Функциональная грамотность, 4б

1

Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности для 4 классов «Функциональная
грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, требования к основной
образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» составлена на основе авторского курса
программы «Функциональная граммотность» для 1-4 классов. Программа «Функциональная
грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего
школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их
содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для
активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание
текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления
жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие
созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в
реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных
методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана
на 34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической
финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения
занятий можно изменить.
Формы организации занятий:
 Предметные недели;
 Библиотечные уроки;
 Деловые беседы;
 Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
 Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья
осуществляется на основе адаптированных общеобразовательных программ начального
общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности
педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в
структурировании содержания, специфические методы, приемы работы.

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметныерезультаты изучения курса:
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни;
- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
- умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
3

поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Етественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению
и др.

4

№
п/п

Тема

1

Старинная женская одежда

2

Старинные женские головные
уборы

3

Старинная мужская одежда и
головные уборы

4

Жилище крестьянской семьи
на Руси

5-6 Внутреннее
убранство и
предметы обихода русской
избы

7

История посуды
на Руси

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Содержание научно- - Определять лексическое значение слова;
- озаглавливать текст;
познавательного
- определять тему;
текста.
- определять главную мысль;
- составлять план в виде вопросов;
- с помощью текста определять название женской
одежды;
- с помощью рисунка вписывать в текст название
старинной женской одежды;
- объяснять значение слова;
приводить примеры
современной
Содержание научно- - Определять
лексическое
значение женской
слова;
-одежды.
составлять план, используя слова из текста;
познавательного
- объяснять значения слов;
текста.
- определять по описанию названия головных
уборов;
Содержание научно- -- Определять
лексическое
значение головных
слова с
приводить примеры
современных
помощью
словаря;
познавательного
уборов.
- отвечать на вопросы по тексту;
текста.
- вписывать пропущенные слова в текст;
- находить ответ на вопрос в тексте;
- объяснять значение слова;
- оформлять план текста;
определять слексическое
помощью описания
Содержание научно- -- Определять
значениеназвание
слова с
предмета.
помощью
словаря;
познавательного
- рассуждать и записывать своё мнение о различии
текста.
между предметами;
- отвечать на вопросы по тексту;
- рассуждать, давать определение слова;
- называть элементы оформления избы.
Содержание научно- - Определять лексическое значение слова с
помощью словаря;
познавательного
- письменно отвечать на вопросы;
текста.
- называть предметы печной утвари;
- работать с толковым словарём;
- работать с толкованием слова;
- рассуждать и записывать своё мнение о
предложенном выражении;
- соотносить описание предметов с их рисунками;
- описывать назначение предметов;
составлять обобщающий
план.
Содержание научно- - Определять
лексическое значение
слова с
помощью словаря;
познавательного
- соотносить рисунок и его название;
текста.
- работать с толковым словарём;
- рассуждать и записывать ответ на вопрос;
- записывать ответ на вопрос по его началу;
- определять части предмета, называть их;

5

8

Какие деньги
были раньше в
России

9

Томат

10

Болгарский перец

11

12

Картофель

- определять порядок предложений в тексте;
- дополнять текст по заданному условию.
Содержание научно- - Определять лексическое значение слова с

помощью Википедии;
- называть опорные фразы, с помощью которых
можно дать ответ на вопрос;
- определять тему текста;
- составлять план текста;
- находить информацию в Интернете;
- записывать названия монет в порядке их возрастания;
- указыватьграмотность»
названия современных денег.
Блок «Естественно-научная
Томат.
- Называть части растения;
- объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
- определять горизонтальный и вертикальный срез;
- указывать количество гнёзд;
- объяснять, почему плоды у помидора - это ягода;
- называть части плода помидора;
- объяснять, что такое пасынок у помидора;
с таблицей.
Болгарский перец. -- работать
Объяснять,
что такое паприка;
познавательного
текста.

Картофель.

Баклажан. Се- Баклажан.
мейство Паслёновые

- называть части растения;
- рассказывать о строении плода перца;
- определять форму плода перца;
- рассказывать о строении семени перца;
- делать выводы на основе полученной
- Называть части растения;
информации.
- объяснять, чем отличаются плоды картофеля от

плодов томата;
- объяснять, какой вывод сделали и почему;
- объяснять, почему после нарезки картофеля на
разделочной доске остаются белые следы;
- объяснять, почему нужно сажать разные сорта
картофеля;
- объяснять, что такое крахмалистость;
- определять срок созревания картофеля;
- объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель;
- Называть
представителей
семейства
Паслёновые;
называть способы
размножения
картофеля.
- объяснять, что такое соланин;
- называть благоприятные условия для прорастания
семян;
- определять условия, необходимые для
прорастания семени баклажана;
- определять глубину посева семян;

13

14

Лук

Капуста

Лук.

Капуста.

заполнятьчасти
таблицу
наблюдений за ростом
-- Называть
лука;
растений.
- называть способы выращивания лука зимой на
подоконнике;
- называть этапы выращивания лука;
- наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.
- Называть виды капусты;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
6

15

Горох

Горох.

16

Грибы

Грибы.

называть части капусты;
исследовать капусту в разрезе;
рассказывать о размножении капусты;
проводить опыты с цветной капустой.
Рассказывать о строении гороха;
рассказывать о строении семени гороха;
объяснять, почему горох обладает взрывной
силой;
- определять, что горох является холодостойким
растением;
- проводить опыт по проращиванию гороха,
- Называть части гриба;
сравнивать
результаты двух опытов.
- называть виды грибов;
-

-

рассказывать о плесневых грибах;
называть грибы-невидимки;
проводить опыт по выращиванию плесени;
называть грибы-паразиты.

Блок «Финансовая грамотность»
17 Потребительская Состав потреби- Объяснять на доступном для четвероклассника
-18 корзина
тельской корзины. уровне, что такое «потребительская корзина»;
- понимать, почему подсчитывается прожиточная
корзина для трёх категорий населения;
- объяснять, почему различается стоимость
потребительской корзины в разных регионах нашей
страны;
объяснять,значение
что входит
в состав потребительской
19 Прожиточный Назначение прожи- -- Понимать
и правильно
использовать теркорзины
россиянина.
минимум
точного минимума. мины «прожиточный минимум», «минимальный
размер оплаты труда»;
- объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
- объяснять, почему различается размер
прожиточного минимума в разных регионах нашей
страны;
- объяснять, почему различается размер
прожиточного
минимума
для разных
категорий тер20 Инфляция
Инфляция.
- Понимать значение
и правильно
использовать
населения
нашей
страны.
мины «прожиточный минимум», «инфляция»;
- анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
- называть уровни инфляции;
- понимать значение инфляции для экономики.
21 Распродажи,
Акции, распродажа, - Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная програмскидки, бонусы скидки, бонусы,
ма», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
22
кешбэк.
- понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов
магазинов и привлечения покупателя;
- понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;
-- Понимать
формировать
навыки
грамотногоиспользовать
покупателя. тер23 БлаготвориБлаготворительзначение
и правильно
мины «благотворительность», «благотворительный
тельность
ность.
фонд»;

7

- называть группы населения, которые могут нуж-

24

Страхование

25

В бассейне

26
27

Делаем ремонт

28

Праздничный
торт

29

Обустраиваем
участок

30
31

Поход в кино

32

Отправляемся в
путешествие

33
34

Составляем словарик по финансовой грамотности

даться в благотворительной помощи;
- объяснять необходимость оказания
благотворительной помощи тем, кто в ней
Виды страхования. -нуждается.
Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;
- называть виды страхования;
- называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание занятий, - Анализировать расписание занятий с целью
выгодная покупка. определения свой занятости;
- решать задачи на определение стоимости
покупки;
- определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
- решать задачи на определение скорости плавания;
Смета ремонта, рас- - Понимать, что такое «смета»;
- решать логические задачи.
чёт стоимости стро- - решать задачи на расчёт количества необходимого
ительных материа- материала для ремонта кухни;
- решать задачи на расчёт стоимости необходимого
лов.
материала для ремонта кухни;
- читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.
Рецепт торта, задачи - Работать с таблицами;
на тройку величин - подсчитывать стоимость продуктов для торта;
«цена, количество, - определять, какие продукты выгоднее купить для
того, чтобы уменьшить стоимость затрат на
стоимость».
приготовление торта;
- сравнивать цену различных товаров, выполняя
необходимые преобразования;
- использовать полученные умения и навыки в
практической
жизни.
Расходы на обу- Читать простой
чертеж и определять его масштаб;
находить
площадь
и периметр участка и построек
стройство участка,
площадь и периметр на нём;
- решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
- использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на поход в - Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
кино.
- решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
- использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на путеше- - Находить заданные временные промежутки с
помощью календаря;
ствие.
- решать задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость»;
- использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Творческая работа
Понятия по финан- - Понимать значение и правильно использовать фисовой грамотности, нансовые термины;
- иллюстрировать изученные понятия;
изученные в 1-4
- составлять математические задачи с изученными
классах.
8

финансовыми терминами;
- работать самостоятельно и в парах;
- планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%2024%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функциональная%
20грамотность%201-4%20классы.pdf

10


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».