Биология, 9

I. Пояснительная записка
1.1. Нормативная база
Рабочая программа по биологии разработана для 9 класса на основе Федерального закона Российской Федерации приказом Министерства
образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об образовании в Российской Федерации», Примерной программы основного
общего образования и авторской программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.
В. Воронковой.
1.2. Название учебного предмета и УМК
Учебный предмет «Биология»
В состав УМК входит в 9 классе:
- «Биология. Человек» учебник по биологии 9 класса для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида, Е.Н.
Соломина, Т.В. Шевырёва-М.: Просвещение, 2014 г
1.3. Цели и задачи изучения предмета с учетом специфики учебного предмета, коррекционного курса.
Формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма
человека и его здоровье. Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми
(например, комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения
бытовых, медицинских и экологических проблем.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1) сообщение учащимся знаний об организме человека и его здоровье;
2) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых
для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе;
3) привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Корректировка представлений об окружающем мире. Формирование нравственных основ, воспитание патриотизма, этики поведения.
Цель изучения биологии в 9 классе:
Формирование и систематизирование у обучающихся представлений об объектах живой природы- человека.
Задачи:
1 уровень(ярко выраженная у/о, могут писать под диктовку или из учебника, по иллюстрациям и таблицам с помощью учителя):
с помощью учителя называть органы человека, их значение для человека.

2 уровень(легко обучаемые, могут выполнять задания по инструкции, частично самостоятельно):
знать и понимать строение человека, органы и системы, их роль в жизни человека, меры предупреждения болезней.
II. Планируемые результаты
2.1 Личностные результаты
Личностные результаты включают овладение обучающимися жизненными и социальными компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах.
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
2.2 Предметные результаты
1 уровень:
 представления об объектах и явлениях неживой и живой природы, организма человека;
 знание правил поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в объеме программы;
 выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
 описание особенностей состояния своего организма;
 знание названий специализации врачей;



применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями, животными в доме, измерение
температуры тела, правила первой доврачебной помощи).

2 уровень:
 представления об организме человека;
 осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком, органами и системами органов у
человека;
 установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
 знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
 знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего
организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
 знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
 выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение
температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
 владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно- бытовых и учебно-трудовых ситуациях
.
В результате изучения биологии с использованием данного УМК обучающиеся 9 класса должны знать:
 названия, строение и расположение основных органов организма человека;
 элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
 влияние физических нагрузок на организм;
 вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм;
 основные санитарно-гигиенические правила.
Обучающиеся должны уметь:
 применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и
укрепления своего здоровья;
 соблюдать санитарно-гигиенические правила.

Модуль 1
1 уровень

Введение.Общий обзор организма человека.
1. С помощью учителя определять понятия: клетка, ткани, системы органов.
2. Распознавать определенные системы органов человека с помощью иллюстраций.

2 уровень

Модуль 2
1 уровень
2 уровень

Модуль 3
1 уровень
2 уровень

Модуль 4
1 уровень
2уровень

Модуль 5.
1 уровень
2уровень

1. Знать и понимать понятия: клетка, ткани, системы органов.
2. Распознавать определенные системы органов человека;
Опора тела и движение.
1. С помощью учителя определять понятия скелет, череп, мышцы;
2. С помощью инструкции показывать меры первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах.
1. Знать и понимать понятия: скелет, череп, мышцы; как предупредить искривление позвоночника и развитие
плоскостопия.
2. Применять знания о первой помощи при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах
Кровь и кровообращение.
1. С помощью иллюстраций и моделей определять понятия сердце, кровеносные сосуды: артерии, вены,
капилляры;
2. С помощью учителя называть меры первой помощи при кровотечении.
1. Знать и понимать понятия: сердце, кровеносные сосуды: артерии, вены, капилляры; круги
кровообращения; о влиянии никотина и алкоголя на сердце и сосуды.
2. Применять знания о первой помощи при кровотечениях.
Органы дыхания
1.С помощью учителя определять понятия: вдох, выдох, искусственное дыхание.
2. С помощью инструкции выполнять правила гигиены.
1. Знать и понимать понятия: органы дыхания; вдох, выдох, искусственное дыхание, об отрицательном
влиянии никотина на органы дыхания.
2. Применять знания при гигиене дыхания.
Пищеварительная система
1. С помощью учителя определять понятия: витамины, пищеварение, зубы, нормы питания.
2. С помощью инструкции выполнять меры предупреждения желудочно-кишечных заболеваний;
пищевых отравлений.
1. Знать и понимать понятия: питательные вещества, витамины, пищеварение, зубы, желудок, печень,
поджелудочная железа, нормы питания; о гигиене и норме питания.
2. Применять знания: о профилактике желудочно-кишечных заболеваний; пищевых отравлений.2.

Применять знания при гигиене дыхания.

Модуль 6
1 уровень
2 уровень

Модуль 7
1 уровень
2 уровень

Модуль 8
1 уровень
2 уровень

Мочевыделительная система. Кожа.
1. С помощью учителя определять понятия: почки, кожа, закаливание.
2. С помощью инструкции проводить меры оказания первой помощи при перегреве, ожогах и
обморожении. Работу почек
1. Знать и понимать понятия: почки, мочеточник, мочевой пузырь, кожа, закаливание; как предупредить
заболевание почек и кожи.
2. Применять знания о первой помощи
при система
перегреве,
ожогах ичувств
обморожении
Нервная
и органы
1. С помощью учителя определять понятия головной и спинной мозг, зрение, слух, обоняние,
осязание, вкус;
2. С помощью инструкции составлять режим дня.
1. Знать и понимать понятия: головной и спинной мозг, речь, эмоции, внимание, память, зрение, слух,
обоняние, осязание, вкус; как предупредить заболевания органов зрения и слуха.
2. Применять знания о режиме дня
Охрана здоровья человека
1. С помощью учителя определять понятия: здоровье, медицинская помощь.
2. По инструкции уметь посещать медицинские учреждения.
1. Знать и понимать понятия: здоровье, медицинская помощь, воздействие окружающей среды на
здоровье человека.
2. Называть: виды медицинской помощи, здоровье человека

III. Содержание учебного предмета, коррекционного курса.
В программе 9 класса предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом
всего организма человека. Учащиеся знакомятся с ним и с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его

жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека учащимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться,
соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных
напитков и наркотиков, а также токсикомания. При изучении программного материала обращается внимание учащихся на значение
физической культуры и спорта для здоровья закаливания организма и для нормальной его жизнедеятельности.
В разделе «Ведение Общий обзор организма человека» рассматривается: место человека среди млекопитающих в живой природе,
сходства и различия в строении тела человека и животных; общее знакомство с организмом человека, краткие сведения о строении клеток и
тканей человека, органы и системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и
органы чувств).
В разделе «Опора тела и движение» рассматривается: значение опорно-двигательной системы., состав и строение костей, соединения костей
(подвижное, полуподвижное и неподвижное); скелет человека: отделы скелета, их характеристика ; первая помощь при растяжении связок,
вывихах суставов и переломах костей;основные группы мышц человеческого тела, работа мышц., значение физических упражнений для
правильного формирования скелета и мышц; предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
В разделе «Кровь и кровообращение» рассматривает :значение крови и кровообращения, состав крови (клетки красные, белые), плазма
крови; органы кровообращения: сердце и сосуды; большой и малый круги кровообращения; сердце, его строение и работа; движение крови
по сосудам, пульс; предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний; виды кровотечений, первая помощь при кровотечениях; отрицательное
влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды.
В разделе «Органы дыхания» рассматривает: значение дыхания, строение и функции органов дыхания., голосовой аппарат; газообмен в
легких и тканях; болезни, передающиеся через воздух; гигиена органов дыхания; отрицательное влияние никотина на органы дыхания.
В разделе «Пищеварительная система» рассматривает: значение пищеварения, питательные вещества, витамины и пищевые продукты;
органы пищеварения; пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике; гигиена питания (предупреждение желудочно-кишечных
заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений).
В разделе «Мочевыделительная система. Кожа» рассматривает: органы мочевыделительной системы, их строение и значение;
предупреждение почечных заболеваний;строение и значение кожи ( осязания, выделения (пота) и терморегуляции, закаливание организма.;
гигиена кожи и профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
В разделе «Нервная система» рассматривает: строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы); гигиена умственного
труда; отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина; сон и его значение, эмоции, внимание и памяти, их виды и
характеристика
В разделе «Органы чувств» рассматривает: значение и виды органов чувств; строение, функции, гигиена органа зрения; строение органа
слуха и предупреждение нарушений слуха; органы обоняния и вкуса.
В разделе «Охрана здоровья человека» рассматривает: система учреждений здравоохранений в Российской Федерации; социальное
обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности; вредные привычки и их профилактика

IV. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности/
Место предмета в учебном плане: часов в неделю – 2час, часов в год – 68 часов.
Перечень тем учебного предмета в 9 классе:

№
п/п

тема

кол-во часов

1.

Введение.Общий обзор организма человека

6

2.

Опора тела и движение

11

3.

Кровь и кровообращение

8

4.

Органы дыхания

6

Пищеварительная система

10

6.

Мочевыделительная система. Кожа.

8

7.

Нервная система.

8

8.

Органы чувств.

6

9.

Охрана здоровья человека

5

ИТОГО:

68

5.

Виды деятельности
устный опрос (собеседование),
работа с текстами на понимание
устный опрос (собеседование),
работа с текстами на понимание
устный опрос (собеседование),
работа с текстами на понимание,
л/ р, к/р.
устный опрос (собеседование),
работа с текстами на понимание
устный опрос (собеседование),
работа с текстами на понимание,
к/р.
устный опрос (собеседование),
работа с текстами на понимание
устный опрос (собеседование),
работа с текстами на понимание,.
устный опрос (собеседование),
работа с текстами на понимание.
устный опрос (собеседование),
работа с текстами на понимание,
к/р.
к/р – 3

Календарно-тематическое планирование
Дата

Кол-во часов

№ Раздел и тема
урока
п
/
п

П
о
п
л
а
н
у

Д/з

П
о
ф
а
к
т
у

Словарная Внутрипредм Метапредметные
связи
работа
етные
связи

Виды
коррекции
на уроке

Предполагаемые результаты
Предметные

Б
У
Д

Введение (2 часа).
Цель: Общее знакомство с организмом человека; дать понятие о том, что изучает анатомия и физиология; познакомить учащихся с местом
человека среди млекопитающих (как разумное существо) в живой природе
Задачи: познакомить учащихся со строением тела человека,с чертами сходства и различия в строении тела человека и животных
развивать процессы анализа, синтеза, обобщения
формировать навыки ЗОЖ
1

Введение

2

Место человека
1
среди
млекопитающих в
живой природе

1

Стр.4прочитать.
Выписать
определения
наукам

Анатомия,
физиологи
я, гигиена.

Признаки
млекопитающ
их

умение
работать с
разными
источниками
информации;

Развивать
процессы
дифференци
ации.

Стр. 9отв.
устно на
вопросы

Строение.
Сходство,
различие,
анатомия,
физиологи
я

Что изучают
анатомия и
физиология?

умение быть
коммуникабель
ным,
контактным,
гибко
адаптироваться
в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.

Развивать
процессы:
сравнения,
анализа.

Млекопита
ющие
природа
среда

Знать/поним
ать:
-термины:
млекопитаю
щие,
человекообр
азные
обезьяны
-место
человека
среди
млекопитаю
щих в живой
природе;
называть
внешние
сходства и
отличия
человека от

ЛУД
познавательная
мотивация
учения;
установка на
здоровый образ
жизни и
навыки
реализации её в
реальном
поведении и
поступках;
РУД
умение в
сотрудничестве
с учителем
ставить новые
учебные

животных;

задачи;
умение
проявлять
познавательну
ю инициативу
в учебном
сотрудничестве

Общий обзор организма человека (4 часа)
Цель: краткое знакомство со строением клеток и тканей человека, органов и систем органов (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная,
выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).
Задачи: познакомить с многообразием клеток и тканей, органов и систем органов человека иих значением в организме,
развивать умение обобщать, делать простейшие выводы
формировать правильность понимания тех условий, которые благоприятствуют или вредят нормальной жизнедеятельности организма
3 Клетка
2
Стр.9- 10
Краткие
Известные
умение
Учить
Знать/поним ПУД
(Строение,
прочитаь.
сведения о растения и
работать с
самостоятел ать:
умение
химический
Знать
строении
животные,
разными
ьно,
термины:
проводить
состав и
строение
клетки.
основные
источниками
работать с
клетка, ядро, несложные
жизнедеятельност
клетки
Клетка,
части клеток
учебником и мембрана,
наблюдения в
информации;
ь клетки)
цитоплазма
иллюстраци цитоплазма, окружающей
, ядро,
ями
обмен
среде;
мембрана,
веществ,
понимание
размножен
органически необходимости
ие
еи
здорового
неорганичес образа жизни,
кие
соблюдения
вещества,
правил
ткань, орган, безопасного
система
поведения;
органов,
4 Ткани
1
Стр.10-12
Ткани,
Ткани
умение быть
Учить
КУД
организмачеловек
прочитать.
органы,
животных
коммуникабель самостоятел организм.
умение
строение,
а
Знать ткани:
обмен
ным,
ьно,
использовать
химический речь для
эпителиальна веществ
контактным,
работать с
я,
гибко
учебником и состав и
планирования и
жизнедеятел
соединительн
адаптироваться иллюстраци
регуляции
ьность
ая, мышечная,
в
ями
своей
клетки,
нервная ткани
изменяющихся
деятельности;
Уметь:наход умение
жизненных

ситуациях.

5

6

Органы и
системы органов

Повторительнообобщающий урок
«Общий обзор
организма
человека»

1

1

Стр.1316.Подг. к
обобщающем
у уроку

Опорнодвигательн
ая,
пищеварит
ельная,
кровеносна
я,
выделитель
ная,
дыхательна
я, нервная;
органы
чувств

Системы
органов
млекопитающ
их

умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Учить
самостоятел
ьно,
работать с
учебником и
иллюстраци
ями

ить органы
человека;
распознават
ь системы
органов на
таблицах,
рисунках;
находить в
тексте
сведения для
заполнения
таблиц.

формулировать
и обосновывать
собственное
мнение и
позицию;

ПУД
умение
обобщать, т, е.
осуществлять
генерализацию
и выведение
общности для
целого ряда
или класса
единичных
объектов на
основе
выделения
сущностной
связи;

Не задано

Опора тела и движение (11часов)
Цель: дать понятие об опорно-двигательной системе, знать значение опорно-двигательной системы
Задачи: познакомить со строением скелета, различать основные отделы скелета
развивать умение использовать в речи специальные термины
формировать умение оказывать первую помощь при переломах, вывихах, растяжениях
7

Скелет
человека.Его
значение.
Основные части

1

Стр1721читать.
Зарисовать
скелет

Скелет,
мышцы,
ключица,
лопатка,

Система
органов,
скелет, кости

умение
работать с
разными
источниками

Развивать
умение
использоват
ь в речи

Знать: термины:
опорнодвигательная
система, скелет

КУД
умение
использов
ать речь

скелета

8

Состав и
строение костей

человека

1

Стр.22-25
читать, отв.
устно на в-сы
на стр. 24

грудная
клетка,
позвоночн
ик, череп

Кости,
сустав

информации;

Вещества
умение быть
входящие в
коммуникабель
состав костей. ным,
контактным,
гибко
адаптироваться
в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.

специальные
термины и
делать
простейшие
выводы

туловища, череп,
скелет
конечностей,
сустав,
надкостница,
позвонок, рёбра,
грудина, лопатка,
ключица,
растяжение,
вывих, перелом,
шина;
отделы скелета
человека;
типы соединения
костей;
виды костей и их
строение;

Учить
соотносить
графическое
изображение -признаки
с понятием. растяжения
связок и вывиха
сустава;

находить
основные отделы
скелета на
рисунке и своём
теле;
определять тип
соединения
костей;
находить части
сустава на
рисунке;

для
планирова
ния и
регуляции
своей
деятельно
сти;
умение
формулир
овать и
обосновывать
собственн
ое мнение
и
позицию;
ЛУД
выраженн
ая
устойчива
я учебнопознавате
льная мотивация
учения;
установка
на
здоровый
образ
жизни и
навыки
реализаци
и её в
реальном
поведении
и
поступках

;
9

Соединение
костей

1

Стр.25-28

Сустав

Подвижное,
полуподвижн
ое и
неподвижное
соединение
костей

Система
органов,
скелет, кости

умение
работать с
разными
источниками
информации
;

находить и
называть кости
лицевого и
мозгового отдела
черепа на
рисунке и макете;
зарисовывать
схему строения
позвоночника;
Уметь: оказывать
1-ю помощь при
вывихах, при
переломе костей
конечностей;

находить в тексте

КУД
умение
использов
ать речь
для
планирова
ния и
регуляции
своей
деятельно
сти;
умение
формулир
овать и
обосновывать
собственн
ое мнение
и
позицию;

1
0

Скелет головы и
туловища

1

Стр.29-35,
задание №4
на
стр.31,вопрос
№4на стр35
письменно

Скелет,
плоские
кости,
надкостниц
а, череп,
отделы

Отделы
скелета
человека,
соединение
костей

умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Продолжать
развивать
процессы
анализа и
синтеза,
работать с
учебником и
с
иллюстраци
ями.

сведения для
заполнения
таблиц.

РУДумен
ие
проявлять
познавате
льную
инициатив
у в
учебном
сотруднич
естве
ПУД
умение
использов
ать знания
о
строении
и
функцион
ировании
организма
человека
для
сохранени
яи
укреплени
я своего
здоровья;
КУД
умение
использов
ать речь
для
планирова
ния и
регуляции
своей
деятельно

сти;
умение
формулир
овать и
обосновыв
ать
собственн
ое мнение
и
позицию;

1
0

Скелет
конечностей

1

Стр.36-41,
письменно
вопросы №5
на стр.5,№6на
стр.41

Кости
длинные,
короткие,
трубчатые,
плоские

Сустав и его
строение

умение быть
коммуникабель
ным,
контактным.

Продолжать
развивать
умение
работать с
учебником,
иллюстраци
ями

1
1

Первая помощь
при ушибах,
растяжении

1

Стр.36-46
читать, устно
отв на в-сына

Связки,
сустав,
плечевая,

Соединение
костей

умение быть
коммуникабель
ным,

Учить
применять
знания при

ЛУД
выраженная
устойчивая
учебнопознаватель
ная мотивация
учения;
установка на
здоровый
образ жизни
и навыки
реализации

связок, вывихах
суставов,
переломах костей

стр.45

локтевая,
лучевая,
лопатка

человека

ПР «Оказание
первой помощи
при вывихах и
переломах
костей,
конечностей»

1
2

Значение и
1
строение мышц.
Основные группы
мышц человека

Стр.4653читать.вып
оните задание
№3на стр.50,
№4на стр.53

Значение и
строение
мышц.

Отделы
скелета
человека.

1
3

Работа мышц.
Физическое
утомление

1

Стр.5357,письменно
вопросы 6,7

Мышцы,
скелет,
функции
мышц

Основные
группы мышц

1
4

Предупреждение
искривления
позвоночника
и развитие
плоскостопия ЛР

1

Стр.57-60,
№8,9 на
стр.61

Искривлен
ие, отделы
скелета,
сутулость,
впалость

Основные
отделы
скелета.

контактным,
гибко
адаптироваться
в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.

выполнении
практическо
й работы.

умение
применять свои
знания на
практике для
решения
разнообразных
проблем;
умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Развивать
умение
обобщать и
делать
простейшие
выводы

умение
применять свои
знания на
практике для
решения

Развивать
умение
устанавлива
ть
причинно-

её в
реальном
поведении и
поступках;

КУД
умение
учитывать
разные
мнения и
стремитьс
як
координац
ии
различных
позиций в
сотруднич
естве;

Развивать
умение
самостоятел
ьно
добывать
знания.

Знать/понимать:
-термины:
скелетные и
гладкие мышцы,
сухожилия,
сократимость,
мышцы
сгибатели и
разгибатели,
утомление мышц,
осанка,
плоскостопие,
двигательная
активность.
-строение и
значение мышц;
-основные
группы мышц;
-причины
искривления

ПУД
умение
проводить
несложные
наблюдения
в
окружающе
й среде;
понимание
необходимо
сти
здорового
образа
жизни,
соблюдения
правил
безопасного
поведения

РУД
умение в
сотруднич
естве с
учителем

«Выявление
нарушения
осанки»,
«Выявление
плоскостопия»

1
5

Значение опорнодвигательной
системы. Роль
физических
упражнений в ее
формировании.

1
6

Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Опорнодвигательная
система»

груди,
походка

1

Повторить
пройденное,
подготовитьс
як
контрольной
работе

Плоскосто Работа мышц
пие,
окостенени
е скелета,
надкостниц
а, опорнодвигательн
ая система

Не задано

Кровь и кровообращение (8 часов)
Цель: познакомить учащихся с составом крови, её значением,

разнообразных
проблем;

умение
работать с
разными
источниками
информации;

следственны
е связи.

позвоночника и
плоскостопия.

Развивать
умение
давать
аргументиро
ванные
ответы

Уметь: находить
основные части
мышцы на
рисунке;
-называть
основные группы
мышц;
-уметь выполнять
физические
упражнения
утренней
гимнастики.
- находить в
тексте сведения
для заполнения
таблиц.

ставить
новые
учебные
задачи;

КУД
умение
использов
ать речь
для
планирова
ния
и
регуляции
своей
деятельно
сти;
умение
формулир
овать
и
обосновыв
ать
собственн
ое мнение
и
позицию;

Задачи: познакомить учащихся со строением и работой сердца, предупреждением заболеваний сердца и сосудов; развивать умение использовать в
речи специальные термины;
формировать умение оказывать первую (доврачебную) помощь
1
7

1
8

Значение крови и
кровообращения.

Состав крови. ЛР
«Микроскопическ
ое строение
крови» ТБ

1

Стр.66-68
читать..

Стр.69-72

Организм
Функции
человека,
крови.
питательны .
е
вещества,
кислород,
углекислы
й газ,

умение работать
с разными
источниками
информации;

Кровь,
тромбоцит
ы, плазма,
эритроцит
ы

развитие умения
отвечать
полными,
развернутыми
высказываниями
на вопросы
учителя

Состав
крови

Развивать
умение
использоват
ь
в речи
специальные
термины.

Знать/понимать:

-термины: плазма
крови, красные и
белые кровяные
клетки,
гемоглобин,
иммунитет,
кровообращение,
Развивать
клапаны сердца,
умение
артерии,
использоват капилляры, вены,
ь
пульс, кровяное
в речи
давление,
специальные никотин,
термины.
алкоголь.
-состав и
значение крови;
-о вредном
влиянии курения
и алкоголя на
сердце и сосуды;

-Как нужно
тренировать
сердце?
-влияние

РУД
умение в
сотруднич
естве с
учителем
ставить
новые
учебные
задачи;
ПУД
умение
проводить
несложны
е
наблюден
ия в
окружаю
щей среде
и ставить
опыты,
используя
простейше
е
лаборатор
ное оборудование и
измерител
ьные
приборы;
следовать
инструкци
ям и
правилам

физических
нагрузок на
организм;
Уметь:

Стр.7377,устно отв.
на в-сы с
стр.76 Стр.7781,устно отв.
на в-сы с
стр.80

Кислород,
эритроцит
ы, плазма

2
0

Органы
2
кровообращения:
сердце и сосуды.
Сердце, его
строение и
работаЛР
«Подсчет частоты
пульса. ТБ

Значение
крови,
органы,
система
кровообращ
ения.

2
1

Большой и малый
круги
кровообращения

Стр.8285Зарисовка
схемы «Круги
кровообращен
ия

Сосуды,
аорта,
кровообра
щение

умение
Органы
кровообраще самостоятельно
приобретать
ния
знания;

1
9

1

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.

- находить
положение
сердца на
рисунке и своём
теле;

Учить
пользоватьс
я
графическим
-находить места,
и схемами.
где
прощупывается
пульс и
определять
количество
сокращений
сердца в минуту;
Развивать
умение
- различать виды
давать
аргументиро кровотечения;
ванные
-делать давящие
ответы.
повязки;
-накладывать
жгут на
конечности;

2
2

Первая помощь
при
кровотечениях.

2

Стр.89-92,
№6стр.91

Сосуды,
Органы
кровеносна кровообращ
я система,
ения
организм,
переливани

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным.

Развивать
практически
е навыки,
умение
пользоватьс

техники
безопасно
сти при
проведени
и
наблюден
ий и
опытов;
ЛУД
Понятие
об
основных
моральны
х нормах
и
ориентаци
я на их
выполнен
ие
ПУД
умение
пользоват
ься
простыми
навыками
самоконтр
оля
самочувст
вия для
сохранени
я
здоровья,
ЛУД
выраженн
ая
устойчива
я учебно-

е

я
дополнитель
ной
литературой.

познавате
льная мотивация
учения;
установка
на
здоровый
образ
жизни и
навыки
реализаци
и её в
реальном
поведении
и
поступках
;

2
3

Сердечнососудистые
заболеванияи их
предупреждение
(Вредное влияние
никотина и
алкоголя на
сердце и сосуды)

1

Индивид.зада
ния на
карточках

Сокращени
е сердца,
артерии,
утомляемо
сть

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменяющихся
жизненных
Вредное
Влияние
ситуациях;
влияние
занятий
умение
алкоголя и спортом на
применять свои
табака
органы
знания на
через кровь системы
на весь
кровообраще практике для
решения
организм
ния
разнообразных
проблем;
Значение
сердца и
системы
кровообраще
ния

Учить
устанавлива
ть
простейшие
закономерно
сти и делать
выводы.

КУД
умение
использов
ать речь
для
планирова
ния и
регуляции
своей
деятельно
сти;
умение
формулир
овать и
обосновыв
ать

собственн
ое мнение
и
позицию;
Развивать
умение
устанавли
вать
причинноследствен
ные связи.
2
4

К. /р. по теме
«Кровеносная
система»

Дыхание (6часов)
Цель: познакомить с органами дыхания, болезнями дыхания иихпредупреждением
Задачи: уметь называть органы дыхательной системы, значение органов дыхания развивать умение сравнивать, делать простейшие выводы
формировать знания об охране окружающей среды
2
5

Значение
дыхания. Органы
дыхательной
системы. Анализ
к/р.

1

Стр.94-99
читать.

2
6

Строение легких.
Газообмен в
легких и тканях.

1

Стр.99-101,
№6 в тетради

Продукты
распада,
углекислы
й газ,
кислород,
слизь,
микробы

Органы
дыхания у
животных.

умение
применять свои
знания на
практике для
решения
разнообразных
проблем;
умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Развивать
умение
находить черты
сходства и
различия.

Знать/понимать:
-термины:
дыхательные
пути, голосовые
связки,
голосовая щель,
лёгочные
пузырьки,
носоглотка,
гортань, трахея,
бронхи, лёгкие,
грипп,
искусственное
дыхание,
массаж сердца;

ЛУД
выражен
ная
устойчив
ая
учебнопознават
ельная
мотивац
ия
учения;
установк
а на
здоровы
й образ

2
7

2
8

Дыхательные
движения.
Гигиена дыхания

Болезни органов
дыхания и их
предупреждение

1

1

Стр.102-105
ПР «Подсчёт
дыхательных
движений в
состоянии
покоя и после
15
приседаний»

Межрёберн
ые мышцы,
рёбра,
легкие

Стр. 106111,№ 6,7 в
тетради. Инд.
сообщения

Болезни,
передаваем
ые
воздушнокапельным
путём

Процессы в
лёгких при
вдохе и
выдохе.

умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Развивать
наблюдательно
сть и делать
простейшие
выводы

;

Вред
алкоголя и
табачного
дыма на
органы
дыхания

Влияние
табачного
дыма на
здоровье.Зна
чение
дыхания

умение работать
с разными
источниками
информации;
умение
применять свои
знания на
практике для
решения
разнообразных
проблем;

Учить
устанавливать
простейшие
закономерност
и и делать
выводы.Развив
ать умение
пользоваться
дополнительно
й литературой.

-значение
органов
дыхания;
-Какую роль
играет
кровеносная
система в
обмене газов?
-заболевания
передающиеся
через воздух и
как
предохранить
себя от
заражения;
-влияние
физических
нагрузок на
организм;
Уметь:
-называть и
находить
органы дыхания
на рисунках,
схемах;
-объяснять
движение
грудной клетки
и диафрагмы
при вдохе и
выдохе;
-составлять
план
прочитанного;

жизни и
навыки
реализац
ии её в
реальном
поведени
ии
поступка
х;
Понятие
об
основны
х
моральн
ых
нормах и
ориентац
ия на их
выполне
ние
ПУД
умение
использо
вать знания о
строении
и
функцио
нировани
и
организм
а
человека
для
сохранен
ия и
укреплен

-делать
искусственное
дыхание и
наружный
массаж сердца;

ия своего
здоровья
;
осознани
е
ценности
природы
и
необходи
мости
нести
ответств
енность
за её
сохранен
ие,
соблюда
ть
правила
экологич
ного
поведени
я в быту
(раздель
ный сбор
мусора,
экономи
я воды и
электроэ
нергии)
и
природн
ой среде;

2
9

Первая помощь
при нарушении
дыхания.

1

Задания на
карточках

Профилакт
ика

Коррекция
зрительного и
слухового
восприятия,
развитие
наблюдательнос
ти

«рот в рот»

3
0

Обобщение и
систематизация
знаний по теме
«Дыхательная
система»

Проверить
приобретенные
ЗУН.
Развивать
и
коррегировать
память и мелкую
моторику
рук,
память,
мышление.
Воспитывать
самостоятельнос
ть,
самоконтроль.

1

Пищеварение (10 часов).
Цель: дать представление о значении и составе пищи, познакомить с органами пищеварительной системы.
Задачи: познакомить учащихся с составом пищи, строении зубов, процессом пищеварения в желудке, кишечнике; формировать знания о
предупреждении
болезней желудочно-кишечного тракта и глистных заболеваний;
Развивать умение анализировать жизненные ситуации и делать простейшие выводы умение самостоятельно приобретать знания;
31 Значение питания,
пищевые
продукты и
питательные
вещества.

1

Стр.113-119,
ответить
устно на в-сы
на стр.119

Пища,
сокращени
е мышц,
белки,
жиры,
углеводы,

Питание
растений и
животных.
Состав
клетки.

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменяющихся

Развивать
умение
находить
черты
сходства и
различия.

Знать/понимать:

-термины:
питательные
вещества,

ЛУД
выражен
ная
устойчи
вая
учебно-

минеральн
ые соли

жизненных
ситуациях.

.

пищеварение,
пищеварительные
соки, слюнные
железы, соляная
кислота,
желудочный сок,
желчь,
поджелудочная
железа,
кулинарная
обработка,
глисты;

-продукты
растительного и
животного
происхождения;
-состав пищи;

-органы
пищеварения и их
значение;
- строение и виды
зубов;
-правила ухода за
зубами;

познават
ельная
мотивац
ия
учения;
установк
а на
здоровы
й образ
жизни и
навыки
реализац
ии её в
реально
м
поведен
ии и
поступк
ах;
РУД
Оценива
ть свои
достиже
ния,
осознава
ть
возника
ющие
труднос
ти
ПУД
умение
пользова
ться
простым
и
навыкам

-причины
желудочнокишечных
заболеваний;
-порядок оказания
1-ой помощи при
пищевых
отравлениях;
-о вредном влияние
курения и алкоголя
на органы
пищеварения;

-основные
санитарногигиенические
правила;
Уметь:
-называть и
показывать органы
пищеварения на
рисунках;
- составлять план
изучаемого
материала;
-соблюдать

и
самокон
троля
самочув
ствия
для
сохране
ния
здоровья
,
осознан
но
выполня
ть
правила
рациона
льного
питания;
КУД
умение
использ
овать
речь для
планиро
вания и
регуляц
ии своей
деятельн
ости;
умение
формули
ровать и
обоснов
ывать
собствен
ное
мнение

санитарногигиенические
правила;

32 Витамины

1

Стр.119-124
читать,
заполнить
таблицу

Витамины, Группы
авитаминоз витаминов

умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Расширять
кругозор
учащихся

3
3

Органы
пищеварения.

1

Стр.124127Составить
рассказ о
«путешествии
» пищи в
организме.

печень,
глотка,
ротовая
полость,
кишечник

Органы
пищеварени
я животных.
Значение
пищи.

умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Развивать
умение
давать
аргументиро
ванные
ответы.

3
4

Ротовая полость .
Зубы

1

Стр128-131,
читать.Состав
ить рассказ
«Разрушение

Значение и
строение
зубов.
Откусыван

Обработка
пищи в
ротовой

умение
применять свои
знания на
практике для

Расширять
кругозор
учащихся

и
позицию
;
умение
учитыва
ть
разные
мнения
и
стремит
ься к
координ
ации
различн
ых
позиций
в
сотрудн
ичестве;

ЛБУД:
формиров
ать
устойчиву
ю учебнопознавате
льную
мотиваци
ю
ПБУД:
формиров
ать
умение
устанавли

зуба»

ие,
пережёвыв
ание

полости

решения
разнообразных
проблем;

Желудок,
кишечник

Обработка
пищи в
желудке и
кишечнике

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным.

вать
причинноследствен
ные связи

3
5

Изменение пищи в 1
желудке и
кишечнике.
Печень

Стр.131137читать.

3
6

Пищеварение в
кишечнике.
Всасывание
питательных
веществ в кровь

1

Рассказать о
Переварива Обработка
связи органов ние пищи в пищи в
пищеваритель кишечнике желудке.
ной и
кровеносной
систем

умение быть
Пополнять
коммуникабельн активный
ым, контактным, словарь.
гибко
адаптироваться в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.

3
7

Гигиена питания.
Уход за зубами и
ротовой полостью

1

Стр.137-144
читать,
составить
памятку «Как
ухаживать за
зубами»

умение
применять свои
знания на
практике для
решения
разнообразных
проблем;

Питательн
ые
вещества,
продукты
животного
и
растительн
ого
происхожд

Пищеварени
е

Продолжать
развивать
умение и
навыки
самостоятел
ьной работы
с учебником.

Развивать
умение
использоват
ь знания на
практике.

КБУД:
излагать
свое
мнение и
аргументи
ровать
свою
точку
зрения и
оценку
событий;

ЛУД
готовнос
ть
следоват
ь в своей
деятельн
ости
нормам
здоровье
сберега
ющего
поведен
ия;
РБУД:
формиров
ать
умение
выдвигать
гипотезы
на основе
учебного
материала

ения
3
8
3
9

Предупреждение
желудочнокишечных
заболеваний.
Пищевые
отравления.Подго
товка к к/р.

1

Стр.145-155
читать, подг.
к
контрольной
работе

4
0

К/р. по теме
«Пищеварение»

1

Не задано

Глисты,
микробы,
дизентерия
,ботулизм,
недоброкач
ественные
продукты

Значение
пищеварени
я.
Пищеварите
льная
система

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.

Развивать
умение
использоват
ь знания на
практике.
Расширять
кругозор
учащихся

ЛБУД:
формиров
ать
устойчиву
ю учебнопознавате
льную
мотиваци
ю ПБУД:
формиров
ать
умение
устанавли
вать
причинноследствен
ные связи

Почки (2 часа).
Цель: познакомить со строением почек, их значением
Задачи: познакомить с системой органов, образующих мочевы делительную систему;
формировать умение предупреждать почечные заболевания
развивать наблюдательность
4
1

Почки- органы
выделения.Анализ
к/р

1

Стр.158161читать.
Составить
рассказ по
рисунку
«Выделитель
ная система»

Мочеточни
к
мочевой
пузырь

Выделитель
ная система

Коррекция и
развитие
зрительного и
слухового
восприятия.
Активизация
мыслительны
х процессов:
анализ,
синтез.

Знать/понимать:
-термины: почки,
мочеточники,
мочевой пузырь,
моча;
-строение и
значение почек;
-причины
почечных
заболеваний;
-меры по
предупреждению

ЛБУД:
формиров
ать
устойчиву
ю учебнопознавате
льную
мотиваци
ю
ПБУД:
формиров
ать
умение
устанавли
вать

4
2

Предупреждение
почечных
заболеваний.

Стр.162163,читать.

1

Почки
переедание
камни

почечных
заболеваний;
Уметь:
-называть и
Коррекция и
находить органы
развитие
точности и
мочевыделительно
осмысленности й системы на
восприятия
рисунке и на своём
теле;

причинноследствен
ные связи

Кожа (6 часов)
Цель: познакомить со строением кожи, и ее значением
Задачи:Закрепить и расширить представление о закаливании организма,формировать знания о первой помощи при перегревании, ожогах и
обморожениях,
развивать самостоятельность
ЛБУД:
4
1
Стр.165-169
Покров
Системы
умение быть
Развивать
Знать/понимать:
3 Кожа человека и
читать.Зарисо тела,
органов
коммуникабельн познаватель -термины: сальные формиров
ать
её значение
вать схему
кровеносн
ым, контактным, ные
и потовые железы, устойчиву
«Значение
ые сосуды
гибко
способности теплорегуляция,
ю учебнокожи»
адаптироваться в .
ожог,
познавате
льную
изменяющихся
обморожение;
мотиваци
жизненных
-строение и
ю
ситуациях.
значение кожи;
ПБУД:
Развивать
-меры 1-ой помощи формиров
4 Уход за кожей
1
Стр.169-171
Кровообра Значение
умение быть
практические при обморожении и ать
4
читать, отв.
щение
кожи
коммуникабель
умения и
умение
ожогах;
устно на
ным,
устанавли
навыки.
-правила
вопросы на
вать
контактным,
закаливания;
стр.171
причинногибко
-требования к
следствен
гигиене одежды и
адаптироваться
ные связи
обуви;
в
-Как предохранить
изменяющихся
КБУД:
себя от солнечного излагать
жизненных
и теплового удара? свое мнение
ситуациях.
-Как ухаживать за и
Развивать
4 Уход за волосами 1
Стр.171-175,
кровообра Значение
умение быть
аргументиро
кожей, ногтями,
вать свою
5 и ногтями
отв. устно на
щение
кожи
коммуникабельн практические волосами?
умения
и
точку зрения
вопросы на
ым, контактным,
Уметь:
и оценку
гибко
.

:

стр.174

4
6

Закаливание
организма
человека.

1

Солнечные и
воздушные
ванны, водные
процедуры

4
7

1
Первая помощь
при тепловых и
солнечных ударах,
при ожогах и
обморожениях.

Подготовитьс
як
контрольной
работе

4
8

Обобщающий
урок по теме
«Почки. Кожа»

Не задано

1

Солнечные
ванны,
гимнастика

Массаж,
искусствен
ное
дыхание

Факторы
здоровья
человека

Значение
кожи

адаптироваться в
изменяющихся
жизненных
ситуациях
умение быть
коммуникабельн
ым, контактным.

умение
применять свои
знания на
практике для
решения
разнообразных
проблем;

навыки.

Развивать
практические
умения и
навыки.

Развивать
умение
применять
знания на
практике.

-называть и
находить на
рисунке основные
части кожи;
- составлять план
изучаемого
материала;
-называть
гигиенические
требования к коже;

событий;
РБУД:
формирова
ть умение
выдвигать
гипотезы
на основе
учебного
материала

.

Развитие
мыслительн
ых
процессов
анализа,
синтеза

Нервная система (8часов).
Цель: Познакомить учащихся со строением нервной системы, её значением
Задачи: познакомить со строением головного и спинного мозга
формировать понятие о режиме дня и его роли в жизни человека развивать познавательные способности

4
9

Головной мозг и
спинной мозг

1

Стр.186-190
Пересказ,
Знать зоны
больших
полушарий и
их значение

Правое и
левое
полушарии
Нервные
клетки,
нервные
окончания,

Строение
позвоночника
и черепа

умение
применять свои
знания на
практике для
решения
разнообразных

Развивать
познавательн
ые
способности.

Знать/понимать:
-термины:
возбудимость,
проводимость,
головной и
спинной
мозг, нервы,

ЛУД
выраженн
ая
устойчива
я учебнопознавате
льная
мотивация

спинной
мозг,
головной
мозг

5
0

Нервы

1

5
1

Значение нервной
системы.

1

5
2

5
3

проблем;
умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Стр.191193читать,
пересказ

умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Продолжать
развивать
умение и
навыки
работы с
учебником и
таблицами.

Стр.193-195
читать, отв. на
вопросы.на
стр.194

Сердце,
лёгкие,
спинной
мозг

Системы
органов и их
значение.

умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Продолжать
развивать
умение и
навыки
работы с
учебником и
таблицами.

Режим дня, гигиена 1
труда

Стр195197читать,
письменно отв.
на 4
вопросстр.197

Утомляемо
сть,
головной
мозг

Значение и
функции
нервной
системы

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным.

Развивать
процессы
дифференци
ации.

Сон и его значение

Стр.198-200,
задание №4
на стр. 199

Головной
мозг,
сердцебиен
ие

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменяющихся

Развивать
практически
е умения и
навыки.

1

.

рефлекс, белое и
серое вещество,
продолговатый
мозг, мозжечок,
извилины, кора
больших
полушарий
головного мозга;
-строение и
значение нервной
системы и её
отделов;
-о вредном влиянии
никотина и
алкоголя на
нервную систему;
-Какое значение
имеет соблюдение
режима дня?

учения;
установка
на
здоровый
образ
жизни и
навыки
реализаци
и её в
реальном
поведении
и
поступках
;

Уметь:
-называть и
находить основные
отделы нервной
системы на
рисунке;
-называть основные
требования к
организации сна;

Понятие
об
основных
моральны
х нормах
и
ориентаци
я на их
выполнен
ие
ПУД
умение
использов
ать знания
о
строении
и

5
4
5
5

5
6

Особенности
2
высшей нервной
деятельности. Речь.

Записи в
тетради.

Головной
мозг

Значение
нервной
системы

Стр.200-203

Алкоголь,
Значение
наркотики, нервной
самоконтро системы.
ль

Эмоции, внимание
и память.
Отрицательное
влияние на
нервную систему
алкоголя и
никотина.

1

жизненных
ситуациях.
умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.
умение
применять свои
знания на
практике для
решения
разнообразных
проблем;

функцион
ировании
организма
человека
для
сохранени
я
и
укреплени
я своего
здоровья;

Коррекция
познаватель
ной
деятельност
и учащихся

Продолжать
развивать
умение
работать с
учебником и
схемами.

Органы чувств (7 часов).
Цель: познакомить с органами чувств человека, их значением
Задачи: познакомить с органами зрения, слуха, осязания, обоняния
формировать умение предупреждать глазные болезни, болезни органов слуха развивать процессы дифференциации, воспитывать внимание и
заботу к своему здоровью
5
7

Орган зрения

1

Стр.206-210,
задания № 6,7

Глаз и его
строение
Веки,
ресницы,
слёзы,
брови

Нервная
система

5
8

Гигиена органов
зрения

2

Стр.210-213,
Составить
памятку
«Гигиена
зрения»

Глаз
Близорукос
ть,
дальнозорк
ость.

Нервная
система

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.
умение
самостоятельно
приобретать
знания;

Развивать
практические
умения и
навыки.

Развивать
практические
умения и
навыки.

Знать/понимать:
-термины: органы
чувств, зрение,
осязание, слух,
вкус, глазное
яблоко, роговица,
зрачок, хрусталик,
сетчатка,
близорукость,
дальнозоркость,
барабанная
перепонка,
улитка, наружное,
среднее и

ЛУД
выраженн
ая
устойчива
я учебнопознавате
льная
мотивация
учения;

5
9

Орган слуха

1

Стр.213-216,
Составить
рассказ об
органе слуха ушах

Строение
уха

Нервная
система

умение
применять свои
знания на
практике для
решения
разнообразных
проблем;

Развивать
умение
обобщать и
делать
простейшие
выводы

6
0

Гигиена слуха.

1

Стр.216219Составить
и записать
правила
гигиены слуха

Ушная
раковина,
инородное
тело

Строение
уха.

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным.

Развивать
практические
умения и
навыки.

6
1

Органы обоняния.

2

Стр.219221,№4
стр.221

Нервные
окончания,
головной
мозг

Строение и
значение
носа

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.
умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.

Развивать
практические
умения и
навыки.

6
2

Органы вкуса.

6
3

Повторительнообобщающий урок
по теме «Нервная
система. Органы
чувств»

Стр.221224,№3стр.22
4,
подготовитьс
як
контрольной
работе

Нервные
окончания,
головной
мозг

Строение и
значение
языка

внутреннее ухо,
орган обоняния,
орган осязания,
орган вкуса,
вкусовой сосочек;
-значение органов
чувств;
-причины
близорукости;
-Как
предупредить
развитие
близорукости?
Уметь:
-называть и
находить на
рисунке и на
своём теле органы
чувств, их части и
отделы;
- ухаживать за
ушами

Развивать
практические
умения и
навыки

ЛУД
установка
на
здоровый
образ
жизни и
навыки
реализаци
и её в
реальном
поведении
и
поступках
;
Понятие
об
основных
моральны
х нормах
и
ориентаци
я на их
выполнен
ие

Охрана здоровья человека в РФ (5 часов).
Цель: познакомить учащихся с системой здравоохранения в РФ,мерами, направленными на охрану здоровья человека
Задачи: познакомить с основными направлениями охраны труда, мерами социальной поддержки граждан расширять кругозор учащихся, умение
делать простейшие выводы;
воспитывать интерес к предмету.
6
4

Охрана здоровья
человека

1

Профилактич
еские
прививки

6
5

Система
учреждений
здравоохранения в
Российской
Федерации.

1

Стр. 229-231,
отв. на в-сы
на стр.231

6
6

Болезни
цивилизации.
Меры
профилактики

1

Герпес,
онкология,
ВИЧ –
инфекции.

Подготовка к
контрольной
работе
6
7

Итоговая
2
контрольная работа

Здоровье

Система
страховой
медицины

Поликлиник
а, больница,
санаторий,
диспансер,
пенсия
Строение
органов
зрения и
слуха;
кожа и её
значение

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменяющихся
жизненных
ситуациях.
умение
применять свои
знания на
практике для
решения
разнообразных
проблем;
умение
применять свои
знания на
практике для
решения
разнообразных
проблем;

Расширять
кругозор
учащихся

умение быть
коммуникабельн
ым, контактным,
гибко
адаптироваться в
изменсяжизненных

Развивать
процессы
припоминани
я, умение
обобщать,
делать
простейшие

Развивать
практические
умения и
навыки.

Развивать
практические
умения и
навыки.

Знать/понимать:
-названия
медицинских
учреждений и их
назначение,
-особенности
платной,
бесплатной и
страховой
медицины;
-Какую роль
играет труд в
жизни человека и
общества?
-основные
санитарногигиенические
правила;
Уметь:
-анализировать и
оценивать
влияния факторов
окружающей
среды, как
факторов риска на
здоровье;
соблюдать
санитарногигиенические
правила;

ЛУД
готовност
ь
следовать
в
своей
деятельно
сти
нормам
здоровьес
берегающ
его
поведения
;

КУД
умение
использов
ать речь
для
планирова
ния
и
регуляции
своей
деятельно
сти;

ситуациях.

6
8

выводы.

применять
приобретённые
знания о строении
и функциях
человеческого
организма в
повседневной
жизни с целью
сохранения и
укрепления своего
здоровья.

Подведение итогов

Контрольно-оценочная деятельность.
Оценочные средства и процедуры: Выбор оценочных средств
№ п/п
1

Тема
Введение. Общий обзор организма человека

Из ФОС
Устный опрос (собеседование)

2

Опора тела и движение

Устный опрос (собеседование)

3

Кровь и кровообращение

4

Органы дыхания

Устный опрос (собеседование), л/р,
к/р
Устный опрос (собеседование)

5

Пищеварительная система

Устный опрос (собеседование), к/р

6

Мочевыделительная система. Кожа.

Устный опрос (собеседование)

7

Нервная система.

Устный опрос (собеседование)

8

Органы чувств.

Устный опрос (собеседование),

9

Охрана здоровья человека

Устный опрос (собеседование), к/р

Приложение 1 контрольно-измерительные материалы. Тесты
Повторительно-обобщающий урок по биологии
по теме «Нервная система» 9 класс
1.Напишите строение нервной системы

2. Основные свойства нервной ткани:
А) утомляемость и возбудимость
Б) возбудимость и проводимость
В) реагирование и переработка информации
3. Продолжи предложение: реакция организма на раздражение называется ……….
4. Где расположен спинной мозг?
5. Где расположен головной мозг?
6. Напишите главные отличия человека от животных
7. Напишите положительные и отрицательные эмоции человека
8. Какого значение сна для человека?
9. Что может нарушить нормальную работу нервной системы?
Обобщающий тест по разделу «Пищеварительная система»
биология 9 класс

1. Откуда человек получает энергию?
2. Заполните схему «Состав пищи»:

Пища
Пища
3. Перечислите продукты, которые содержат углеводы?
4. Какие органы образуют пищеварительную систему?
5. В каких органах происходит пищеварение?
6. Сколько зубов у взрослого человека?
7. Каково значение зубов?
8. Что происходит с пищей под воздействием слюны?
9. Продолжи: печень –это………..
10. Какую пищу нельзя есть?
11. Как можно заразиться желудочно – кишечными заболеваниями?
12. Что может стать причиной пищевых отравлений?
13. Как оказать первую помощь при пищевом отравлении?
Обобщающий урок по разделу «Выделительная система» 9 кл
1. Через какие органы из организма удаляются вредные и ненужные вещества?
2. Где у человека расположены почки?
3. Напишите значение почек.
4. Подпишите органы, образующие мочевыделительную систему

5.

6. К чему

Напишите причины заболевания почек.

приводит нарушение работы почек?

Обобщающий урок по теме «Кровеносная система» 9 класс
1.Что такое кровообращение?:
А) движение крови по незамкнутой кровеносной системе
Б) движение крови по замкнутой кровеносной системе
2. Кровеносная система человека состоит из:
А) сосудов и сердца
Б) сосудов, сердца и печени
В) сердца
3. Состав крови:
А) плазма
Б) красные и белые клетки крови
В) плазма, белые и красные клетки крови
4. Функция лейкоцитов:
А) защитная
Б) транспортная
В) свёртывание крови
5. Сердце состоит из:
А) одного предсердия и двух желудочков
Б) двух желудочков и двух предсердий
В) двух предсердий и одного желудочка
6. Мельчайшие кровеносные сосуды:
А) артерии
Б) вены
В) капилляры
7. От чего зависит частота пульса?
8.Человеку какой группы крови, можно перелить все 4 группы крови?
9. Малоподвижный образ жизни:
А) ослабляет сердце
Б) укрепляет сердце
В) улучшает работу кровеносной системы
10. Курение и спиртные напитки:
А) приводят к развитию различных заболеваний
Б) восстанавливают работу кровеносной системы
В) важны для здоровья
Контрольные вопросы по разделу «Опорно-двигательная система»
1. Что образуют опорно-двигательную систему?

А. Мышцы и кожа
Б. Мышцы и позвоночник
В. Скелет и мышцы
2. Из каких отделов состоит скелет человека?
А. Скелет головы и скелет конечностей
Б. Скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей
В. Скелет конечностей и скелет туловища
3. Что придают костям минеральные соли?
А. Гибкость
Б. Упругость
В. Твердость
4. Заполните схему

Виды костей

Перечислите соединения костей
В каком отделе скелета есть неподвижное соединение?
Из каких отделов состоит череп?
Назовите конечности человека?
Что такое вывих?
А. Повреждение связок
Б. Смещение костей
В. Повреждение тканей и органов
10. Первая помощь при растяжении связок
А. холод и тугая повязка
Б. Тепло и тугая повязка
В. Тугая повязка
Обобщающий тест по теме «Общий обзор» биология 9 класс
1.
2.
3.
4.
5.

1. Все живые организмы состоят из:
а) скелета б) клеток в) тканей
2. Подпишите строение клетки

Химический состав клетки:
а) вода, белки, жиры, углеводы
б) вода, минеральные соли, жиры
в) белки, жиры, углеводы
4. Напишите свойства клетки.
5. Какой процесс показан на рисунке?
3.

6. Продолжите предложение: в организме человека выделяют группы тканей……………
7. Что образует нервная ткань?
8. Перечислите систему органов.
9. Что входит в опорно-двигательную систему?
10. Организм - это а) группа органов б) система органов, связанных между собой в) группа клеток

Обобщающий урок по теме «Кожа» биология 9 класс
1. Перечислите значение кожи.
2. В каком слое кожи находятся мертвые клетки?
3. Продолжи предложение: ногти – это ………

4. Температура тела здорового человека:
а) 39,9 С б) 36,6 С в) 37,0 С
5. Вставь пропущенные слова: в холодную погоду сосуды ……., а в жаркую……… .
6. Перечисли основные средства закаливания
7. Что может привести к ожогам?
8. Где можно получить тепловой удар?
9. Описать I, II, III степени ожогов
10. Каковы меры первой помощи при обморожении?
11. 11. Как надо ухаживать за кожей?
12. Перечислите личные предметы гигиены.
Обобщающий урок по теме «Дыхательная система »
1 Какие органы образуют дыхательную систему?
2 Где образуются звуки речи?
3 Почему правое легкое у человека крупнее левого?
4 Чем отличается состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?
5 Какие системы органов работают при дыхании
А) Кровеносная и нервная
Б) Дыхательная и пищевая
В) Кровеносная и дыхательная
6.От чего кашель и чихание защищают организм человека?
7. Как тренированный человек дышит:
А) Ровно и глубоко
Б) Часто
В) Прерывисто
8. Какими болезнями можно заразиться через воздух?

Биология 9 класс

9. Почему необходимо регулярно делать флюорографию?
10. Как растения влияют на качество воздуха?
11. В каких случаях применяют искусственное дыхание?


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».