ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для обучающихся с задержкой психического
развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования подготовлена на
основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован
Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер 64101) (далее –
ФГОС ООО), адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением
ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее –
ПАООП ООО ЗПР), рабочей программы основного общего образования по предмету
«Технология», Концепции преподавания предметной области «Технология» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные
общеобразовательные программы, программы воспитания, с учетом распределенных по
классам проверяемых требований к результатам освоения Адаптированной основной
образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой
психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Рабочая программа по технологии составлена на основе содержания общего
образования и требований к результатам основного общего образования с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, получающих образование
на основе АООП ООО.
Данная рабочая программа по технологии является основой для составления
учителями своих рабочих программ, с учетом реализуемых образовательной
организацией профилей и направленностей допрофессиональной подготовки
обучающихся с ЗПР. При этом педагог может по-своему структурировать учебный
материал, дополнять его новыми сюжетными линиями, практическими работами,
перераспределять часы для изучения отдельных разделов и тем, в соответствии с
возможностями
образовательной
организации,
имеющимися
социальноэкономическими условиями, национальными традициями, учебно-материальной базой
образовательной организации, с учётом интересов, потребностей и индивидуальных
способностей обучающихся с ЗПР.
Образовательная организация призвана создать образовательную среду и
условия, позволяющие обучающимся с ЗПР получить качественное образование по
технологии, подготовить разносторонне развитую личность, способную использовать
полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой
деятельности. Адаптация содержания учебного материала для обучающихся с ЗПР
происходит за счет сокращения сложных понятий и терминов; основные сведения в
программе даются дифференцированно. По некоторым темам учащиеся получают
только общее представление на уровне ознакомления.
На основании требований федерального государственного образовательного
стандарта в содержании предполагается реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно- ориентированный, деятельностный подходы для
успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности
обучающихся с ЗПР.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология»
Основной целью освоения предметной области «Технология», заявленной
врабочей программе основного общего образования по предмету «Технология»,
является
формирование
технологической грамотности,глобальных
компетенций, творческого мышления, необходимых для перехода кновым приоритетам
научно-технологического развития Российской Федерации.
Целью
освоения учебного предмета
«Технология» обучающимися
с задержкой психического развития является формирование самостоятельности,
расширение сферы жизненной компетенции, формирование социальных навыков,
которые помогут в дальнейшем обрести доступную им степеньсамостоятельности в
трудовой деятельности.
Задачи:
обеспечение понимания обучающимися с ЗПР сущности современных
материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их
развития;
освоение технологического подхода как универсального алгоритма
преобразующей и созидательной деятельности;
формирование технологической культуры и проектно-технологического
мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды
технологической деятельности по созданию личностно или общественно
значимых продуктов труда;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными
приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и
машинами, способами управления, широко применяемымив жизни современных
людей видами бытовой техники;
овладение распространёнными общетрудовыми и специальнымиумениями,
необходимыми для проектирования и создания продуктов труда;
развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и
организаторских способностей;
воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности,целеустремлённости,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности,
уважительного отношения к людям различныхпрофессий и результатам их
труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах
отечественных достиженийв сфере технологий производства и социальной сфере;
формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых
для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в
контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и
содержания будущей профессиональной деятельности.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по технологии
Основными принципами, лежащими в основе реализации содержания данного
предмета и позволяющими достичь планируемых результатов обучения,являются:
учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
усиление практической направленности изучаемого материала;
выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
опора на жизненный опыт ребенка;
ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала как врамках
одного предмета, так и между предметами;
необходимость и достаточность в определении объема изучаемого материала;
введения в содержание учебной программы по технологии коррекционных
разделов, предусматривающих активизацию познавательной деятельности,
формирование у обучающихся деятельностных функций, необходимых для
решения учебных задач.
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования
обучающихся с ЗПР. Его содержание предоставляет возможность молодым людям
успешно социализироваться, бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной
людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является
главной составляющей окружающей человека действительности.
При проведении учебных занятий по технологии, с целью максимальной
практической составляющей урока и реализации возможности педагога осуществить
индивидуальный подход к обучающемуся с ЗПР, осуществляется деление классов на
подгруппы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление и на минигруппы.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленныеособыми
образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное
освоение содержании образования по предмету «Технология»
Учебная мотивация обучающихся с ЗПР существенно снижена. Для
формирования положительного отношения к учению необходимо заботиться о создании
общей положительной атмосферы на уроке, создавать ситуацию успеха в учебной
деятельности, целенаправленно стимулировать обучающихся во время занятий.
Необходимо усилить виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: опора
на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование дополнительной
визуальной опоры (планы, образцы, схемы, опорные таблицы).
Основную часть содержания урока технологии составляет практическая
деятельность обучающихся, направленная на изучение, создание и преобразование
материальных, информационных и социальных объектов, что является крайне важным
аспектом их обучения, развития, формирования сферы жизненной компетенции. Ряд
сведений усваивается обучающимися с ЗПР в результате практической деятельности.
Новые элементарные навыки вырабатываются у таких обучающихся крайне медленно.
Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило,
сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом
на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в
ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися.
Программой предусматривается помимо урочной и значительная внеурочная
активность обучающихся с ЗПР. Такое решение обусловлено задачами формирования
учебной самостоятельности, высокой степенью ориентации на индивидуальные
запросы и интересы обучающегося с ЗПР, на особенность подросткового возраста.
Организация внеурочной деятельности в рамках предметной области «Технология»
предполагает такие формы, как проектная деятельность обучающихся, экскурсии,
домашние задания и краткосрочные курсы дополнительного образования, позволяющие
освоить конкретную материальную или информационную технологию, необходимую
для изготовления продукта труда в проекте обучающегося, субъективно актуального на
момент прохождения курса.
Место учебного предмета «Технология» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Технология» входит в предметную
область «Технология». Содержание учебного предмета
«Технология», представленное в рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
основной образовательной программе основного общего образования, Примерной
адаптированной основной образовательной программе основного общего образования
обучающихся с задержкойпсихического развития.
Освоение предметной области «Технология» в основной школеосуществляется в
5–9 классах из расчёта: в 5–7 классах – 2 часа в неделю, в 8–9 классах – 1 час.
Дополнительно для обучающихся с ЗПР рекомендуется выделить за счёт
внеурочной деятельности в 8 и 9 классе – 1 час в неделю.
Содержание программы7 класс
Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов (36 час)
Технологии создания изделий из древесных и поделочных материалов на
основе конструкторской и технологической документации (18 час)
Технология изготовления изделий с использованием сложных соединений (18
час)
Основные теоретические сведения
Строение
древесины.
Характеристика
основных
пород
древесины.
Технологические и декоративные свойства древесины. Зависимость области применения
древесины от ее свойств. Правила сушки и хранения древесины. Профессии, связанные с
созданием изделий из древесины и древесных материалов. Традиционные виды
декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Понятие о много детальном изделии и его графическом изображении. Виды и
способы соединений деталей в изделиях из древесины. Угловые, серединные и ящичные
шиповые соединение, их элементы и конструктивные особенности. Графическое
изображение соединений деталей на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах.
Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей.
Современные технологические машины и электрифицированные инструменты.
Практические работы
Выбор породы древесины, вида пиломатериалов и заготовок для изготовления
изделия с учетом основных технологических и декоративных свойств, минимизации
отходов.
Анализ образца или изображения многодетального изделия: определение
назначения, количества и формы деталей изделия, определение их взаимного
расположения, способов и видов соединения деталей изделия.
Изготовление деталей изделия по чертежу с применением ручных инструментов и
технологических машин. Соединение деталей изделия на шипах с использованием ручных
инструментов и приспособлений: расчет количества и размеров шипов в зависимости от
толщины деталей, разметка и запиливание шипов и проушин, долбления гнезд и проушин
долотами, подгонка соединяемых деталей стамесками и напильниками; сборка шиповых
соединений на клею. Сборка изделия. Защитная и декоративная отделка изделия.
Визуальный и инструментальный контроль качества деталей. Выявление дефектов и их
устранение. Соблюдение правил безопасности труда при работе ручными инструментами
и на технологических машинах.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием
технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Шкатулки, ящики, полки, скамейки, игрушки, модели и игры, дидактические
пособия, кормушки, готовальни, кухонные и бытовые принадлежности.
Технология создания изделий из металла на основе конструкторской и
технологической документации (16 час)
Технологии изготовления изделий с использованием точеных деталей (16
час)
Основные теоретические сведения
Металлы и сплавы, их механические свойства. Виды термообработки. Основные
способы изменения свойств металлов и сплавов. Особенности изготовления изделий из
пластмасс. Профессии, связанные с созданием изделий из металлов и пластмасс.
Традиционные виды декоративно-прикладного творчества и народных промыслов России.
Точность обработки и качество поверхности деталей. Основные сведения о
процессе резания на токарно-винторезном станке.
Графическое изображение деталей цилиндрической формы. Представления о
способах получения деталей цилиндрической формы. Конструктивные элементы деталей
и их графическое изображение: отверстия, уступы, канавки, фаски. Основные сведения о
видах проекций деталей на чертеже.Правила чтения чертежей.
Виды соединений и их классификация. Резьбовое соединение и его
конструктивные особенности. Типовые детали резьбовых соединений. Графическое
изображение резьбовых соединений на чертежах. Общие сведения о сборочных чертежах.
Спецификация составных частей и материалов. Правила чтения сборочных чертежей
Токарно-винторезный станок: устройство, назначение, приемы работы.
Современные технологические машины.
Инструменты и приспособления для работы на токарном станке. Виды и
назначение токарных резцов. Основные элементы токарного резца. Основные операции
токарной обработки и особенности их выполнения: черновое и чистовое точение
цилиндрических поверхностей; вытачивание конструктивных элементов. Контроль
качества. Правила безопасности труда.
Ручные инструменты и приспособления для нарезания резьбы на стержнях и в
отверстиях, сборки изделия; их устройство и назначение. Метрическая резьба. Основные
технологические операции изготовления резьбы на стержнях и отверстиях.
Практические работы
Чтение чертежа детали цилиндрической формы: определение материала, размеров
детали и ее конструктивных элементов; определение допустимых отклонений размеров
при изготовлении деталей. Определение последовательности изготовления деталей и
сборки изделия по чертежу и технологической карте.
Изготовление резьбовых соединений: определение диаметра стержня и отверстия;
протачивание стержня и сверление отверстия; нарезание резьбы плашкой и метчиками.
Контроль качества резьбы.
Изготовление изделий декоративно-прикладного назначения с использованием
технологий художественной обработки материалов.
Варианты объектов труда
Оправки для гибки листового металла, инструменты, детали крепежа, детали
моделей и наглядных пособий, изделия бытового назначения.
Машины и механизмы
Графическое представление и моделирование (6 час)
Сборка моделей механических устройств автоматики по эскизам и чертежам
(6 час)
Основные теоретические сведения
Механические автоматические устройства, варианты их конструктивного
выполнения. Условные обозначения элементов автоматических устройств на схемах.
Схемы механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.
Практические работы
Чтение схем механических устройств автоматики. Выбор замысла
автоматического устройства. Разработка конструкции модели. Сборка и испытание
модели.
Варианты объектов труда
Модели механических устройств регулирования уровня жидкости и температуры.
Механические автоматические устройства сигнализации. Электротехнические работы
(8час)
Устройства с элементами автоматики (8час)
Основные теоретические сведения
Принципы работы и способы подключения плавких и автоматических
предохранителей. Схема квартирной электропроводки. Подключение бытовых
приемников электрической энергии.
Работа счетчика электрической энергии. Способы определения расхода и
стоимости электрической энергии. Возможность одновременного включения нескольких
бытовых приборов в сеть с учетом их мощности. Пути экономии электрической энергии.
Понятие о преобразовании неэлектрических величин в электрические сигналы.
Виды датчиков: механические контактные, биметаллические реле.
Понятие об автоматическом контроле и регулировании. Виды и назначение
автоматических устройств. Элементы автоматики в бытовых электротехнических
устройствах. Простейшие схемы устройств автоматики.
Влияние электротехнических и электронных приборов на окружающую среду и
здоровье человека.
Профессии, связанные с производством, эксплуатацией и обслуживанием
электротехнических и электронных устройств.
Практические работы
Изучение схем квартирной электропроводки. Сборка модели квартирной
проводки с использованием типовых аппаратов коммутации и защиты. Сборка из деталей
электроконструктора модели автоматической сигнализации достижения максимального
уровня жидкости или температуры.
Варианты объектов труда
Регулятор уровня жидкости, терморегулятор, бытовые светильники, модели
устройств автоматики.
Практические работы
Оценка микроклимата в доме. Определение места положения скрытой
электропроводки. Разработка плана размещения осветительных приборов. Подбор
бытовой техники по рекламным проспектам. Разработка вариантов размещения бытовых
приборов.
Варианты объектов труда
Рекламные справочники по товарам и услугам. Образцы бытовой техники.
Регистрирующие приборы, устройства очистки воды.
Творческая, проектная деятельность (16 часов)
Основные теоретические сведения
Эвристические методы поиска новых решений. Выбор тем проектов. Понятие о
техническом задании. Этапы проектирования и конструирования. Государственные
стандарты на типовые детали и документацию (ЕСКД и ЕСТД). Применение ЭВМ при
проектировании. Методы определения себестоимости изделия. Основные виды
проектной документации. Способы проведения презентации проектов.
Практические работы
Самостоятельный выбор изделия. Формулирование требований к изделию и
критериев их выполнения. Конструирование и дизайн-проектирование изделия.
Подготовка технической и технологической документации с использованием ЭВМ.
Изготовление изделия. Оценка себестоимости изделия с учетом затрат труда.
Презентация проекта.
Варианты объектов труда
Шахматы, полка к умывальнику, вешалка для полотенец, киянка, мотыга, грабли,
вешалка.
Календарно-тематическое планирование 7 класс
№ урока и
количество
часов
Тема урока
Цель урока
Технологические
свойства древесины.
Пороки строения
и дефекты древесины
Расширить знания учащихся
о пороках и дефектах
древесины, сформировать
понятие о технологических
свойствах древесины
2ч
Сушка древесины и
способы определения
ее влажности
Сформировать понятие о
процессе и способах сушки
древесины
Изучение нового
учебного материала.
Фронтальная беседа
2ч
Изготовление
плоских деталей
криволинейной
Расширить представление
о многообразии изделий
из древесины, познакомить
Изучение нового
учебного материала.
Рассказ, беседа,
1—3
3ч
4—5
6—7
Методическая
характеристика и
особенности
проведения урока
Изучение нового
учебного материала.
Фронтальная беседа
Межпредметные и
внутрипредметные
связи
Окружающий мир:
природа живая и
неживая, понимание
зависимости
изменений живой и
неживой природы.
Технология: породы
древесины, пороки
древесины: сучки,
трещины, плесень;
физические,
механические и
технологические
свойства древесины
Технология:
механические
свойства, степень
влажности.
Окружающий мир:
природа живая и
неживая, понимание
зависимости
изменений живой и
неживой природы
Технология:
различные способы
разметки, пиление,
Самостоятельная
работа
Работа с образцами
древесины
Работа с учебником;
запись в рабочую
тетрадь сведений о
технологических
свойствах древесины
Практическая
работа
«Выпиливание
формы
учащихся с особенностями
изготовления плоских
деталей криволинейной
формы
практическая работа
сверление
древесины. Отделка
изделий,
требования,
предъявляемые к
изделиям из
древесины
Чертеж детали с
конической
поверхностью
Познакомить школьников с
графическим изображением
деталей конической формы,
научить их рассчитывать
конусность
Формирование
первоначальных
умений и навыков.
Фронтальная
беседа, практическая
работа
9—16
8ч
Приемы обтачивания
конических и
фасонных деталей на
токарном станке
Изучение нового
учебного материала.
Демонстрация
приемов работы.
Совершенствование
умений и навыков.
Индивидуальная
практическая работа
17—18
2ч
Изготовление
шипового соединения
Сформировать
первоначальные умения и
навыки в изготовлении
деталей конической и
фасонной формы на
токарных станках для
обработки древесины,
совершенствовать умения и
навыки по изготовлению
изделий конической и
фасонной формы
Познакомить учащихся с
последовательностью и
Технология: чертеж,
деталь, условные
обозначения.
Математика:
выполнение
геометрических
фигур, конус,
усеченный конус
Технология: правила
безопасного труда,
токарный станок,
резец, деталь.
Математика: конус,
криволинейная
поверхность
рукоятки фуганка».
Разметка
криволинейных
плоских деталей.
Выбор подходящего
инструмента.
Сверление,
выпиливание,
зачистка деталей.
Изготовление
изделий, содержащих
плоские детали
Выполнение
графического
изображения детали
конической формы.
Практическая
работа
«Расчет конусности
детали»
Практическая
работа «Пробное
точение.
Изготовление
валиков, ручек для
напильников, шахмат
и т. п.»
Технология: правила
безопасного труда;
Практическая
работа «Выполнение
8
1ч
Изучение нового
учебного материала.
особенностями изготовления
шипового соединения,
совершенствовать их умения
по выполнению соединения
деталей из древесины
различными способами
Фронтальная беседа,
рассказ, практическая
работа в бригадах и
звеньях
разметка, строгание
и пиление
древесины;
выбор оптимального
способа соединения
деталей в изделии;
склеивание деталей
из древесины
Технология:
древесина, отделка,
резьба.
История: история
ремесел.
Математика:
выполнение
геометрических
фигур.
Изобразительное
искусство:
композиция,
выполнение
композиций, узоров
Технология:
Работа с учебником.
древесина,
Защита рефератов
технологии
обработки древесины
Технология:
Работа с учебником
механические
свойства металлов и
19—20
2ч
Геометрическая
резьба как один из
видов декоративноприкладной
обработки древесины
Познакомить учащихся с
геометрической резьбой
по дереву, сформировать
у них умения по выполнению
геометрической резьбы,
научить выполнять
несложные композиции
геометрической
резьбы
Формирование
Первоначальных
умений и навыков.
Беседа с постановкой
проблем.
Демонстрация
приемов работы
21—22
2ч
Перспективные
технологии обработки
древесины
Расширить знания учащихся
о технологиях обработки
древесины
Изучение нового
учебного материала
23
Технологические
свойства сталей
Расширить и
систематизировать знания
учащихся о свойствах стали
Обобщение и
систематизация
знаний
1ч
чертежа и
технологической
карты на
изготовление
изделия,
содержащего
шиповое соединение,
изготовление
изделия,
содержащего
шиповое
соединение»
Практическая
работа «Выполнение
Геометрической
резьбы».
Работа с учебником
24—25
2ч
Классификация и
маркировка стали
26
Сечения и разрезы на
чертежах
цилиндрических
деталей
1ч
27—28
2ч
29—30
2ч
31—32
2ч
Расширить и
систематизировать знания
учащихся о видах
маркировки
и принципах классификации
стали
Познакомить учащихся
с графическим
изображением разрезов и
сечений на чертежах
цилиндрических деталей
Изучение нового
учебного материала
Виды и назначение
автоматических
устройств.
Простейшие
схемы устройств
автоматики
Чтение схем
механических
устройств автоматики
Познакомить учащихся с
простейшими видами
автоматических устройств
Изучениенового
учебного материала.
Практическая работа
Познакомить учащихся с
устройствами с элементами
автоматики; принципом
работы и способами
подключения плавких и
автоматических
предохранителей
Изучение нового
Учебного материала.
Беседа, рассказ,
индивидуальная и
побригадная
практическая работа
Изучение схем
квартирной
электропроводки.
Познакомить учащихся с
Изучение нового
понятием об автоматическом учебного материала.
контроле и регулировании.
Рассказ,беседа.
Формирование
первоначальных
умений и
Формирование
первоначальных
умений и навыков.
Беседа с постановкой
проблем
сплавов
Технология: черные и Работа с учебником.
цветные металлы,
Самостоятельная
сплавы
работа по
расшифровке марок
сталей
Технология: чертеж,
деталь.
Математика:
выполнение
геометрических
фигур
Технология: бытовые
электроприборы
Технология: схемы
механических
устройств
Технология:
организация
рабочего места.
Выполнение разрезов
и сечений
Работа с учебником.
Практическая
работа «Сборка и
испытание
электрической схемы
с герконом»
Ответы на вопросы.
Практическая работа
«Ознакомление со
схемами»
Работа с учебником.
Практическая работа
«Схемы квартирной
электропроводки»
33—34
2ч
Обтачивание
наружных
цилиндрических
поверхностей ручным
способом
Познакомить учащихся с
обтачиванием наружных
цилиндрических
поверхностей, сформировать
умения и навыки по
обтачиванию наружных
цилиндрических
поверхностей на токарном
станке
35—36
2ч
Обработка торцовых
поверхностей и
уступов
Познакомить учащихся
с подрезанием торцовых
поверхностей и уступов,
обучить приемам обработки
торцовых поверхностей и
уступов на токарном станке
37—38
2ч
Общее понятие
о резьбе и резьбовых
поверхностях.
Основные элементы
резьбы
39—40
Нарезание наружной
Сформировать у учащихся
понятие о резьбе, основных
элементах изображений и
обозначении метрической
резьбы и резьбовых
поверхностей, сформировать
умения и навыки по
изображению и обозначению
метрической резьбы и
резбовых поверхностей
Сформировать у учащихся
навыков.
Практическая работа
Изучение нового
учебного материала.
Формирование
умений и навыков.
Демонстрация.
Индивидуальная
практическая работа
Изучение нового
учебного материала.
Формирование
умений и
навыков.
Индивидуальная
Практическая работа.
Демонстрация
приемов
работы
Формирование новых
и совершенствование
имеющихся умений и
навыков. Беседа с
постановкой проблем.
Демонстрация
приемов работы
Формирование новых
Технология:
процесс резания,
режимы резания,
глубина
резания.
Математика:
цилиндр,
поверхность,
осевая симметрия,
цена деления
Технология: процесс
резания, углы
рабочего клина.
Математика:
плоскость,
поверхность,
цилиндр,
геометрическая ось
Работа с учебником.
Технология:
изображение и
обозначение
метрической резьбы
и резьбовых
поверхностей
Работа с учебником.
Индивидуальная
практическая
работа
Технология:
Индивидуальная
Практическая
работа
«Изготовление болта
по технологической
карте»
2ч
41
1ч
резьбы ручными
инструментами
умения и навыки по
нарезанию наружной резьбы
ручными инструментами
и совершенствование
имеющихся умений и
навыков. Фронтальная
беседа
нарезание наружной
резьбы
ручными
инструментами
Нарезание внутренней
резьбы ручными
инструментами
Формирование у учащихся
умений и навыков по
нарезанию внутренней
резьбы ручными
инструментами и
приспособлениями
Сформировать у учащихся
понятие о полимере,
расширить знание о
пластмассе как о
конструкционном материале
Формирование новых
и совершенствование
имеющихся умений и
навыков. Фронтальная
беседа
Расширить знания учащихся
о технологиях ручной
обработки наиболее
распространенных
пластмасс, закрепить умения
выбирать пластмассы в
соответствии с творческими
замыслами
Сформировать у учащихся
понятия о комплексном
подходе
к проектированию изделий и
дизайне, расширить знания о
процессе изготовления
изделия, познакомить с
Изучение нового
учебного материала.
Демонстрация
приемов обработки.
Работа с учебником.
Рассказ, беседа
Технология:
нарезание
внутренней резьбы
ручными
инструментами и
приспособлениями
Технология: виды
пластмасс,
технология
обработки
пластмасс.
Окружающий мир:
строение вещества
Технология: общие
сведения о
технологиях ручной
обработки
пластмасс,
металлов, древесины.
Свойства материалов
Понятие о полимере
42
1ч
43
1ч
44
1ч
Свойства пластмасс.
Технологии ручной
обработки пластмасс
Дизайн, его
требования и правила
Изучение нового
учебного материала.
Рассказ, беседа с
постановкой проблем
Изучение нового
учебного материала.
Работа с учебником.
Рассказ, беседа
Биология: строение
дерева.
Физика:
теплопроводность
материалов.
Экология: биосфера.
География: оболочка
практическая
работа «Нарезание
наружной резьбы
ручными
инструментами»
Индивидуальная
практическая
работа «Нарезание
внутренней резьбы
ручными
инструментами»
Ответы на вопросы
учителя в ходе
диалога.
Выступления
учеников с заранее
подготовленными
сообщениями
Изучение видов
и свойств наиболее
распространенных
пластмасс. Анализ
текста учебника
Анализ текста
учебника.
Выступления
учеников с
сообщениями
профессией дизайнера
47—48
2ч
Понятие о датчиках
преобразования
неэлектрических
сигналов в
электрические
Техническая эстетика
изделий
49—52
4ч
Ремонтно-отделочные
работы в быту
45—46
2ч
Познакомить учащихся с
простейшими датчиками,
изучить устройство
терморегулятора на основе
биметаллической пластинки
Познакомить учащихся с
тематикой творческих
проектов. Эвристические
методы поиска новых
решений. Применение ЭВМ
при проектировании.
Основные виды проектной
документации.
Сформировать у учащихся
понятия о лакокрасочных
материалах, технологиях
малярных и обойных работ и
ремонте
мебели. Познакомить
с профессией маляра и
реставратора
Изучение нового
учебного материала.
Практическая работа
Земли, земная кора,
вода, суша,
атмосфера.
Воздействие
человека на природу
Технология:
электрическая схема,
свойства металлов
Изучение нового
учебного материала.
Практическая работа
Технология: виды
проектной
документации
Изучение и первичное
закрепление знаний
Технология :
материалы (металл,
кирпич,пластмасса,
древесина, бумага).
Химия: свойства
веществ и их
применение.
Математика:
выполнение
вычислений.
Изобразительное
искусство:
использование
красок
и графических
Практическая
работа «Сборка
и проверка работы
электрической схемы
с термореле»
Работа с учебником.
Индивидуальная
работа. Экскурсия
на предприятие
жилищно-коммунального хозяйства
с разработкой отчета.
Работа с учебником
53—54
2ч
Понятие о машине и
механизме.
Классификация
механизмов передачи
движения
Сформировать у учащихся
понятие о машине и
механизме, познакомить
с назначением, конструкцией
передач движения и
условным обозначением
этих передач на схемах
Изучение нового
учебного материала.
Беседа, лабораторнопрактическая работа
55—56
2ч
Понятие о
передаточном числе
Изучить устройство любого
механизма, научить
учащихся определять
передаточное число и
частоту вращения ведомого
вала
Беседа, лабораторнопрактическая работа
материалов, дизайн,
интерьер
Технология:
элементы техники,
устройство
механизированных
инструментов,
приспособлений,
станочного
оборудования.
История: Древняя
Греция, Древний
Рим.
Математика:
пропорции,
составление
формул, вычисление
по формулам.
Физика: энергия
Технология:
элементы техники,
устройство
механизированных
инструментов,
приспособлений,
станочного
оборудования,
элементы электро
техники,
передаточное
число.
Математика:
пропорции,
Ответы на вопросы
в ходе беседы.
Лабораторнопрактическая
работа «Изучение
передач движения
технических
устройств».
Домашнее задание:
реферат «История
развития
механизмов»
Ответы на вопросы
в ходе беседы.
ЛабораторноПрактическая
работа «Расчет
скорости вращения
ведущего зубчатого
колеса».
Домашнее задание:
ответить на вопросы
в учебнике,
обозначенные
звездочкой
57—58
2ч
Подготовительный
этап творческого
проекта
Сформировать у учащихся
мотивацию на выполнение
творческого проекта,
выявить их склонности,
интересы, увлечения,
разъяснить действия на
подготовительном этапе,
развивать умения работать с
учебной и технической
литературой
Изучение нового
учебного материала.
Беседа с постановкой
проблем. Урокконсультация
59—60
2ч
Конструкторский этап
творческого проекта.
Морфологический
анализ
Сформировать навыки
конструкторскотехнологической
деятельности, обучить
приемам морфологического
анализа при
разработке
проекта,разъяснить действия
на конструкторском этапе,
познакомить с приемами
Урок-консультация:
изучение нового
учебного материала,
изучение пропорции
«золотое сечение»
составление формул,
вычисление по
формулам.
Физика: энергия
Технология: знания и
умения, полученные
при изучении
предшествующих
тем. Литература и
русский язык: умение
выражать свои
мысли в письменной
форме.
Изобразительное
искусство: умение
выражать свои
мысли
посредством
рисунков.
Психология: понятие
о способностях
Технология: знания
и умения,
полученные
при изучении
предшествующих
тем.
Математика:
отношение чисел,
пропорция,
последовательность
Индивидуальная
практическая
работа
«Составление
индивидуальной
программы
исследовательской
работы».
Рисунок — концепт
этой программы.
Выбор темы
проектной работы.
Упражнения по
составлению плана
изучения материала.
Обоснование темы
творческого проекта.
Историческая и
техническая справки
Упражнения по
применению
морфологической
таблицы.
Упражнения
по графическому
построению
пропорции «золотое
сечение». Разработка
конструкторской
эвристического поиска
чисел, построение
геометрических
фигур
Дизайнерский этап
творческого проекта
Сформировать навыки
художественного
проектирования в
конструировании изделий
Урок-консультация:
знакомство с
основами композиции
в художественном
конструировании
62—65
4ч
Технологический
этап творческого
проекта.
Изготовление
проектируемого
изделия
Совершенствовать трудовые
умения и навыки учащихся,
развить умения по
организации трудовой
деятельности
Урок-консультация:
совершенствование
умений и навыков
66
Заключительный
этап. Экономическое
и экологическое
обоснование проекта.
Выводы по
Сформировать
самостоятельность
школьников на
заключительном этапе,
закрепить знания
Урок обобщения и
систематизации
знаний и умений
61
1ч
1ч
Технология: знания
и умения,
полученные
при изучении
предшествующих
тем.
Русский язык:
неопределенная
форма глагола
Технология: знания
и умения,
полученные при
изучении
предшествующих
тем.
Изобразительное
искусство : умение
организовать и
выполнить работу
красками; знания по
основам
цветоведения
Технология: знания
и умения,
полученные при
изучении
предшествующих
документации
проекта.
Практическая
работа
«Проектирование
объекта»
Выполнение
компоновки
проектируемого
изделия.
Практическая
работа «Разработка
Конструкторской
документации»
Работа по
изготовлению
объекта
проектирования.
Разработка
технологической
документации.
Практическая
работа
«Изготовление
изделия»
Практическая
работа «Расчет
себестоимости
изделия.
Экологическая
67—68
2ч
результатам анализа
проделанной работы.
Реклама изделия
и умения учащихся по
составлению экономического
и экологического
обоснования темы,
бережного отношения к
природным ресурсам, умения
обобщать и
систематизировать
свои знания, закрепить
знания и умения по
созданию эффективной
рекламы
Защита проекта
Сформировать у учащихся
умения представлять свою
работу и отстаивать свою
точку зрения, развивать у
них искусство красноречия
Урок по оценке
знаний, умений и
навыков учащихся.
Индивидуальная или
групповая защита
проекта
тем.
Математика:
вычисление по
формулам, единицы
измерения.
География:
воздействие человека
на природный
комплекс.
Литература и
русский язык: умение
выражать свои
мысли устно и
письменно,
формулирование
выводов.
Изобразительное
искусство: умение
выражать свои
мысли
художественными
средствами
Технология: знания
и умения,
полученные
при изучении
предшествующих
тем.
Риторика: умение
подготовить
выступление и
грамотно изложить
материал.
экспертиза изделия.
Оформление
экономического и
экологического
обоснования».
Провести анализ
проделанной работы
и сформулировать
выводы, разработать
рекламу изделия.
Домашнее задание:
подготовиться к
защите проекта
Презентация
работ. Защита и
обсуждение
творческих проектов
с использованием
компьютера
Информатика:
работа с
компьютером