ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, Примерной программой начального общего образования по математике и учебном планом школы. Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по русскому языку разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4 класс» (учебно-методический комплект «Школа России»). Психолого-педагогические особенности обучающихся с задержкой психического развития Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы. Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного). Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической) коррекционной помощи. Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников. Цель: коррекция пробелов общего развития, восполнение возникающих пробелов в знаниях по учебному предмету, пропедевтика изучения сложных разделов учебной программы. Задачи: - максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза; - уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире; - развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку; - формирование навыков учебной работы; - развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления. Успешность освоения программы коррекционно-развивающих занятий оценивается достижением обучающихся планируемых результатов освоения программы коррекционно-развивающих занятий, наличием положительной динамики образовательных достижений и преодоление отклонений развития. Планируемые результаты освоения учебного предмета Учащиеся должны знать: - названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс); - частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог); - членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления на виды). Учащиеся должны уметь: - орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 3 класса; - проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы; - производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове, характеризовать звуки, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, маяк, коньки; - производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, березонька, пришкольный. Подбирать однокоренные слова разных частей речи; - распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений); - изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам; изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам; - интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложений по цели высказывания и интонации; - вычленять в предложении основу и словосочетания; - производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам); - определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя и самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей текста; - определять тип текста: повествование, описание, рассуждение. Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи; - обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения; - уточнения в словарях значений непонятных слов, норм произношения и написания; - владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений; - овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление), в ситуациях повседневного и учебного общения. Место предмета в учебном плане. На изучение коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 3 классе начальной школы отводится 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели). Учебно-тематический план № Тема раздела Количество часов 1 Текст. Предложение. Словосочетание 3ч 2 Слово в языке и речи 3ч 3 Состав слова 4ч 4 Имя существительное 2ч 5 Имя прилагательное 3ч 6 Глагол 2ч 17 ч Содержание учебного предмета Текст. Предложение. Словосочетание – 3 ч Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении. Словосочетание. Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Слово в языке и речи - 3 ч Однозначные и многозначные слова. Части речи. Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. Звуки и буквы. Согласные звуки. Правописание слов с мягким разделительным знаком. Состав слова - 4 ч Корень слова. Однокоренные слова. Форма слова. Окончание. Окончание изменяемая часть слова и его роли в предложении. Общее понятие о приставке. Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. Имя существительное – 2 ч Начальная форма имён существительных. Правописание имён собственных. Число имён существительных. Род имён существительных. Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце. Имя прилагательное – 3 ч Сложные имена прилагательные. Роль имён прилагательных в тексте. Родовые окончания имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по падежам. Глагол – 2 ч Неопределённая форма глагола. Число глаголов. Изменение глагола по временам. Правописание частицы не с глаголами. Календарно-тематическое планирование № 1 Тема занятия Дата Текст. Предложение. Словосочетание – 3 ч Предложение. Виды предложений по цели высказывания.Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения. Корректировка Овладение правильным построением предложений разнообразных типов. Коррекция внимания, мышления 2 Главные и второстепенные члены предложения.Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении. 3 Словосочетание. Связь слов в словосочетании.Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. 4 Слово в языке и речи - 3 ч Однозначные и многозначные слова. Части речи. 5 Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки. 6 Звуки и буквы. Согласные звуки. Правописание слов с разделительным знаком. 7 8 мягким Состав слова – 4 ч Корень слова. Однокоренные слова.Форма слова. Окончание. Окончание изменяемая часть слова и его роли в предложении. Общее понятие о приставке. Выделение членов предложения с опорой на слуховое и грамматическое восприятие. Коррекция памяти и внимания Коррекция памяти и внимания при планировании этапов практической работы. Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку. Развитие мышления и фонематического слуха через умение применять правило при письме под диктовку. Коррекция внимания, мышления,памяти Развитие внимания, коррекция умения различать однокоренные слова и формы одного и того же 10 Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке. Суффикс – значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу. Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. 11 Имя существительное –2 ч Начальная форма имён существительных. Правописание имён собственных. 9 12 Число имён существительных. Род имён существительных. Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце. 13 Имя прилагательное – 3 ч Сложные имена прилагательные. Роль имён прилагательных в тексте. 14 Родовые окончания имён прилагательных. 15 Изменение падежам. 16 Глагол –2 ч Неопределённая форма глагола. Число глаголов. Изменение глагола по временам. 17 Правописание частицы не с глаголами. имён прилагательных по слова. Коррекция внимания, мышления,памяти Коррекция мыслительных процессов на основе изученного материала. Коррекция внимания, мышления. Развивать умение группировать предметы. Учить анализировать ход выполнения работы, сравнивать с образом. Учить делать выводы. Коррекция лексикограмматической речи. Учить применять правила при выполнении упражнений. Учить применять правила при выполнении упражнений. Развивать умение сравнивать, анализировать. Учить применять правила при выполнении упражнений.