Коррекционно-развивающие занятия по русскому языку, 3б

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по математике
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря
2014г. №1598, Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития,
Примерной программой начального общего образования по математике и учебном планом
школы.
Рабочая программа по курсу коррекционно-развивающих занятий по
русскому языку разработана на основе авторской программы В.П. Канакиной, В.Г.
Горецкого, М.В. Бойкиной, М.Н. Дементьевой, Н.Ф. Стефаненко «Русский язык. 1-4
класс» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Психолого-педагогические особенности обучающихся с задержкой
психического развития
Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом
развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР–наиболее многочисленная среди детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа
школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или
функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные
факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания,
психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов
обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний,
приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от
умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные
затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными
познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического
развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности
и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени
выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный
темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности
произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения
речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной
ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не
только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по
своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания
(раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от
практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко
устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре
нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От
обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со

здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального
общего образования в систематической и комплексной (психолого-медикопедагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР
определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении
образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и
потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих
ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического
развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования,
сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Цель:
коррекция пробелов общего развития, восполнение возникающих пробелов в
знаниях по учебному предмету, пропедевтика изучения сложных разделов учебной
программы.
Задачи:
- максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию
звукового анализа и синтеза;
- уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления
непосредственных впечатлений об окружающем мире;
- развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е.
связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и
выразительно; воспитание интереса к родному языку;
- формирование навыков учебной работы;
- развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой
русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления.
Успешность освоения программы коррекционно-развивающих занятий
оценивается достижением обучающихся планируемых результатов освоения программы
коррекционно-развивающих
занятий,
наличием
положительной
динамики
образовательных достижений и преодоление отклонений развития.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
- названия и определения частей слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
- частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
- членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое) и второстепенных (без деления
на виды).
Учащиеся должны уметь:
- орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под
диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы по программе 3 класса;
- проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
- производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги,
определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв в слове,
характеризовать звуки, определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа
моряк, стриж, сказка, маяк, коньки;
- производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, березонька,
пришкольный. Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
- распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен
существительных; род и число имен прилагательных; время и число глаголов; лицо и
число местоимений);

- изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в
единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам;
изменять имена прилагательные по родам в единственном числе в соответствии с родом
имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по
родам;
- интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложений по
цели высказывания и интонации;
- вычленять в предложении основу и словосочетания;
- производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и
второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам);
- определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст
на части (при письме соблюдать красную строку), под руководством учителя и
самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей
текста;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
- обмена мыслями, чувствами в устной и письменной речи;
- обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
- уточнения в словарях значений непонятных слов, норм произношения и написания;
- владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и
пунктуационного оформления предложений;
- овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба,
извинение, благодарность, поздравление), в ситуациях повседневного и учебного
общения.
Место предмета в учебном плане.
На изучение коррекционно-развивающих занятий по русскому языку в 3 классе
начальной школы отводится 17 часов (0,5 часа в неделю, 34 учебные недели).
Учебно-тематический план
№

Тема раздела

Количество часов

1

Текст. Предложение. Словосочетание

3ч

2

Слово в языке и речи

3ч

3

Состав слова

4ч

4

Имя существительное

2ч

5

Имя прилагательное

3ч

6

Глагол

2ч
17 ч

Содержание учебного предмета
Текст. Предложение. Словосочетание – 3 ч
Предложение. Виды предложений по цели высказывания.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложения.

Главные и второстепенные члены предложения.
Связь слов в предложении. Установление связи слов в предложении.
Словосочетание. Связь слов в словосочетании.
Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Слово в языке и речи - 3 ч
Однозначные и многозначные слова.
Части речи.
Однокоренные слова.
Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки.
Звуки и буквы. Согласные звуки.
Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Состав слова - 4 ч
Корень слова. Однокоренные слова.
Форма слова. Окончание.
Окончание изменяемая часть слова и его роли в предложении.
Общее понятие о приставке.
Наблюдение над значением приставок и их ролью в нашем языке.
Суффикс – значимая часть слова.
Образование слов с помощью суффиксов. Разбор слова по составу.
Обобщение знаний о составе слова. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление
в речи.
Имя существительное – 2 ч
Начальная форма имён существительных.
Правописание имён собственных.
Число имён существительных.
Род имён существительных.
Правописание имён существительных с шипящим звуком на конце.
Имя прилагательное – 3 ч
Сложные имена прилагательные.
Роль имён прилагательных в тексте.
Родовые окончания имён прилагательных.
Изменение имён прилагательных по падежам.
Глагол – 2 ч
Неопределённая форма глагола. Число глаголов.
Изменение глагола по временам.
Правописание частицы не с глаголами.
Календарно-тематическое планирование
№
1

Тема занятия

Дата

Текст. Предложение. Словосочетание – 3 ч
Предложение. Виды предложений по цели
высказывания.Виды предложений по
интонации. Знаки препинания в конце
предложения.

Корректировка
Овладение
правильным
построением
предложений
разнообразных
типов.
Коррекция
внимания,
мышления

2

Главные
и
второстепенные
члены
предложения.Связь слов в предложении.
Установление связи слов в предложении.

3

Словосочетание. Связь слов в
словосочетании.Определение в
словосочетании главного и зависимого слов
при помощи вопроса.

4

Слово в языке и речи - 3 ч
Однозначные и многозначные слова.
Части речи.

5

Однокоренные слова.
Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки.

6

Звуки и буквы. Согласные звуки.
Правописание
слов
с
разделительным знаком.

7

8

мягким

Состав слова – 4 ч
Корень слова. Однокоренные слова.Форма
слова. Окончание.
Окончание изменяемая часть слова и его
роли в предложении. Общее понятие о
приставке.

Выделение
членов
предложения
с опорой на
слуховое и
грамматическое
восприятие.
Коррекция
памяти и
внимания

Коррекция
памяти и
внимания
при планировании этапов практической работы.
Развитие
мышления
и
фонематического
слуха через
умение
применять
правило
при письме под
диктовку.
Развитие
мышления
и
фонематического
слуха через
умение
применять
правило
при письме под
диктовку.
Коррекция
внимания,
мышления,памяти
Развитие
внимания,
коррекция умения
различать
однокоренные
слова и формы
одного и того же

10

Наблюдение над значением приставок и их
ролью в нашем языке. Суффикс – значимая
часть слова.
Образование слов с помощью суффиксов.
Разбор слова по составу. Обобщение знаний
о
составе
слова.
Изменяемые
и
неизменяемые слова, их употребление в
речи.

11

Имя существительное –2 ч
Начальная форма имён существительных.
Правописание имён собственных.

9

12

Число имён существительных. Род имён
существительных.
Правописание
имён
существительных с шипящим звуком на
конце.

13

Имя прилагательное – 3 ч
Сложные имена прилагательные. Роль имён
прилагательных в тексте.

14

Родовые окончания имён прилагательных.

15

Изменение
падежам.

16

Глагол –2 ч
Неопределённая форма глагола. Число
глаголов. Изменение глагола по временам.

17

Правописание частицы не с глаголами.

имён

прилагательных

по

слова.
Коррекция
внимания,
мышления,памяти
Коррекция
мыслительных
процессов
на основе
изученного
материала.
Коррекция
внимания,
мышления.
Развивать умение
группировать
предметы.
Учить
анализировать
ход выполнения
работы,
сравнивать с
образом. Учить
делать выводы.
Коррекция
лексикограмматической
речи.
Учить применять
правила при
выполнении
упражнений.
Учить применять
правила при
выполнении
упражнений.
Развивать умение
сравнивать,
анализировать.
Учить применять
правила при
выполнении
упражнений.


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».