всех разделах уделяется большое внимание влиянию религии и русской православной
церкви на культуру, искусство, быт и жизнь людей.
Тематическое планирование курса «История Отечества»
7 класс
№

Глава

Количество часов
Теория

Практика

Итого

1

Повторение пройденного учебного
материала по курсу 6 класса

0

1

1

2

Древняя Русь

9

1

10

3

Древнерусское государство

5

2

7

4

Крещение Древней Руси. Рассвет
Русского государства

9

3

12

5

Русь в борьбе с завоевателями

16

3

19

6

Единое Московское государство

12

3

15

7

Краеведение

2

2

4

53

15

68


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».