ИКТ, 7

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Информатика» предназначена для
учащихся 7 классов с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями) и составлена на основе следующих
нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(приказ Минобрнауки РФ № 1599 от 19.12.2014 г.);
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)
(одобрена
решением
Федерального
методического
объединения по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15);
В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом
плане быстро меняется. Новые технологии в современном
обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе
и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни.
Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет
определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для
учащихся коррекционных школ VIII вида в силу их психофизических
особенностей.
Современное состояние общества характеризуется интенсивным
проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни,
все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий
получения, переработки и использования информации. Информационные
процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и
определяющий компонент современной информационной цивилизации. В
целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных
технологий оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его
возможности к адаптации в социуме.
Данный курс формирует у учащихся с ограниченными возможностями
здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный
характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение,
преобразование и передача информации, управление объектами и
процессами.
Компьютеризация специального коррекционного
образования.
В коррекционной школе только начинается применение компьютеров и
информационных технологий при изучении отдельных предметов. Однако
для овладения компьютерной техникой и компьютерными технологиями
этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной
школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама

информатика.
Предлагаемый курс «Основы информатики» знакомит учащихся с
основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного 7
класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и
организационные формы учебной работы в специальном учреждении.
Коррекционная направленность курса.
Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию
личности каждого ребенка.
В соответствии с типовой программой обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с
требованиями к организации обучения детей с нарушениями
интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и
сохранены принципы коррекционной направленности:
- обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и
способов усвоения знаний;
- доступность материала;
- научность;
- осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;
- концентрический принцип размещения материала, при котором одна
и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным
наращиванием сложности.
Концентризм программы создает условия для постоянного повторения
раннее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с
компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки
использования компьютерных технологий путем систематического повтора
и усложнения тренинга. С учетом возрастных и психофизических
особенностей учащихся в программе выделяются две ступени обучения:
1. Подготовительно-ознакомительная
2. Основная
Основная цель курса:
Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с
компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического
применения.
Общие задачи курса:
1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья
доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.
2. Развивать познавательный интерес к использованию
информационных и коммуникационных технологий.
3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и
представлений о компьютерных технологиях и способах их практического
применения.
4. Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными

возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет
дополнительно приобретенных навыков и умений.

Специальные задачи коррекционной школы:
Обучение по программе «Основы информатики» направлено на
коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:
- активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов
анализа, синтеза, обобщения, классификации);
- учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации,
усматривать связи и отношения между объектами;
- обогащать активный и пассивный словарь, формировать
грамматический строй речи;
- развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий
для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями
здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.
Программа разделена на 2 части:
1 часть - подготовительно-ознакомительная включает изучение
следующих разделов:
- правила техники безопасности работы на компьютере;
- устройство компьютера;
- периферийные устройства компьютера;
- приемы работы на компьютере;
- виды информации;
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point.
2 часть - основная, включает изучение:
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point;
- сеть Интернет;
- электронная почта.
Практическая значимость.
Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной
грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить
информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов
компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ
алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения
алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в
виде организованной последовательности простых действий. Использование
компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с проблемами

здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие
таких технологий, с учетом возросших требований современной 8
действительности, создает дополнительные сложности в социальной
адаптации учащихся. Работа по формированию алгоритмического мышления
и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с
использованием компьютерных технологий, в специальной школе – веление
времени.
При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти
в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность
самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества,
обретения и закрепления различных профессиональных навыков.
В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает
существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни
современного человека. Учащиеся с ограниченными возможностями
здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором
всё более решающую роль играют компьютерные технологии.

Общая характеристика учебного предмета «Информатика»
Информатика – это научная дисциплина о закономерностях протекания
информационных процессов в различных средах, а также о методах и
средствах их автоматизации.
Информационные
процессы
–
фундаментальная
реальность
окружающего
мира
и
определяющий
компонент
современной
информационной цивилизации. Информатика дает ключ к пониманию
многочисленных явлений и процессов в естественно-научных областях,
социологии, экономике, истории и др.
Информатика закладывает основу создания и использования
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) – одного из
наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
На сегодняшний день ИКТ – необходимый инструмент практически любой
деятельности. Темпы качественного развития компьютерной техники и ИКТ
не имеют прецедентов в истории.
Информатика, информационные и коммуникационные технологии
оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни
современного человека. Общество, в котором решающую роль играют
информационные процессы, свойства информации, информационные и
коммуникационные технологии, – реальность настоящего времени.
Информатика имеет очень большое и все возрастающее число
междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата,
так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой
метадисциплину,
имеющую
общенаучный
язык,
своеобразную
познавательную «латынь».
Особого внимания заслуживают междисциплинарные связи математики
и информатики. Эти дисциплины не являются конкурирующими (например,
на почве компьютерного доказательства теорем или использования

математических пакетов). При этом информатика не является частью
математики, хотя ряд понятий может быть одновременно отнесен к
компетенции обеих дисциплин. Более продуктивно рассматривать
математику и информатику как дисциплины, в определенной мере
дополняющие друг друга. Например, рациональные числа в математике – это
ступень к действительным числам. Для информатики интерес представляют
именно рациональные числа.
В информатике формируются многие виды деятельности, которые
имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и
процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации,
управление объектами и процессами. Особенность информатики заключается
в том, что значительная часть этой деятельности может быть осуществлена с
помощью компьютерных инструментов.

Содержание учебного предмета «информатика» в 7 классе
включает следующие разделы:
Программа разделена на 2 части:
1 часть - подготовительно-ознакомительная включает изучение
следующих разделов:
- правила техники безопасности работы на компьютере;
- устройство компьютера;
- периферийные устройства компьютера;
- приемы работы на компьютере;
- виды информации;
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point.
2 часть - основная, включает изучение:
- программа Paint;
- программа Word;
- программа Excel;
- программа Power Point;
- сеть Интернет;
- электронная почта.
Практическая значимость.

Описание места учебного предмета «Информатика» в учебном
плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет
«Информатика» входит в образовательную область и является обязательной
частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Информатика» в 7
классе в соответствии с учебным планом, рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1
час в неделю (34 учебных недели).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного
предмета «Информатика»
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает
достижение двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные
результаты освоения учебной программой по предмету «Информатика» для
учащихся 7 класса включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
На уроках информатики будут формироваться следующие результаты:
Личностные результаты - это сформировшаяся в образовательном процессе
система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам
образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам
познания, результатам образовательной деятельности.
Метапредметные результаты - освоенные обучающимися на базе одного,
нескольких или всех учебных предметов способы деятельности,
применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других
жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами,
формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются
сформированность следующих универсальных учебных действий .

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения предмета «Информатика»
Изучение предмета «Информатика» в 7 классе направлено на формирование
следующих базовых учебных действий.
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в процессе
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить
логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
Коммуникативные УУД:
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные»,
«кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между
употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием
конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы),
вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
умение создавать и выполнять программы для решения несложных
алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и
сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями
программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от
постановленной задачи.

Содержание предмета «Информатика» по учебным периодам
7 класс
№
п/п

Четверть

Количество часов

1

I четверть

9ч

2

II четверть

7ч

3

III четверть

11ч

4

IV четверть

7ч

Итого:

34ч

№ п/п Разделы, темы
1.

2.
3.
4.
5.
6.

Техника безопасности при
работе с компьютером. Сведения из
истории развития компьютерных
технологий
Что такое компьютер
Устройство компьютера
Графический редактор
Текстовый редактор
Итого:

Кол-во часов,
рабочая
программа

2
2
13
9
8
34

Тематическое распределение часов по предмету
« Информатика» в 7 классе
Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из
истории развития компьютерных технологий.
2ч.
Техника безопасности при работе на ПК(1). Совершенствование ПК,
современные компьютерные технологии(1).

Что такое компьютер 2ч.
Что умеют компьютеры(1). Устройство компьютера (системный блок,
монитор, клавиатура, мышь)(1).

Устройство компьютера 5ч.
Знакомство с клавиатурой(1). Алфавитные клавиши(1). Обучение работе с
манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка)(1). Заглавные и прописные
символы русского алфавита(1). Цифровые клавиши(1).

Устройство компьютера 8ч.
Числа и цифры(1). Знаки и символы: «+»; «-»; «=»(2). Клавиши управления
курсором(1). Клавиши: пробел, Shift, Enter, Backspace, Delete(2).Системный
блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти(2).

Графический редактор

9ч.

Запуск программы Paint(2). Окно графического редактора Paint: название
файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки(2).
Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс,
прямоугольник, многоугольник, ластик)(2). Отмена внесённых изменений(1).
Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка(2).

Текстовый редактор 8ч.
Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название
документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования(1).
Кнопка свернуть. Кнопка закрыть(1). Курсор, текстовое поле, линейки,
полосы прокрутки(1). Набор текста. Исправление ошибок(1). Выделение
фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта(1).4 кнопки для выравнивания
текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы(1). Кнопка,
для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом(1). Кнопка для
подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста(1).

Описание учебно – методического и материально –
технического обеспечения образовательной деятельности
1. Методическое пособие для учителей 1-4 классов «Первые шаги в мире
информатики» (пакет педагогических программных средств «Страна
Фантазия»);
2. ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной
школы»;
3. «Информатика» - программа-тренажер для детей
4. «Мир информатики. 3-4 год обучения»
5. «Учимся думать». Сборник игр, развивающих навыки мышления.

6. «Как решить проблему». Самоучитель для развития творческого
мышления.
7. «Компьютерная грамотность:звездная миссия»
8. «Волшебные превращения. Основы дизайна»
9. «Суперинтеллект». Головоломки для любозгательных
10. «240 логических игр» и другие.

Планируемые результаты по предмету «Информатика»
в 7 классе
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным
для
большинства
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Предполагается, что к концу обучения в 7 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами
ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
- пользование компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.).
Достаточный уровень:
- представление о персональном компьютере как техническом средстве, его
основных устройствах и их назначении;
- выполнение элементарных действий с компьютером и другими средствами
ИКТ, используя безопасные для органов зрения, нервной
системы, опорно-двигательного аппарата эргономичные приёмы работы;
- выполнение компенсирующих физических упражнений (мини-зарядка);
-пользование компьютером для решения доступных учебных задач с
простыми информационными объектами (текстами, рисунками и др.),
доступными электронными ресурсами;
-пользование
компьютером
для
поиска,
получения,
хранения,
воспроизведения и передачи необходимой информации;
- запись (фиксация) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом с помощью инструментов ИКТ.


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».