Пояснительная записка Чтение (литературное чтение) 7 класс ( 136 часов) Настоящая программа по чтению составлена по учебнику А.К Аксеновой Чтение. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы – М.: «Просвещение», 2021г. Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю. Цель: развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений;формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями в процессе изучения художественной литературы. Задачи: отрабатывать навыки правильного, беглого и выразительного чтения, доступных для понимания произведений или отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей; обучать правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме; социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств; корригировать речь и мышление обучающихся при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Основные виды деятельности на уроке: Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысл ь текста. В процессе изучения чтения в 7 классе продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений, уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. При подборе учебного материала использовался разноуровневый подход к учебным возможностям обучающихся, мотивация учения данного предмета, способствующая наилучшей социальной реабилитации обучающихся, учтены реалии сегодняшнего дня, прослежены межпредметные связи. Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умени й. В основу критериев и норм оценки учебной деятельности обучающихся положены объективность и единый подход. Знания иумения обучающихся по чтению и развитию речи оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. При 5-балльной системе для всех установлены следующие общедидактические критерии: При оценке устных ответовпринимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произведения; выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощи учителя; делят текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (в 8м классе –легкие тексты самостоятельно); называет главных лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; Оценка «4» ставится ученику, если он: читает в основном, правильно, бегло; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдения смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений; допускается не точности в выделения основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и при озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержании, но самостоятельно исправляет их или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смыслов пауз; знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает их не полно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста. Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам; допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдение доже синтаксических пауз; не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, но характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажает основной смысл; не использует помощь учителя; не знает большей части текста, который должен знать наизусть. Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает большое количество ошибок при чтении, искажает смысл прочитанного; не понимает смысл прочитанного произведения; искажает смысл прочитанного; не знает наизусть стихотворение. Контроль знаний, умений и навыков осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытыхтестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическим особенностями каждого ученика. Контрольосуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля –5-15минут. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 70-80 слов. Письменная проверка знаний и умений обучающихся выставляется за обучающие сочинения. При оценке сочинения выводится одна оценка.При оценке сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания. Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение текста (темы) без ошибок в построении предложен ий, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки. Оценка «4» ставится за сочинение, написанное без искажений темы, с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки. Оценка «3» ставится за сочинение, написанное с отступлениями от темы, с 2 -3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками. Итоговая отметка знаний и умений обучающихся выставляется с учетом фактического уровня подготовки, достигнутой учеником к концу определенного периода. Общая характеристика предмета. В процессе изучения чтения в 7 классе продолжается формирование у обучающихся техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенство вания техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Обучение построено на принципах: принцип коррекционной направленности в обучении, принцип в оспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. И звестно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чт ения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приемы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты. Типы урока: урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала); урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок); урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок); урок контроля, оценки и коррекции знаний –контрольная, проверочная работа; комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок; урок развития речи. Методы и приѐмы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой), наглядный (наблюдение, демонстрация), практический. Формы работы: Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении. Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста по предполагаемым вопросам; продолжение текста; выразительное чтение; чтение наизусть; чтение по ролям. Примерная тематика курса Рассказы, статьи, стихотворения и доступные по содержанию и языку отрывки из художественных произведений о : - героическом прошлом и настоящем нашей Родины; событиях в мире; труде людей; - родной природе и бережном отношении к ней; знаменательных событиях в жизни страны. Навыки чтения Сознательное, правильное, беглое, выразительное чтение вслух в соответствии с нормами литературного произношения; чтение про «себя». Выделение главной мысли произведения и его частей. Определение основных черт характера действующих лиц. Разбор содержания читаемого с помощью вопросов учителя. Выделение непонятных слов; подбор слов со сходными и противоположными значениями; объяснение с помощью учителя слов, данных в переносном значении, и образных выражениях, характеризующих поступки героев, картины природы. Деление текста на части. Составление под руководством учителя простого плана, в некоторых случаях использование слов самого текста. Пересказ прочитанного текста по составленному плану. Полный и выборочный пересказ. Самостоятельное чтение с различными заданиями: подготовиться выразительному чтению, выделить отдельные места по воп росам, подготовить пересказ. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг из школьной и районной библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах. Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передать главную мысль произведения, оценить поступки действующих лиц. Ведение дневника или стенда внеклассного чтения. Урок внеклассного чтения проводится 1-2 раза в месяц. Рекомендуемая литература (на выбор) Астафьев В.П. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха». Беляев А.Р. «Чудесное око». Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик», «Вести из леса». Гайдар А.П. «Судьба барабанщика». Горький А.М. «Детство». Дефо Д. «Робинзон Крузо». Жюль Верн «Дети капитана Гранта». Кассиль Л. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит». Катаев В.П. «Хуторок в степи». Короленко В.Г. «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья». Лагин Л.Н. «Старик Хоттабыч». Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза», «Жильцы старого дома». Свифт Дж. «Путешествие Гулливера». Сурков АЛ. Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня слепом баянисте»,» Защитник Сталинграда»). Чехов А.П. «Спать хочется», «Каштанка». Межпредметные связи Математика. Название чисел в пределах 300. Поиск нужной страницы в учебнике. Письмо и развитие речи. Письменные ответы на вопросы по тексту. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Биология. Самостоятельное описание картин природы, явлений природы. Изобразительное искусство. Зарисовки сюжетов природы, животных. Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю. Личностные результаты формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование целостного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметными результатами изучения курса «Чтение и развитие речи» является: правильное, выразительное, осознанное, беглое чтение в соответствии с нормами литературного произношения; чтение « про себя»; чтение по ролям; умение выделять тему и идею произведения с помощью учителя; умение формулировать вопросы к тексту; умение делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях -самостоятельно; умение составлять простой план под руководством учителя; умение характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам; умение выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя); производить пересказ прочитанного по составленному плану; полный и выборочный пересказ. Базовый уровень Учащиеся должны уметь: читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; определять основные черты характера действующих лиц; пересказывать текст по плану полно и выборочно. Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений. Минимальный уровень Учащиеся должны уметь: читать правильно, целыми словами вслух; читать «про себя», выполняя задания учителя; отвечать на вопросы учителя; пересказывать текст с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно. Учащиеся должны знать: наизусть 4-6 стихотворений. Содержание учебного предмета № п/п 1 Наименование раздела, темы Устное творчество. сказки. Краткое содержание раздела (темы) народное Произведения устного народного творчества: Литературные сказки, загадки, былины. Литературные сказки. Составление плана статьи «Устное народное творчество Проверка техники чтения Развитие речи: Работа над элементами Количество часов 13 ч. Вн. чт. 1 Р. р. 3 Из них (количество часов) Мониторинг уровня обученности Текущий контроль Проверка техники чтения №1 2 3 4 характеристики Ильи Муромца Произведения русских Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. писателей XIX века На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Короленко, А. П. Чехова. Развитие речи: Работа над выразительным чтением стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино». Составление устного рассказа «Дружба Жилина и Дины». Сравнительная характеристика Жилина и Костлина. Работа над элементами характеристики героев рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». Деление 2 главы повести на части по данному плану. Сравнительная характеристика Сони и Маруси. Сочинение «Минуты радости и тревоги» по данному плану и опорным словам. Произведения русских Произведения А. М. Горького, В. В. писателей XX века Маяковского, Н. А. Островского, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, А. А. Фадеева, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, Н. П. Кончаловской, К. Г. Паустовского, К. М. Симонова, Р. И. Рождественского, А. Г. Алексина, Е. И. Носова, Ч. И. Айтматова, Р. П. Погодина. Проверка техники чтения. Развитие речи Выразительное чтение по ролям. Обучающие сочинения. Итого: 4 7 Текущий контроль Проверка техники чтения №2 4 6 Текущий контроль 46 ч. 77 ч. Входной контроль, итоговый контроль, текущий контроль. 136 ч 9 16 № Содержание (разделы, темы) Кол. час. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Даты Элементы содержания Форма Требования к уровню подготовки проведения (словарь, контроля обучающихся развитие речи) Знания Умения план факт РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ. 01.09 Чтение, анализ статьи Выразитель Знать жанры Уметь различать учебника. Жанры УНТ. ное чтение, УНТ жанры УНТ Сказки. Виды сказок. беседа, Былины. Сходство и различие былины и сказки. Народные песни. Прямой и переносный смысл пословицы. Загадки. 04.09 Деление статьи на части, План Знать правила Уметь составлять озаглавливание частей статьи составления план, плана статьи. пересказывать по плану. Дом. задание 1. Жанры устного народного творчества 1 2. Р.р. №1. Составление плана статьи «Устное народное творчество» 1 3. Русская народная сказка «Сивкабурка». Знакомство с содержанием 1 07.09 Чтение, анализ сказки. Работа с иллюстрациями к сказке, над изобразительновыразительными средствами. Выразитель ное чтение сказки. Знать содержание сказки. Уметь Стр.9-11 определять тип Выразительно сказки, используя читать. доказательства. 1 08.09 Подбор синонимов. Работа над пословицей. Пересказ сказки с использова нием характерны Знать особенности волшебных сказок. Уметь читать по ролям отдельные эпизоды. 1.Мечта народа о 4. справедливости в сказке «Сивка-бурка». Стр.4-8, читать, отвечать на вопросы. Стр.4-8 Пересказ статьи по плану. Стр.9-17 Пересказ сказки 2.Ложная гордость в 5. русской народной сказке «Журавль и Цапля» 1 11.09 Р.р. № 2. Проверка техники чтения. Русская народная сказка «Умный мужик». Главная мысль сказки. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Знакомство с содержанием. Р.р. № 3. Работа над элементами характеристики Ильи Муромца. 1 14.09 1 15.09 1 18.09 1 21.09 10. Народные песни. 1 Выражение в песне тоски и кручины. 22.09 Кручина.тужить. Чтение, анализ содержания песен. Чтение, беседа Знать содержание песен. 11. Мудрость народа в 25.09 Истинный. Одолеть. Чтение Знать 6. 7. 8. 9. 1 Чтение и анализ сказки. Соотнесение главной мысли сказки с пословицами. Чтение по ролям. Ответы на вопросы. Определение главной мысли. х слов и выражений. Словесное рисование по иллюстрац ии. Чтение, анализ содержания; Работа с иллюстрацией к сказке. Чтение, анализ былины Верста, попона, терем. Лукавый, пуд, казна, тесовая(кровать), полушечка Работа над элементами характеристики Ильи Муромца Знать содержание сказки, особенности построения Уметь читать сказку по ролям Проверка техники чтения Беседа, выразитель ное чтение Знать правила техники чтения Уметь правильно читать Знать содержание сказки Выразитель ное чтение, беседа Знать содержание былины, значение старинных слов. Знать особенности составления характеристики Уметь читать сказку по ролям; уметь выделять зачин и концовку Уметь читать былину с напевом Стр.20-23 Выразительное чтение сказки по ролям Стр.24-29 Выразительное чтение былины Уметь соотносить иллюстрации к былине с определёнными эпизодами. Кратко характеризовать героя. Уметь читать песни, соотносить рисунок с содержанием. Уметь: объяснять Стр.24-29 Характеристик а Ильи Муромца, иллюстрация к былине по желанию Выразитель ное чтение эпизода, характерис тика Ильи Муромца. Стр.17-20 Читать по ролям Стр.30-31 Выразительное чтение. Стр.32 пословицах. 12. Загадки. 13 Проверочная работа по пройденной теме Урок внеклассного чтения. Сказки. 14 1 28.09 Работа по анализу пословиц пословиц на определённ ую тему. определение пословицы, в чём её отличие от поговорки. Составление загадок по аналогии с народными. Чтение и отгадывани е загадок. Знать, что такое загадка и как она составляется. значение пословицы. Определять прямой и переносный смысл пословиц. Уметь отгадывать загадки и объяснять, по какому принципу можно угадать задумываемый предмет или явление. Подобрать и записать 5 пословиц о труде. Стр.33 Подобрать и записать 5 загадок, нарисовать отгадки. Отвечать на вопросы по содержани юУчить стихотворе ние наизусть. Читать по ролям. Составлять рассказ по плану 2. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА 15. 1 А.С.Пушкин. Страницы жизни и 02.10 Гувернёр. Рать. Лицей. Сень наук. Выборочное чтение и Знать основные Уметь выразительно Стр.36-39 Читать и творчества. Чиновник. Чтение и анализ статьи, Беседа по содержанию,словесное рисование. краткий пересказ. моменты из жизни А.С.Пушкина. 16. А.С.Пушкин ( 1 чтение биографии, ответы на вопросы) Чтение и анализ статьи Отвечать на вопросы по прочитанному тексту. Правильно читать вслух. Делить текст на асти Знать основные моменты из жизни А.С.Пушкина. 17. Зависть и злодеяния сестёр в «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина. Анализ 1 части 1 05.10 Чтение, анализ сказки Объяснение значения устаревших слов. Выразительн ое чтение в лицах. Знать содержание первой части сказки. 18. Чудеса на острове Буяне в «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина. Анализ 2 части 1 06.10 Выразительн ое чтение, беседа Знать содержание второй части, определение эпитета. 19. Новые чудеса в «Сказке о царе Салтане» Пушкина. Анализ 3 части 1 09.10 Привальный. Бает. Чтение и анализ 2 главы. Подбор определений к действиям ветра, моря и корабля. Идти четами. Булат. Чтение, анализ 3 главы; подбор синонимов к устаревшим словам. Выразительн ое чтение Знать содержание третьей части, определение сравнения. читать текст, отвечать на вопросы, составлять простой план статьи и пересказывать по плану. Уметь составлять простой план статьи и пересказывать по плану. пересказывать по плану. Уметь выражать своё мнение о поступках сестёр царицы и сватьи Бабарихи, оценивать царя по его поступкам. Уметь отвечать на вопросы с использованием текста; выразительно читать. Стр.40-47 Выразительное чтение 1 части. Уметь читать сказку по ролям Определять состояние героев по авторским словам, называть черты характера героев по их Стр.53-61 Выразительное чтение по ролям 3 части Стр.47-52 Выразительное чтение 2 части. 20. Победа добра над злом в «Сказке о царе Салтане» Пушкина А.С. Анализ 4 части 1 12.10 Чтение и анализ 4 главы Подбор синонимов. Работа с иллюстрациями. Составление плана части Сравнительная характеристика. Рассказ об одном из героев Знать содержание четвёртой части. 21. Сравнение русской 1 народной сказки «Умный мужик» и авторской А.С.Пушкина. 13.10 Пересказ, рассуждение Знать, что такое сравнительная характеристик а 22 А.С.Пушкин «У 1 лукоморья» выразительное чтение Выразительное чтение Правильное, осознанное чтение в темпе, приближенно м к темпу устной речи. 23. А С. Пушкин 1 «Сказке о царе Салтане» заучивание отрывка Выразительное чтение Правильное, осознанное чтение в темпе, приближенно м к темпу устной речи 24. Проявление душевной теплоты поэта в стихотворении А.С.Пушкина Кровля. Обветшалый. Лачужка. Веретено. Выразительное чтение Работа по иллюстрации. Выразительн ое чтение стихотворени я. 1 16.10 поступкам. Уметь подбирать слова из сказки к иллюстрациям; отличать народные сказки от литературных. Уметь составлять сравнительную характеристику Стр.62-69 Выучить отрывок наизусть Индив. задания Отвечать на вопросы своими словами. Анализировать текст, сравнивать события и поступки, обобщать, устанавливать аналогии. Отвечать на вопросы по содержанию Учить стихотворе ние наизусть. Читать по ролям. Составлять рассказ по плану Знать содержание стихотворения . Уметь выразительно читать стихотворение, передавая голосом Стр.70 Стихотворение выучить наизусть «Зимний вечер». 25 26. 27. 28. 29. состояние человека и природы. А.С. Пушкин. Стихотворение «Зимний вечер» (чтение, заучивание наизусть). Очарование сказок в отрывке из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина 1 Выразительное чтение Работа по иллюстрации 1 19.10 Урок внеклассного чтения № 2. А.С.Пушкин – солнце русской поэзии М.Ю. Лермонтов Страницы жизни и творчества 1 20.10 1 Мужество и 1 героизм русских солдат в стихотворении Лермонтова «Бородино». Знать содержание стихотворения Лукоморье. Поэма. Неведомый. Пленяет. Тужить. Чтение, анализ. Подбор синонимов к устаревшим словам. Обобщение знаний по творчеству А.С. Пушкина Выразительн ое чтение отрывка Знать содержание отрывка из поэмы Уметь выразительно читать отрывок Стр.72-74 Выразительное чтение Выразительн ое чтение стихотворени й Знать основные даты жизни Уметь выразительно читать стихотворения Выразительное чтение стихотворений (по выбору обучающихся) 23.10 Пансион. Гимназия. Розги. Совершенный. Кавалерия. Чтение, анализ статьи Ответы на вопросы к статье. Сжатый пересказ по совместно составленном у плану. Знать основные этапы жизни поэта. Уметь выразительно читать и составлять простой план статьи о Лермонтове. Стр. 76-78. Читать, пересказывать. 26.10 Редут, лафет, бивак, кивер, хват, булат, драгун, улан, бусурман. Чтение, беседа по содержанию Выразительн ое чтение Знать содержание стихотворения , какому историческому событию посвящено стихотворение Уметь выразительно читать стихотворение, отвечать на вопросы по содержанию. Стр.78-82 Выразительное чтение 30. Р.р. № 4. Выразительное чтение стихотворения Лермонтова «Бородино». 1 27.10 Языковой анализ Текста. 31. И.А.Крылов. Страницы жизни и творчества Крылова. 1 06.11 Канцелярия. Баснописец. Невежество. 32 Обличение лести в 1 басне И.А.Крылова «Кукушка и Петух». 09.11 33. Осуждение 1 неблагодарности в басне Крылова «Волк и Журавль». 10.11 Чтение, беседа по содержанию; объяснение авторского отношения к своим героям; Протяжно, божусь, невелички, примолвил Коварный. Долгий. Манить. Пособить. Чтение, беседа по содержанию 34. Насмешка над пустословием и показной 13.11 1 Выразительн ое чтение . Знать содержание стихотворения , значение устаревших слов. Уметь соотносить иллюстрацию со стихотворными строками.; подбирать эпитеты, характеризующие русского воинапатриота. Выразит. читать. Знать основные вехи жизни и творчества И.А.Крылова. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, составлять простой план статьи Стр.84 – 85, читать и пересказ по плану. Чтение басни в лицах. Знать содержание басни. Уметь читать басню по ролям, высказывать аргументированное отношение к героям Стр. 86-88 Выразительное чтение басни по ролям Чтение басни. Подбор синонимов. Знать содержание басни. Стр.88-90 Выразительное чтение басни Чтение по ролям Знать содержание басни. Уметь выразительно читать басню, высказывать отношение к поступкам героев, делать выводы о жизненности подобной ситуации Уметь читать по ролям; определять главную мысль. 2 четверть Чтение по цепочке абзацами Озаглавливан Чтение, беседа по ие абзацев. содержанию Стр. 90-92 Выразительное чтение по 35. 36. 37. 38 смелостью в басне Крылова «Слон и Моська». Обобщающий урок 1 по теме «Актуальность басен Крылова в наши дни». ролям. 16.11 Соотнесение пословиц с Инсценирова баснями. ние басни. Знать содержание изученных басен 1 Урок внеклассного чтения № 3. Басни С.Михалкова 1 Н.А.Некрасов. Страницы жизни и творчества Н.А. Некрасова. 17.11 Чтение и анализ басен С. Михалкова Знать басни С. Михалкова. 20.11 Грустные настроения стихотворении Н.А.Некрасова «Несжатая полоса». 23.11 Удел. Деспот. Баржа. Бурлак. Бесправие. Чтение, беседа по содержанию Станица. Тучные. Заунывный. Чтение стихотворения, беседа по содержанию 1 в Комическое драматическое стихотворении Некрасова «Генерал Топтыгин». и 1 в 40 Н.А. Некрасов 1 Стихотворение 24.11 Чтение, анализ стихотворения; работа с иллюстрацией к тексту стихотворения Столбовая дорога. Обратный ямщичок. Тракт. Смотритель. Шкалик. Барин, материк. Выучить одну из басен (на выбор обучающихся) Выразительное чтение басни Выразительн ое чтение, краткий пересказ Знать содержание статьи о писателе. Уметь читать выразительно текст статьи абзацами и озаглавливать их. Стр.93-96 Читать и пересказывать. Чтение стихотворени я по ролям. Знать содержание стихотворения , значение слова «станица» Уметь читать выразительно стихотворение; находить художественные определения к данным сущ-м. Уметь подбирать из текста слова, характеризующие героев; отвечать на вопросы, доказывая свои мысли текстом. Стр.96-98 Выразительное чтение стихотворения Словесное рисование. 39. Уметь высказывать своё отношение к героям и ситуациям; читать басни по ролям. Уметь выразительно читать выразительно Знать е чтение содержание стихотворения . Отвечать на вопросы Стр.98-103 Выразительное чтение «Генерал Топтыгин» (выборочное чтение, ответы на вопросы своими словами. Анализироват ь текст, сравнивать, обобщать 1 Л.Н.Толстой. Страницы жизни и творчества Л.Толстого. Л.Н.Толстой 1 «Кавказский пленник». Ружьё уехало. Анализ 1 главы. 27.11 Чтение, беседа по содержанию статьи 30.11 Аул. Татары. Чтение, беседа по содержанию Подбор синонимов к слову ехали из текста 1 главы. 43. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». В плену. Анализ 2 главы. 1 01.12 44. Л.Н.Толстой 1 «Кавказский пленник». Отношение татар к Жилину.Анализ 3 главы. 45. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Подготовка к 41. 42. 1 Выразительн ое чтение, ответы на вопросы. Чтение по цепочке Знать содержание статьи о писателе. Знать содержание первой главы; исторические события, отражённые в тексте. Сакля. Лоханка. Бешмет. Чтение, беседа по содержанию Деление главы на части. Озаглавливание частей. Выразительн ое чтение, сжатый пересказ по плану. Знать содержание 2 главы. 04.12 Мечеть. Чалма. Чтение, беседа по содержанию 3 главы Ответы на вопросы с элементами выборочного чтения. Знать содержание 3главы. 07.12 Чтение, беседа по содержанию 4 главы Выборочное чтение. Сжатый рассказ об отношениях Дины и Жилина. Выразительн ое чтение, ответы на вопросы Соотнесение описания Знать содержание 4 главы. Уметь составлять план статьи и пересказывать её. Стр.104-106, читать, пересказывать Уметь читать выразительно текст, отражая голосом переживания героев; находить кульминацию первой главы. Уметь выборочно читать описания (по заданию учителя); соотносить иллюстрацию с отрывком из главы. Уметь выразитьголосом (интонационно) отношение автора к своим героям. Стр.106-110 Чтение и пересказ 1 главы. Уметь отстаивать своё мнение, подтверждать свои выводы текстом. Стр.119-121 Чтение и Пересказ 4 главы. Стр.110-116 Чтение и пересказ 2 главы. Стр.116-119 Чтение и пересказ 3 главы. побегу.Анализ 4 главы. 46. 47. 48. 49. 50. 51. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Неудачный побег.Анализ 5 главы. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Анализ 6 главы. Освобождение. Р.р. № 5. Составление устного рассказа по данному плану «Дружба Жилина и Дины» Р.р. № 6. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина. Урок внеклассного чтения № 4.У каждого возраста свой А.С. Пушкин. А.П.Чехов. Страницы жизни и творчества А.П Чехова. природы с настроением героя. учебника; словесное рисование Выборочное чтение отрывка «Настоящий товарищ». Знать содержание главы. Уметь объяснить причины неудачного побега. Стр.121-124 Чтение и пересказ 5 главы. Устное сочинение «Что мне понравилось в повести». Устное сочинение Знать содержание главы. Стр.125-129 Чтение и пересказ 6 главы. Подбор материалов о героях по данному плану. Сравнительн ая характеристи ка Знать содержание повести. Уметь выразительно читать; кратко рассказывать о спасении Жилина. Уметь составлять рассказ на заданную тему, используя план и собранный материал. Уметь составлять рассказ о герое с использованием плана. 18.12 Чтение произведений А.С.Пушкина Пересказ Знать изученные произведения А.С.Пушкина Уметь читать выразительно 21.12 Традиции. Репертуар. Чтение, беседа по содержанию статьи Чтение статьи по цепочке. Деление текста на части и Знать основные этапы жизни писателя. Уметь передать содержание иллюстрированной сценки; составить план статьи. 1 08.12 Верста. Рассолодел. Аршин. Чтение, беседа по содержанию 1 11.12 Монисто. Чтение, беседа по содержанию 1 14.12 1 15.12 1 1 Ответы на вопросы. Составление рассказа по данному плану. Ответы на вопросы Знать содержание повести. Стр.130 Пересказ на заданную тему. Стр.130-131 Рассказ о Жилине и Костылине. Стр.132-135 Чтение и пересказ статьи 52. Обличение чинопочитания, угодничества и грубости в рассказе .А.Чехова «Хамелеон» 1 22.12 53. Р.р. № 7. Работа над элементами характеристики героев рассказа А.П.Чехова «Хамелеон». А.П.Чехова «Хамелеон». Ответы на вопросы, пересказ 1 25.12 55 Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Каштанка» (чтение, ответы на вопросы, пересказ эпизодов). 1 56 Развитие связной устной речи. Составление рассказа по опорным словам 1 57 В.Г.Короленко 1 54 Надзиратель. Городовой. Мировой. Конфискованный. Чтение, беседа по содержанию Ответы на вопросы, подтверждённые примерами из текста. Выполнение 4 и 6 заданий учебника. 1 озаглавливан ие их. Чтение по ролям. Знать содержание рассказа. Уметь читать рассказ по ролям. Стр.135-140 Читать по ролям, ответить на вопросы Рассказ об одном из героев. Знать текст рассказа. Уметь высказывать своё мнение о героях и аргументировать его Стр.135-140 Рассказ об одном из героев рассказа Отвечать на вопросы своими словами. Анализироват ь текст, сравнивать Знать текст рассказа. Уметь высказывать своё мнение о героях и аргументировать его Знать текст рассказа. Отвечать на вопросы своими словами. Анализироват ь текст, сравнивать 28.12 Кроткий. Беседапо Знать Уметь отвечать на Стр.141-144 Страницы жизни и творчества В.Г. Короленко.. содержанию Привилегия. статьи Скудный, Карцер. Бесправие. Чтение, беседа по содержанию Ответы на вопросы. Выразительн Часовня. Чтение, беседа по ое чтение содержанию1 главы Подбор слов и выражений для характеристики героев. 3 четверть Чтение 2 главы и Чтение, анализ, работа с пересказ иллюстрацией основные этапы жизни и творчества Короленко. вопросы статьи о писателе, доказывать примерами из текста. Пересказ статьи. Знать содержание главы. Уметь высказывать своё мнение о причинах поведения Васи в семье. Стр.145-147 Выразительное чтение, пересказ. Знать содержание главы. Уметь выразительно читать и высказывать своё мнение о взаимоотношениях детей. Уметь пересказывать главу по плану. Стр.147-155 Выразительное чтение 58. В.Г.Короленко «Дети подземелья» Глава 1. Взаимоотношения в семье судьи. Я и мой отец. 1 29.12 59. В.Г.Короленко 1 «Дети подземелья» Анализ 2 главы. Я приобретаю новое знакомство 11.01 60. Р.р.№8. Короленко 1 «Дети подземелья» Глава 2. Деление главы на части по данному плану. В.Г.Короленко 1 «Дети подземелья». Анализ 3 гл. Привязанность к новым друзьям в гл. «Знакомство продолжается». 1 Р.р. № 9. Сравнительная характеристика 12.01 Соотнесение частей текста с пунктами плана. Пересказ Знать содержание главы. 15.01 Чтение, беседа по содержанию 3 главы Выразительн ое чтение Знать содержание главы. Уметь выразительно читать текст, доказывать своё мнение Стр.155-158 Читать и пересказывать. Характеристика девочек Выборочное по данному плану. чтение, Составление сравнения рассказ по Знать содержание главы. Уметь по составленному плану давать Стр.158 Рассказ о девочках по 61. 62. Определение героев по их описанию. 18.01 Стр.147-155, пересказ главы по данному плану Сони и Маруси. 63. 64 65. 66 67 68 В.Г.Короленко «Дети подземелья». Влияние погоды на здоровье Маруси. Глава «Осенью». Анализ 4 главы В.Г.Короленко «Дети подземелья». Горькая утрата в главе «Кукла». Анализ 5 главы Р.р. № 10. Сочинение на тему «Минуты радости и тревоги» по плану и опорным словам. Развитие связной устной речи. Составление рассказа «Моя мама» Обобщающий урок по повести «Дети подземелья» (ответы на вопросы, пересказ эпизодов). Обобщающий урок по повести «Дети подземелья» (ответы на 1 19.01 двух девочек. плану Чтение, беседа по содержанию Выразительн ое чтение, беседа, рассказ Знать содержание главы. Выразительн ое чтение по ролям сцены «Разговор с отцом» Знать содержание главы. Сочинение Знать содержание повести. Ответы на вопросы. 1 22.01 Чтение, беседа по содержанию Языковой анализ главы. 1 25.01 Написание сочинения 1 1 1 Правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи. Отвечать на вопросы своими словами Знать содержание повести. сравнительную характеристику. Уметь сравнивать взаимоотношения между братьями и сёстрами. данному плану. Уметь выразительно читать текст, голосом показывая душевное состояние героев. Уметь писать сочинение по данному плану Стр.160-165 Читать и пересказывать Стр.158-159 Читать и пересказывать Переписать в чистовик 69. 70 71 72. 73. вопросы, пересказ эпизодов). Урок-диспут 1 «Можно ли считать протест В.Г.Короленко важным в наши дни?» Внеклассное 1 чтение. В.Г. Короленко. Повесть «Чудная» (чтение, ответы на вопросы). Внеклассное 1 чтение. В.Г. Короленко. Повесть «Чудная» (чтение, ответы на вопросы). 1 Контрольная работа № 2 по литературе 19 века А.М.Горький. Страницы жизни и творчества писателя. 1 26.01 29.01 01.02 Дискуссия на тему Диспут Знать содержание повести. Уметь высказывать своё мнение и отстаивать свою точку зрения Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ Пересказывать прочитанное. Заучивать стихотворения наизусть. Пересказывать текст по вопросам. Знать содержание повести. Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ Чтение, анализ Прочитать повесть Е.И. Носова «Кукла». Знать содержание повести. Знать текст 3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА Деление Знать основные Псевдоним. Чтение, беседа по текста на этапы жизни и содержанию части и творчества озаглавлива Горького. Анализ статьи. ние их. Уметь анализировать произведение Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы к тексту, составлять простой план Нарисовать иллюстрацию к эпизоду Стр.168 – 169, читать и пересказывать 74. М.Горький «Детство». «Горячий туман взаимной вражды всех со всеми». Анализ 1 главы 1 02.02 Чтение, беседа по содержанию Ответы на вопросы. Выразитель ное чтение, словесное рисование. Знать содержание главы. 75. М.Горький «Детство». Жестокие развлечения в семье Кашининых. Анализ 2 главы 1 05.02 Чтение, беседа по содержанию Проследить за героями повести глазами Алёши. Чтение и пересказ истории с напёрстком. Знать содержание главы. 76. М.Горький 1 «Детство». Наказание детей. Анализ 3 главы 08.02 Семишник. Чтение, беседа по содержанию. Беседа Знать содержание главы. 77. М.Горький «Детство». Различное представление о любви у героев повести. Анализ 4 главы Р.р. № 11. Работа над 1 09.02 Чтение, беседа по содержанию; ответы на вопросы, отстаивание своей точки зрения. Чтение по ролям. Знать содержание главы. 1 12.02 Составление характеристики Алёши Рассказ об Алёше по Знать содержание 78. статьи. Уметь анализировать текст, выразительно читать, высказывать своё отношение к описываемым действиям. Уметь выразительно читать по ролям; проследить характер Алёши через его взаимоотношени я с другими людьми Уметь давать характеристику Саше Яковову по двум частям повести и определять, что сделало его таким. Уметь читать по ролям, голосом передавая тон каждого героя. Уметь характеризовать Стр.170-171 Читать и пересказывать 1 главу Стр.171-175 Рассказ истории с напёрстком; чтение по ролям разговора Натальи, Алёши и деда. Стр.175-178 Читать и пересказывать Стр.179-181 Выразительное чтение по ролям Стр.182 Характеристик характеристикой Алёши по данному плану. по плану на стр.182. плану повести. Тальма. Стеклярус. Фасад. Карниз. Чтение, беседа по содержанию Нахождение в тексте сравнений и определений. Чтение, беседа по содержанию; работа с иллюстрацией; деление главы на части и озаглавливание их. Выборочно е чтение по ролям. Знать содержание главы. Словесное рисование. Знать содержание повести; определение главной мысли. 79. М.Горький «В 1 людях». Жизнь Алёши в доме чертёжника. Анализ 5 главы 15.02 80. М.Горький «В 1 людях». Страсть к чтению. Анализ 6 главы. 16.02 81. М.В.Исаковский. Страницы жизни и творчества. Трудная жизнь писателя в стихотворении «Детство». 1 19.02 Чтение стихотворения по ролям. Выразитель ное чтение, беседа Знать основные события из жизни писателя. 82. Весёлый озорник в 1 стихотворении М.В.Исаковского «Ветер». 22.02 Пожурить. Чтение, беседа по содержанию Ответы на вопросы. Словесное рисование. Выразитель ное чтение. Знать содержание стихотворения. 82. Весеннее 26.02 Гребень (крыши). Выразитель Знать 1 героя по данным вопросам, опираясь на учебник и используя свои убеждения. Уметь выразительно читать и соотносить иллюстрацию с отрывком из повести. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы ко всей повести; характеризовать её основных героев. Уметь: выразительно читать, передавая нужную тональность; высказывать своё мнение при анализе произведения. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение Уметь а Алёши. Стр.182-187 Рассказ о жизни Алёши в доме чертёжника Стр.187-190 Читать и пересказ. Стр.191-194 Читать по ролям. Стр.195 Выучить наизусть Стр.195-196 преображение стихотворении Исаковского «Весна». 73. 84. 85. 86. 87. в перестук Чтение, беседа по содержанию Ответы на вопросы. ное чтение. содержание стихотворения. 1 01.03 Анализ рассказов. Выборочно е чтение, пересказ Знать один рассказ на выбор 1 02.03 Рядно. Чтение, беседа по содержанию 1 главы; словесное рисование. Выразитель ное чтение 1 главы Знать биографию Паустовского; содержание 1 главы рассказа. К.Г.Паустовский 1 «Последний чёрт». Анализ второй главы. Птица пеликан. 05.03 Армяк. Чтение, беседа по содержанию 2 главы Выборочно е чтение. Знать содержание второй главы повести. 1 М.М.Зощенко. Страницы жизни и творчества писателя. Знакомство с содержанием рассказа «Великие путешественники». Анализ 1 содержания рассказа 12.03 Незадачливый. Чтение, беседа по содержанию Ответы на вопросы. Словесное рисование. Выразитель ное чтение. Знать основные моменты из жизни писателя; Содержание рассказа 15.03 Беседа по содержанию, выборочное чтение. Определение Анализ рассказа. Знать содержание рассказа К.Г.Паустовский. Урок внеклассного чтения № 6. Уроки доброты в рассказах К.Г.Паустовского. К.Г.Паустовский. Страницы жизни и творчества. «Последний чёрт». Анализ первой главы. Работа над речевыми ошибками. выразительно читать, передавая восхищение красотой природы Уметь анализировать рассказ по вопросам Выразительное чтение стихотворения Уметь выразительно читать; высказывать своё представление о положении дел в деревне. Уметь выразительно читать отрывки из главы; пересказывать эпизоды от имени героев. Уметь выразительно читать текст, отвечать на вопросы, аргументируя свою точку зрения. Уметь выразительно читать и отвечать Стр.197-201 Читать и пересказывать 1 главу. Пересказ одного рассказа. Стр.201-205 Читать и пересказывать 2 главу. Стр.206-212 Выразительное чтение Стр.206-212 Пересказ рассказа. 88 89 90 91 92 93 М.Зощенко «Великие путешественники». М.М. Зощенко. Рассказ «Великие путешественники» (ответы на вопросы М.М. Зощенко. Рассказ «Великие путешественники» (выборочный пересказ). Развитие связной устной речи. Составление рассказа по плану. К.М.Симонов. Страницы жизни и творчества писателя. «Сын артиллериста». Дружба Деева и Петрова. Анализ 1части стихотворения. К.Симонов «Сын артиллериста». Подвиг лейтенанта Петрова. Анализ 2 части Внеклассное чтение. А.П. комического в рассказе. на вопросы. 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 16.03 Краткий рассказ о Симонове. Чтение, анализ 1 части. Описание внешнего вида лейтенанта Петрова Выразитель ное чтение. Знать сведения о жизни писателя; содержание первой главы стихотворения. Уметь выразительно читать и отвечать на вопросы. Стр.214-218 Выучить наизусть 1 часть (отвывок) 1 19.03 Рысь. Карьер. Косая сажень. Батарея. Координаты. Чтение, беседа по содержанию. Пересказ содержания стихотворения от лица Лёньки Выразитель ное чтение по ролям, беседа Знать содержание главы. Уметь выразительно читать по ролям; пересказывать от имени Лёньки. Стр.218-223 Выразительное чтение. 1 94. 95 96 97. 98. Гайдар. Повесть «Судьба барабанщика» (чтение, пересказ эпизодов). В.П.Катаев. Страницы жизни и творчества писателя. Подвиг моряков в рассказе «Флаг». Внеклассное чтение. В.П. Катаев. Рассказ «Хуторок в степи» (чтение, Н.И.Рыленков. Страницы жизни и творчества писателя. Тема любви к природе в стихотворении Н.Рыленкова «Деревья». 1 22.03 Кирха. Форт. Кубрик. Капитуляция. Чтение и анализ рассказа. Сравнитель ный анализ рассказа и стихотворен ия Симонова. Знать содержание рассказа; какое историческое событие легло в основу рассказа. Уметь выразительно читать, определять главную мысль рассказа. Стр.224-229 Читать и пересказывать Знать основные вехи жизни и творчества писателя; содержание стихотворения. Уметь выразительно читать и анализировать стихотворение Стр.230-232 Выразительно читать Знать содержание стихотворения Уметь выразительно читать, передавая голосом радостное настроение. Уметь выразительно читать, передавая Стр.232-233 Выразительное чтение 1 1 05.04 Народные приметы в стихотворении Н. Рыленкова «Весна без вещуньикукушки» Красота родной 1 природы в стихотворении 06.04 09.04 4 четверть Выразитель Межа. Ночное. Чтение, беседа по ное чтение. содержанию Определение главной мысли стихотворения. Сравнительная характеристика стихотворений М.В.Исаковского и Н.И.Рыленкова Языковой Вещунья. Беспечный. Чтение, беседа по анализ содержанию текста. Ответы на вопросы. Созвучья. Застенчивый. Чтение, беседа по Выразитель Знать ное чтение содержание стихотворен стихотворения Стр.233-234 Выучить наизусть Н.Рыленкова «Всё в тающей дымке». содержанию Работа по репродукции на форзаце учебника Чтение, беседа по содержанию Ответы на вопросы. ия. Выразитель ное чтение. Знать основные периоды жизни писателя. Составлени е характерист ики и пересказ по плану. Выразитель ное чтение. Знать содержание рассказа. Уметь составлять характеристику и пересказывать по плану Стр.241-242 Рассказ о клесте по плану Знать содержание главы. Стр.242-244 Читать, пересказывать. Чтение и анализ 2 главы. Выборочно е чтение. Знать содержание главы. Уметь выразительно читать, выражая своё отношение к изображаемым событиям. Уметь выборочно читать по заданию учителя. Чтение, беседа по содержанию 3 главы Чтение по ролям Знать содержание главы. Уметь выразительно читать, характеризовать героев произведения по их речи, Стр.247-248 Чтение по ролям 1 Ю.И.Коваль. Страницы жизни и творчества писателя. Человеческая доброта в рассказе Ю.Коваля «Капитан Клюквин». 100. Р.р. № 12. 1 Составление характеристики клеста по данному плану. 12.04 13.04 Определение главной мысли рассказа; подбор материала к характеристике. 101. Ю.Коваль 1 «Картофельная собака». Анализ 1 главы. Подарок Акима Ильича. 16.04 Чтение, беседа по содержанию 1главы 102. Ю.Коваль 1 «Картофельная собака» Анализ 2 гл. Собачьи повадки Тузика 103. Ю.Коваль 1 «Картофельная собака». Анализ 3 главы. Как Тузик украл курицу. 19.04 99 Беседа по содержанию 20.04 Чтение в лицах. лиричность и задушевность стихотворения. Уметь делить текст на части и составлять план рассказа. Стр.235-241 Читать, пересказывать Стр.245-247 Читать, пересказывать. 104. Ю.Коваль 1 «Картофельная собака». Анализ 4 главы. Расставанье с другом. 23.04 Р.р. № 13. 1 Составление рассказа о собаке по данному плану. 26.04 105 Ю.И. Коваль. Рассказ «Капитан Клюквин» (выборочное чтение, характеристика героев). 107 Обобщающий урок по произведениям русской литературы XX века (ответы на вопросы). 108 Развитие связной устной речи. Составление рассказа по плану 109. Ю.Я.Яковлев. Ю.Яковлев. Страницы жизни и творчества. Молчальник Костя 106 Выборочно е чтение эпизодов «Тузикартист» Знать содержание главы. Составление рассказа по данному плану от имени собаки. Описание по плану Знать содержание всего произведения. 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ Чтение, беседа по содержанию 1 части Выразитель ное чтение, беседа 1 Чтение, беседа по содержанию 4 главы Наблюдение за поведением собаки. 03.05 Проследить авторское отношение к герою через Знать: содержание первой главы. поступкам. Уметь читать по ролям разговор с милиционером; делать вывод о причине изменения поведения стража порядка. Уметь при составлении рассказа ориентироваться в тексте Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы по тексту, делать Стр.248-251 Читать, пересказывать. Стр.250 Описание собаки по плану. Стр.252-255 Читать, пересказывать. в рассказе «Багульник». Анализ 1 части 110. Ю.Яковлев 1 «Багульник». Урок доброты в рассказе. Анализ 2,3 части его слова, переживания и поступки. выводы и умозаключения. 04.05 Чтение, беседа по содержанию 2 части Словесное рисование. Чтение, беседа по вопросам Знать содержание второй главы. 111. Р.р. № 14. 1 Составление рассказа о Косте по данному плану. 112 Р.П.Погодин. 1 Страницы жизни и творчества писателя. История Володькиной жизни в рассказе Р.Погодина «Время говорит – пора». Анализ 1 части 113. Р.Погодин «Время 1 говорит – пора». Важное решение. Анализ 2 части 07.05 Составление рассказа по плану, пересказ. Составлени е плана Знать содержание 10.05 Опекунство. Чтение, анализ 1 части рассказа. Анализ 1 части. 11.05 Р.Погодин «Время говорит – пора». Продолжение династии. Анализ 3 части 113. Урок-диспут «Что 14.05 Чтение, беседа по содержанию 2 части Составить предположение о возможном продолжении ссоры с отцом. Обосновать свой выбор. Чтение, беседа по содержанию 3 части 114 1 Уметь выразительно читать; высказывать и аргументировать своё мнение Уметь пересказывать по плану Стр.255-262 Выразительное чтение, пересказ Знать содержание 1 части рассказа. Уметь выразительно читать и пересказывать историю жизни Володьки. Выразительно читать и пересказывать 1 часть Выборочно е чтение. Объяснение смысла последнего абзаца. Знать содержание 2 части. Уметь выразительно читать и давать оценку поступку героя Стр.269-270 Читать, пересказывать 2 часть Выразитель ное чтение. Знать содержание 3 части. Уметь выразительно читать Стр.270-272 Читать, пересказывать 3 часть Диспут Знать Уметь отстаивать Устное Отвечать на вопросы 1 17.05 Отвечать на вопросы Стр.262-263 значит сильный и слабый характер?» 1 А.Г.Алексин. Страницы жизни и творчества . «Двадцать девятое февраля». 116. Р.р. № 15. 1 Составление рассказа по данному плану. 18.05 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 21.05 Деление текста на части и пересказ по плану. 117. Р.р. № 16. Проверка техники чтения. 118 К.Я.Ваншенкин. Страницы жизни и творчества писателя. Стихотворение «Мальчишка». 119 Возвращение в детство в стихотворении К.Ваншенкина «Снежки». 120 Обобщающий урок по произведениям русской литературы XX века (ответы на вопросы, пересказ, рассказывание наизусть). 121. Урок 1 24.05 Выразительное чтение 1 25.05 Пристрастие. Ветхий. Наивный. Ватага. Чтение, анализ содержания стихотворения Деление рассказа на части. Пересказ по плану Контроль техники чтения Выразитель ное чтение. 1 28.05 Чтение, беседа по содержанию Определение настроения стихотворения. 115 содержание рассказа. свою точку зрения Знать биографию А.Г. Алексина, содержание рассказа Знать содержание рассказа Уметь находить в тексте ответы на вопросы Знать правила техники чтения Уметь выразительно читать Уметь выразительно читать Знать биографию К.Я.Ваншенкина Выразитель Знать: ное чтение содержание и анализ стихотворения. стихотворен ия. Уметь делить текст на части, пересказывать по плану сочинение «Мой современник». Стр.274-280 Читать, пересказывать. Пересказ по плану Стр.281-283 Выразительно читать. Уметь выразительно читать, передавая настроение. Выразительно читать и пересказывать Уметь Выразительно 1 1 31.05 122 123 124 125 126 127 внеклассного чтения № 9. Лирика любви. Внеклассное чтение. К.Я. Ваншенкин. Стихотворения (выразительное чтение). А.Лагин. Повесть «Старик Хоттабыч» (чтение, ответы на вопросы А.Лагин. Повесть «Старик Хоттабыч» (чтение, ответы на вопросы Правила чтения журналов. Чтение отдельных статей. Экскурсия в библиотеку. Правила работы с газетой. Чтение отдельных статей. Правила чтения журналов. Чтение отдельных статей. Экскурсия в библиотеку. Правила работы с газетой. Чтение отдельных статей. Правила чтения выразительно читать стихотворения 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 Чтение, беседа по Чтение, читать и пересказывать 128 журналов. Чтение отдельных статей. Экскурсия в библиотеку. Правила работы с газетой. Чтение отдельных статей. РР 129 Выборочное изложение по рассказу Ю.Коваля. «Капитан Клюквин». РР 130 131 132 133 134 Выборочное изложение по рассказу Ю.Коваля. «Капитан Клюквин». Составление отзыва на прочитанную книгу Составление отзыва на прочитанную книгу Промежуточная аттестация Повторение пройденного материала Урок внеклассного содержанию анализ 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 Чтение, беседа по содержанию Чтение, анализ 1 1 1 1 135 136 чтения. Д. Свифт «Путешествие Гулливера в Лилипутию» (чтение, ответы на вопросы) . Урок внеклассного чтения. Д.Свифт «Путешествие в Страну Великанов» (ответы на вопросы). Итоговый урок 1 1 Описание материально – технического обеспечения учебного процесса Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Воронкова В.В.. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5 - 9 классы - М. « ВЛАДОС», 2010 г. 2. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика») 3. Учебно – методическое пособие: Шишкова М.И. Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах специальных (коррекционных) образовательных школ VIII вида. 4. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки, стихи : Справочник школьника. – СПб, 2008. 5. Чтение. 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Автор-составитель А.К.Аксенова: Москва, изд. «Просвещение», 2010 год 6. Чудакова Н.В.. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Литература. – М., АСТ-ЛТД, 1997. 7. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М., Детгиз, 1960.