Технология, 6

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее –
ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением
ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее –
ПАООП ООО ЗПР), рабочей программы основного общего образования по предмету
«Технология», Концепции преподавания предметной области «Технология» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, программы воспитания, с учетом распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Рабочая программа по технологии составлена на основе содержания общего
образования и требований к результатам основного общего образования с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование
на основе АООП ООО.
Данная рабочая программа по технологии является основой для составления
учителями своих рабочих программ, с учетом реализуемых образовательной
организацией профилей и направленностей допрофессиональной подготовки
обучающихся с ЗПР. При этом педагог может по-своему структурировать учебный
материал, дополнять его новыми сюжетными линиями, практическими работами,
перераспределять часы для изучения отдельных разделов и тем, в соответствии с
возможностями
образовательной
организации,
имеющимися
социальноэкономическими условиями, национальными традициями, учебно-материальной базой
образовательной организации, с учётом интересов, потребностей и индивидуальных
способностей обучающихся с ЗПР.
Образовательная организация призвана создать образовательную среду и
условия, позволяющие обучающимся с ЗПР получить качественное образование по
технологии, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать
полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой
деятельности. Адаптация содержания учебного материала для обучающихся с ЗПР
происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в
программе даются дифференцированно. По некоторым темам учащиеся получают
только общее представление на уровне ознакомления.
На основании требований федерального государственного образовательного
стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы для
успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности
обучающихся с ЗПР.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология»
Основной целью освоения предметной области «Технология», заявленной
врабочей программе основного общего образования по предмету «Технология»,
является
формирование
технологической грамотности,глобальных
компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода кновым приоритетам

научно-технологического развития Российской Федерации.
Целью
освоения учебного предмета
«Технология» обучающимися
с задержкой психического развития является формирование самостоятельности,
расширение сферы жизненной компетенции, формирование социальных навыков,
которые помогут в дальнейшем обрести доступную им степеньсамостоятельности в
трудовой деятельности.
Задачи:

 обеспечение понимания обучающимися с ЗПР сущности современных











материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их
развития;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма
преобразующей и созидательной деятельности;
формирование технологической культуры и проектно-технологического
мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды
технологической деятельности по созданию личностно или общественно
значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными
приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и
машинами, способами управления, широко применяемымив жизни современных
людей видами бытовой техники;
овладение распространёнными общетрудовыми и специальнымиумениями,
необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,целеустремлённости,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различныхпрофессий и результатам их
труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах
отечественных достиженийв сфере технологий производства и социальной сфере;
формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых
для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в
контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и
содержания будущей профессиональной деятельности.

Особенности отбора и адаптации учебного материала по технологии
Основными принципами, лежащими в основе реализации содержания данного
предмета и позволяющими достичь планируемых результатов обучения,являются:
 учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
 усиление практической направленности изучаемого материала;
 выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
 опора на жизненный опыт ребенка;
 ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как врамках
одного предмета, так и между предметами;
 необходимость и достаточность в определении объема изучаемого материала;
 введения в содержание учебной программы по технологии коррекционных
разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности,
формирование у обучающихся деятельностных функций, необходимых для
решения учебных задач.

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования
обучающихся с ЗПР. Его содержание предоставляет возможность молодым людям
успешно социализироваться, бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной
людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является
главной составляющей окружающей человека действительности.
При проведении учебных занятий по технологии, с целью максимальной
практической составляющей урока и реализации возможности педагога осуществить
индивидуальный подход к обучающемуся с ЗПР, осуществляется деление классов на
подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление и на минигруппы.

Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленныеособыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержании образования по предмету «Технология»
Учебная мотивация обучающихся с ЗПР существенно снижена. Для
формирования положительного отношения к учению необходимо заботиться о создании
общей положительной атмосферы на уроке, создавать ситуацию успеха в учебной
деятельности, целенаправленно стимулировать обучающихся во время занятий.
Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора
на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы).
Основную часть содержания урока технологии составляет практическая
деятельность обучающихся, направленная на изучение, создание и преобразование
материальных, информационных и социальных объектов, что является крайне важным
аспектом их обучения, развития, формирования сферы жизненной компетенции. Ряд
сведений усваивается обучающимися с ЗПР в результате практической деятельности.
Новые элементарные навыки вырабатываются у таких обучающихся крайне медленно.
Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило,
сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом
на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в
ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися.
Программой предусматривается помимо урочной и значительная внеурочная
активность обучающихся с ЗПР. Такое решение обусловлено задачами формирования
учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные
запросы и интересы обучающегося с ЗПР, на особенность подросткового возраста.
Организация внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»
предполагает такие формы, как проектная деятельность обучающихся, экскурсии,
домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования, позволяющие
освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую
для изготовления продукта труда в проекте обучающегося, субъективно актуального на
момент прохождения курса.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Технология» входит в предметную
область «Технология». Содержание учебного предмета
«Технология», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
основной образовательной программе основного общего образования, Примерной
адаптированной основной образовательной программе основного общего образования

обучающихся с задержкойпсихического развития.
Освоение предметной области «Технология» в основной школеосуществляется в
5–9 классах из расчёта: в 5–7 классах – 2 часа в неделю, в 8–9 классах – 1 час.
Дополнительно для обучающихся с ЗПР рекомендуется выделить за счёт
внеурочной деятельности в 8 и 9 классе – 1 час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 КЛАСС
Модуль 1. Основы проектной и графической грамоты 4 ч
iТема: Основные составляющие практического задания и творческого проекта
учащихся 2 ч
Приводить примеры выполнения производственного проекта;характеризовать
основные этапы выполнения практических работ, основные требования к содержанию
сборочного чертежа, оформлению таблицы-спецификации;знакомиться с профессией
технолога;анализировать выполнение учебных проектов «Подставки для работ
учащихся»
Тема: Основы графической грамоты. Сборочные чертежи 2 ч
Разрабатывать графическую документацию для индивидуального проекта
«Подставка для смартфона»;
демонстрировать на уроках технологии свои наработки, эскизов;объяснять правила
чтения сборочного чертежа;
применять на практике опыт чтения сборочного чертежа;выполнять поиск
сборочного чертежа на изделие из древесины или ткани в различных источниках
информации;излагать полученную информацию.
Модуль2. Современные и перспективные технологии 4 ч
Тема: Актуальные и перспективные технологии обработки2 ч
Тема: Технологии сельского хозяйства 2 ч
Промышленные и производственные технологии. Технологии машиностроения и
технологии получения материалов с заданными свойствами. Актуальные и перспективные
технологии обработки материалов. Сельскохозяйственные технологии. Информационные
технологии. Строительные и транспортные технологии. Социальные технологии.
Специфика социальных технологий. Сферы применения социальных технологий.
Социальные технологии, применяемые при межличностной и межгрупповой
коммуникации, при публичной и массовой коммуникации. Социальная работа, еѐ цели.
Виды социальной работы с конкретными группами населения. Принципы социальной
работы. Услуги сферы обслуживания, социальной сферы. Средства массовой информации
(коммуникации) СМИ (СМК). Классы средств массовой информации. Технологии в сфере
средств массовой информации. Элементы отрицательного воздействия СМИ на мнения и
поведение людей. Лазерные и нанотехнологии. Нанотехнологии: новые принципы
получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Нанообъекты.
Наноматериалы, область их применения. Биотехнологии и современные медицинские
технологии. Применение современных технологий в медицине. Медицинские приборы и
оборудование. Телемедицина. Малоинвазивные операции. Роботизированная хирургия.
Новые профессии.
Модуль 3. Техника и техническое творчество 4 ч
Тема: Технологические машины 2 ч
Тема: Основы начального технического моделирования 2 ч
Основные понятия о машине, механизмах, деталях. Виды механизмов. Виды
соединений деталей. Типовые детали. Основы начального технического моделирования.

Технологические машины. Конструирование машин
вторичных материалов. Технические требования.

и

механизмов.

Применение

Модуль 4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных
материалов 20 ч
Тема: Подготовка к работе ручных столярных инструментов 2 ч
Тема: Токарный станок для обработки древесины 2 ч
Тема: Работа на токарном станке для обработки древесины 4 ч
Тема: Технологии точения древесины цилиндрической формы 4 ч
Тема: Конструирование и изготовление изделий с криволинейными формами
из древесины 4 ч
Тема: Шиповые столярные соединения 4 ч
Подготовка к работе ручных столярных инструментов. Токарный станок для
обработки древесины. Работа на токарном станке для обработки древесины. Технологии
точения древесины цилиндрической формы. Конструирование и изготовление изделий из
древесины с криволинейными формами. Шиповые столярные соединения.
Практические работы
1. Подготовка инструментов к работе.
2. Изготовление декоративной разделочной мини-доски.
3. Устройство токарного станка для обработки древесины.
4. Изготовление ручки для резца-стамески.
5. Конструирование декоративной полки.
6. Изготовление декоративной полки.
Модуль 5. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных
материалов 10ч
Тема: Металлы и способы их обработки 3 ч
Тема: Измерительный инструмент — штангенциркуль 2 ч
Тема: Опиливание металлов 2ч
Тема: Виды соединений деталей из металла и искусственных материалов.
Заклепочные соединения 3 ч
Металлы и способы их обработки. Измерительный инструмент — штангенциркуль.
Основные способы обработки металлов. Рубка металла и резание металлов. Опиливание
металла. Виды соединения деталей из металла и искусственных материалов. Заклёпочные
соединения.
Практические работы
1. Знакомство с видами металлов.
2. Знакомство с видами металлических профилей.
3. Определение способа изготовления детали.
4. Приёмы измерения штангенциркулем
5. Освоение приёмов работы ручной слесарной ножовкой.
6.Освоение приёмов опиливания заготовок из металла.
7. Пробивание отверстий в тонколистовом металле при выполнении заклёпочного
соединения.
Модуль 6. Технологии художественно-прикладной обработки материалов 6ч
Тема: Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы 6 ч
Практические работы:
1.
Выполнение эскиза для контурной резьбы . Изготовление и
оформление изделия в технике контурной резьбы.
Модуль 7. Технология ведения дома 4 ч
Тема: Интерьер комнаты школьника 2 ч

Тема: Технология «Умный дом»2ч
Интерьер комнаты школьника. Уборка жилища по – научному. Технология «умный
дом». Уход за одеждой и обувью.
Практическая работа: Планирование интерьера комнаты школьника.
Модуль 8. Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники 6
ч
Тема: Виды проводов и электроарматуры 2 ч
Тема: Устройство квартирной электропроводки 2 ч
Тема: Функциональное разнообразие роботов 2 ч
Виды проводов и электроарматуры. Устройство квартирной электропроводки.
Функциональное разнообразие роботов. Стационарные и мобильные роботы.
Промышленные роботы. Медицинские роботы. Подводные роботы.
Сельскохозяйственные роботы. Строительные роботы. Космические роботы.
Сервисные роботы. Шагающие роботы. Круиз-контроль
Модуль9. Творческие проекты 10ч
Тема: Творческий проект и этапы его выполнения 8ч
Тема: Защита творческого проекта 2ч
Творческий проект и этапы его выполнения. Процедура защиты (презентации)
проекта. Источники информации при выборе темы проекта. Разработка и реализация
этапов выполнения творческого проекта. Разработка технического задания. Выполнение
требований к готовому изделию. Расчѐт затрат на изготовление проекта. Разработка
электронной презентации. Защита творческого проекта

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Технология» 6 класс (68 ч)
№

Модуль/Раздел/Тема

Модуль 1. Основы проектной и графической грамоты 4 ч
1-2
Основные составляющие практического задания и творческого проекта учащихся
3-4
Основы графической грамоты. Сборочные чертежи
Модуль2. Современные и перспективные технологии 4 ч
5-6
Актуальные и перспективные технологии
7-8
Технологии сельского хозяйства
Модуль 3. Техника и техническое творчество 4 ч
9-10
Технологические машины
11-12 Основы начального технического моделирования
Модуль 4. Технологии получения и преобразования древесины и древесных материалов 20ч
13-14 Подготовка к работе ручных столярных инструментов
15-16 Токарный станок для обработки древесины
17-20 Работа на токарном станке для обработки древесины
21-24 Технологии точения древесины цилиндрической формы
25-28 Конструирование и изготовление изделий с криволинейными формами из древесины
29-32 Шиповые столярные соединения
Модуль 5. Технологии получения и преобразования металлов и искусственных материалов 10 ч
33-35 Металлы и способы их обработки
36-37 Измерительный инструмент — штангенциркуль
38-39 Опиливание металлов
40-42 Виды соединений деталей из металла и искусственных материалов. Заклепочные соединения
Модуль 6. Технологии художественно-прикладной обработки материалов 6 ч
43-48 Художественная обработка древесины в технике контурной резьбы
Модуль 7. Технология ведения дома 4 ч
49-50 Интерьер комнаты школьника
51-52 Технология «Умный дом»

Количество
часов
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
2ч
4ч
4ч
4ч
4ч
3ч
2ч
2ч
3ч
6ч
2ч
2ч

Модуль 8. Элементы тепловой энергетики, электротехники и робототехники 6 ч
53-54 Виды проводов и электроарматуры
55-56 Устройство квартирной электропроводки
57-58 Функциональное разнообразие роботов
Модуль 9. Творческие проекты 10 ч
59-66 Творческий проект и этапы его выполнения.
67-68 Защита творческого проекта

2ч
2ч
2ч
8ч
2ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание! Новости!

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».