ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря
2014г. №1598, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития,
Примерной программой начального общего образования по математике и учебном планом
школы.
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по
русскому языку разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.
Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4
класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Психолого-педагогические особенности обучающихся с задержкой
психического развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения
речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со
здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального
общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении
образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Цель:
коррекция пробелов общего развития, восполнение возникающих пробелов в
знаниях по учебному предмету, пропедевтика изучения сложных разделов учебной
программы.
Задачи:
- максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию
звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления
непосредственных впечатлений об окружающем мире;
- развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е.
связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и
выразительно; воспитание интереса к родному языку;
- формирование навыков учебной работы;
- развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой
русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Успешность освоения программы коррекционно-развивающих занятий
оценивается достижением обучающихся планируемых результатов освоения программы
коррекционно-развивающих
занятий,
наличием
положительной
динамики
образовательных достижений и преодоление отклонений развития.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
- названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления
на виды).
Учащиеся должны уметь:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под
диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 3 класса;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги,
определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове,
характеризовать звуки, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа
моряк, стриж, сказка, маяк, коньки;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, березонька,
пришкольный. Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен
существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов; лицо и
число местоимений);
- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в
единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам;
изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом
имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по
родам;
- интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложений по
цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и
второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст
на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя и
самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей
текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи;
- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
- уточнения в словарях значений непонятных слов, норм произношения и написания;
- владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и
пунктуационного оформления предложений;
- овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба,
извинение, благодарность, поздравление), в ситуациях повседневного и учебного
общения.
Место предмета в учебном плане.
На изучение коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 3 классе
начальной школы отводится 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№
Тема раздела
Количество часов
1
Текст. Предложение. Словосочетание
3ч
2
Слово в языке и речи
3ч
3
Состав слова
4ч
4
Имя существительное
2ч
5
Имя прилагательное
3ч
6
Глагол
2ч
17 ч
Содержание учебного предмета
Текст. Предложение. Словосочетание – 3 ч
Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения.
Главные и второстепенные члены предложения.
Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Слово в языке и речи - 3 ч
Однозначные и многозначные слова.
Части речи.
Однокоренные слова.
Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки.
Звуки и буквы. Согласные звуки.
Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Состав слова - 4 ч
Корень слова. Однокоренные слова.
Форма слова. Окончание.
Окончание изменяемая часть слова и его роли в предложении.
Общее понятие о приставке.
Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке.
Суффикс – значимая часть слова.
Образование слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу.
Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление
в речи.
Имя существительное – 2 ч
Начальная форма имён существительных.
Правописание имён собственных.
Число имён существительных.
Род имён существительных.
Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце.
Имя прилагательное – 3 ч
Сложные имена прилагательные.
Роль имён прилагательных в тексте.
Родовые окончания имён прилагательных.
Изменение имён прилагательных по падежам.
Глагол – 2 ч
Неопределённая форма глагола. Число глаголов.
Изменение глагола по временам.
Правописание частицы не с глаголами.
Календарно-тематическое планирование
№
1
Тема занятия
Дата
Текст. Предложение. Словосочетание – 3 ч
Предложение. Виды предложений по цели
высказывания.Виды предложений по
интонации. Знаки препинания в конце
предложения.
Корректировка
Овладение
правильным
построением
предложений
разнообразных
типов.
Коррекция
внимания,
мышления
2
Главные
и
второстепенные
члены
предложения.Связь слов в предложении.
Установление связи слов в предложении.
3
Словосочетание. Связь слов в
словосочетании.Определение в
словосочетании главного и зависимого слов
при помощи вопроса.
4
Слово в языке и речи - 3 ч
Однозначные и многозначные слова.
Части речи.
5
Однокоренные слова.
Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки.
6
Звуки и буквы. Согласные звуки.
Правописание
слов
с
разделительным знаком.
7
8
мягким
Состав слова – 4 ч
Корень слова. Однокоренные слова.Форма
слова. Окончание.
Окончание изменяемая часть слова и его
роли в предложении. Общее понятие о
приставке.
Выделение
членов
предложения
с опорой на
слуховое и
грамматическое
восприятие.
Коррекция
памяти и
внимания
Коррекция
памяти и
внимания
при планировании этапов практической работы.
Развитие
мышления
и
фонематического
слуха через
умение
применять
правило
при письме под
диктовку.
Развитие
мышления
и
фонематического
слуха через
умение
применять
правило
при письме под
диктовку.
Коррекция
внимания,
мышления,памяти
Развитие
внимания,
коррекция умения
различать
однокоренные
слова и формы
одного и того же
10
Наблюдение над значением приставок и их
ролью в нашем языке. Суффикс – значимая
часть слова.
Образование слов с помощью суффиксов.
Разбор слова по составу. Обобщение знаний
о
составе
слова.
Изменяемые
и
неизменяемые слова, их употребление в
речи.
11
Имя существительное –2 ч
Начальная форма имён существительных.
Правописание имён собственных.
9
12
Число имён существительных. Род имён
существительных.
Правописание
имён
существительных с шипящим звуком на
конце.
13
Имя прилагательное – 3 ч
Сложные имена прилагательные. Роль имён
прилагательных в тексте.
14
Родовые окончания имён прилагательных.
15
Изменение
падежам.
16
Глагол –2 ч
Неопределённая форма глагола. Число
глаголов. Изменение глагола по временам.
17
Правописание частицы не с глаголами.
имён
прилагательных
по
слова.
Коррекция
внимания,
мышления,памяти
Коррекция
мыслительных
процессов
на основе
изученного
материала.
Коррекция
внимания,
мышления.
Развивать умение
группировать
предметы.
Учить
анализировать
ход выполнения
работы,
сравнивать с
образом. Учить
делать выводы.
Коррекция
лексикограмматической
речи.
Учить применять
правила при
выполнении
упражнений.
Учить применять
правила при
выполнении
упражнений.
Развивать умение
сравнивать,
анализировать.
Учить применять
правила при
выполнении
упражнений.