Биология, 7

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Биология» для 7 класса составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. и на
основании адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся
с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника под редакцией
З.А.Клепениной «Биология Растения. Грибы. Бактерии» для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы М.: Просвещение, 2021 (ФГОС ОВЗ),
и обеспечивает реализацию требований
адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области
«Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.
Цель: Создание условий для формирования знаний об окружающем мире: умения
ориентироваться в мире растений; использовать полученные знания в повседневной
жизни; применять биологические знания.
Задачи:
Образовательные:
 познакомить с разнообразием растительного мира.
 познакомить с органами цветкового растения и с различными семействами
растений.
 ознакомить с некоторыми приемами выращивания цветковых растений
(комнатными, цветочно-декоративными).
 Коррекционно-развивающие:
 учить устанавливать причинно-следственные связи.
 развивать наблюдательность, речь, внимание учащихся через изучение растений.
Воспитательные:
 воспитывать бережное отношение, любовь и уважение к природе и своему краю.
 трудолюбие и самостоятельность.
 прививать эстетические чувства к растительному миру.
II.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и
бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах
растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее
распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных
растений.
В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей
частью уже известных однодольных и двудольных растений. Признаки сходства и
различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются
сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Биология» входит в предметную область «Естествознание» и относится к
обязательной части учебного плана.
На изучение предмета «Биология» в 7 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан
на 68 часов (34 учебных недели).
IV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты АООП «Биология 7 класс» включают освоение обучающимися
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специфические умения,
знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся
данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе

в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся
с умственной отсталостью.
Достаточный уровень
Учащиеся должны знать:
Названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов
папоротников, голосеменных и цветковых.
Строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и
соцветий
Некоторые биологические особенности и приемы возделывания распространенных
сельскохозяйственных растений, особенно местных
Разницу ядовитых и съедобных грибов знать вред бактерий и способы предохранения от
заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
Отличать цветковые растения от других групп– мхов, папоротников,
голосеменных.Приводить примеры растений некоторых групп– бобовых, розоцветных, сл
Различать органы у цветкового растения -цветок, лист, стебель, корень
Различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев
(жилкование), плодов и семян; приводить примеры однодольных и двудольных растений
Выращивать некоторые цветочно-декоративные растения в саду и дома. Различать грибы
и растения
Минимальный уровень:
Учащиеся должны знать:
Названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов
папоротников, голосеменных и цветковых.
Некоторые биологические особенности и приемы возделывания распространенных
сельскохозяйственных растений, особенно местных
Разницу ядовитых и съедобных грибов. знать вред бактерий и способы предохранения от
заражения ими.
Учащиеся должны уметь:
Отличать цветковые растения от других групп– мхов, папоротников, голосеменных.
Различать органы у цветкового растения -цветок, лист, стебель, кореньВыращивать некоторые цветочно-декоративные растения в саду и дома.
Различать грибы и растения
Личностные результаты освоения рабочей программы по биологии обучающимися 7
класса с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки. К ним относятся:
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения
программы учебного предмета:
Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового
контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями
оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся
требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных
действий.
Устный ответ
Оценка « 5»
Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Умеет привести примеры
Допускает единичные ошибки и сам исправляет.
Оценка « 4»
Обнаруживает понимание материала
Самостоятельно формулирует ответы
Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью
учителя (1-2 ошибки).
Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).
Оценка « 3»
Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.
Излагает материал недостаточно полно и последовательно.
Допускает ряд ошибок в речи.
Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.
Нуждается в постоянной помощи учителя.
Тестовый контроль
Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и
предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. 1 группа – выполняет все
задания тестов. 2 группа – сокращённый объём заданий. Оценка уровня знаний
проводится после изучения темы.
Критерии оценивания
1 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.
Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.
2 группа
Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена с небольшой
помощью.
Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.
Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.
V.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Растения вокруг нас.(3ч) Многообразие растений. Значение растений и их охрана.
Общее знакомство с цветковыми растениями.(24ч) Общее понятие об органах
цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист,
корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях
(зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие
и сочные. Распространение плодов и семян.

Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Размножение
семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян.
Правила заделки семян в почву.
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые
волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и
корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья
простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и
углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды
листьями, значение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения —
доставка воды и минеральных веществ от корня к другим органам растения и
органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и всего растительного
организма со средой обитания).
Лабораторные работы. Органы цветкового растения. Строение цветка. Строение семени
фасоли. Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска,
величина.
Практическая работа. Определение всхожести семян.
Демонстрация опытов: Условия, необходимые для прорастания семян. Испарение воды
листьями. Дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого
газа в темноте). Передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Экскурсии в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением
плодов и семян.
Многообразие растительного мира.(31ч)
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох
и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.
Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. Использование древесины
хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с
семенами). Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и
растений осенью и весной.
Цветковые растения. Деление цветковых растений на однодольные (пшеница) и
двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система,
жилкование листа).
Однодольные растения. Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности
внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Выращивание: посев,
уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной
местности. Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш).
Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище). Лук, чеснок — многолетние
овощные растения. Выращивание: посев, уход, уборка. Использование человеком.
Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия,
тюльпан). Лабораторная работа. Строение луковицы.
Двудольные растения Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для
южных районов), петунья, дикий паслен, душистый табак. Бобовые. Горох (фасоль, соя —
для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы. Розоцветные. Яблоня,
груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных
районов). Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони,
малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и
использование. Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние

цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее
растение. Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания.
Использование человеком. Лабораторная работа. Строение клубня картофеля.
Уход за комнатными растениями (2ч) Практическая работа по перевалке и пересадке
комнатных растений.
Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке (1ч)

Практическая работа в саду, на школьном учебно-опытном участке. Вскапывание
приствольных кругов. Рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на
участке. Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке (1ч) Весенние работы в
саду. Обработка почвы. Уход за посевами.
Бактерии.(1ч) Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы.(2ч) Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и
ядовитые, их распознавание.
Обобщение по теме «Растение — живой организм»(1ч) Повторение за год (2ч)
Учебно-тематический план
№
раздела
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема.

Кол-во часов.

Растения вокруг нас.
Общее знакомство с цветковыми растениями.
Многообразие растительного мира.
Уход за комнатными растениями
Осенние работы в саду и на учебно-опытном участке
Весенние работы в саду и на учебно-опытном участке
Растение – живой организм.
Бактерии.
Грибы.
Повторение.
Итого:

3
24
31
2
1
1
1
1
2
2
68ч

VI.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7класс Приложение 1.1
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
7 класс Приложение 2.1
Контроль и проверка результатов обучения, является обязательным компонентом
процесса обучения. Контроль по предмету «Биология 7 класс» позволяет отслеживать
результаты эффективности освоения программы. Оценочная деятельность учащихся
осуществляется после прохождения раздела программы в форме контрольной работы в
виде тестов на весь урок. В 7 классе по предмету Биология» запланировано 2 контрольных
работы в виде тестов для достаточного и минимального уровней по темам раздела; 1
годовая контрольная работа, 1 повторительно-обобщающий урок в виде игры, 7
практических работ, 6 лабораторных работ, 4 опыта.
VI.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Библиотечный фонд: учебник под редакцией З.А.Клепениной «Биология Растения.
Грибы. Бактерии» для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2021 (ФГОС ОВЗ)
Печатные пособия: таблицы, иллюстрации.
Натуральные объекты: коллекции, гербарии.
Технические средства обучения: аудиторная доска с магнитной поверхностью,
компьютер, проектор, интерактивная доска, документ-камера.
Оборудование по программе «Доброшкола»

Муляжи овощей, фруктов.
Интерактивные плакаты.
Сборник интерактивных заданий.
Интерактивное наглядное пособие для изучения естествознания.

Приложение 1.1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Биология» 7 класс

№
п-п

Наименование раздела
и темы урока

1.
1.

Растения вокруг нас
Разнообразие растений

Ко
лич
ест
во
час
ов
3ч
1

Дата
по
план
у

Дата
по
факт
у

Методическое
обеспечение

Основные понятия
и словарная
работа

Виды работ

Коррекционная работа

Иллюстрации,
коллекция
растений учебник
с.5-8

Дикорастущие,
культурные,
деревья,
кустарники,
травы.
Лекарственные.

Классифицировать растения по
месту обитания.

Развитие мышления
через операцию
классификации,
развитие речи.

2.

Значение растений

1

Иллюстрации,
коллекция
растений, учебник
с.8-10

Умеет различать дикорастущие и
культурные растения.
Заполнение Схемы
«Что дают растения человеку»

Красная книга,
Конституция РФ

Выяснить правила охраны
растения

Классифицировать
дикорастущих и
культурных растений.
Устанавливать
причинноследственные связи:
взаимосвязь растений
и человека
Устанавливать
причинноследственные связи:
взаимосвязь растений
и человека

3.

Охрана растение

1

Иллюстрации,
коллекция
растений, учебник
с.10-13
Презентация «
Охраняемые
растения. Красная
книга»

2.

Общее знакомство с
цветковыми
растениями

24ч

4.

Строение растений

1

5.

Цветок
Строение цветка

3ч
1

6.

Виды соцветий

1

7.

Опыление цветков

1

8.

Плоды
Разнообразие плодов

2ч
1

Таблица-органы
растений, живые
объекты.
Презентация
«Органы
растений»
Электронный
плакат «Общее
знакомство с
цветковыми
растениями»,
учебник с.14-16

Корень, стебель,
листья, цветок,
плод, семя.

Лабораторная работа №1
Зарисовывать органы растения,
ответы на вопросы. Рис.8

Анализировать
строение растения.
Развитие памяти,
внимания, мышления.

Иллюстрации,
учебник с.16-18,
комнатное
растение,
электронный
плакат «Цветок
Иллюстрации,
учебник с.19-21,
презентация
»Соцветия»,
электронный
плакат
«Соцветия»
Иллюстрации,
учебник с.21-23,
таблица-опыление
цветков.

Чашелистик,
венчик, лепесток,
тычинка,
лепесток, нектар,
пыльца

Лабораторная работа №2
Уметь определять части цветка и
зарисовывать их.
Задание в рабочей тетради

Анализировать
строение цветка;
Развитие памяти,
внимания, мышления.

Соцветие, зонтик,
колос, корзинка.

Уметь определять виды соцветий
у растений и сопоставлять со
схемой соцветий.

Классифицировать
растения по их
соцветиям.

Опыление,
самоопыление,
перекрестное
опыление

Зарисовать схему «Способы
опыления растений» , ответы на
вопросы учебника.

Классифицировать
виды опыления.
Развитие памяти,
мышления, речи.

Иллюстрации,
учебник с.24-27,
иллюстрации
плодов, семян.
Презентация
«Плоды»

Плоды сочные и
сухие, костянка,
ягода, семянка,
зерновка, орех,
коробочка, боб.

Заполнение таблицы плоды сухие
и сочные.
Классифицировать виды семян и
плодов.

Развитие мышления
через операцию
классификации.

Размножение растений
семенами.
Распространение
плодов и семян.

1

10

Семя
Внешний вид и
строение семени
фасоли.

4ч
1

11

Строение семени
пшеницы.

1

12

Условия прорастания
семян.

13

Определение
всхожести семян.
Правила заделки
семян в почву.

1

Корень
Виды корней

3ч
1

9.

14

Электронный
плакат «Семя.
Плод»
Иллюстрации,
учебник с.28-31

Семена
«парашютики»,
«крылышки»,
саморазбрасывани
е

Заполнение схемы
«Распространение плодов и
семян». Чтение текста учебника,
ответы на вопросы.

Классифицировать
виды семян. Развитие
речи, через ответы на
вопросы.

Иллюстрации,
учебник с.31-34,
семена растений,
электронный
плакат
«Семя»

Кожура, стебелек,
семядоля,
корешок, почечка,
рубчик,
двудольные.

Лабораторная работа №3 «
Строение семени фасоли»
Рассмотреть с помощью лупы
строение семени фасоли.
Зарисовать строение семени
фасоли

Анализировать
строение семени.
Развитие внимания,
памяти, мышления.

Иллюстрации,
учебник с.35-36,
семена растений,
электронный
плакат
«Семя»

Зерновка,
однодольные,
запас питательных
веществ.

Лабораторная работа №4 «
Строение семени пшеницы»
Рассмотреть с помощью лупы
строение семени пшеницы.
Зарисовать строение семени
пшеницы

Анализировать
строение семени.
Развитие внимания,
памяти, мышления.

Иллюстрации,
учебник с.37-40
Стаканы, семена,
вода.

Всхожие,
невсхожие семена,
тепло, влага,
воздух.

Развитие наблюдения.
Развитие мышления
через умение делать
выводы.

Иллюстрации,
учебник с.40-44

Всхожесть,
проросток,
глубина заделки
семян

Презентация опытов по
установлению условий,
необходимых для прорастания
семян. Сравнить условия
прорастания семян
Практическая работа №1
«Определение всхожести семян»
Практическая работа №2
«Заделка семян в почву»

Иллюстрации,
учебник с.44-46,
Электронный

Главный, боковые
корни,
придаточные,

Уметь различать виды корней по
внешнему виду, зарисовывать
корни рис.22

Классифицировать
виды корней.

Развитие практических
навыков.

15

Корневые системы.
Значение корня.

1

плакат
«Корень»
Иллюстрации,
учебник с.47-50.
Лупа, корень.

черенки

16

Видоизменение
корней

1

Иллюстрации,
учебник с.51-53

Корнеплод,
корневые клубни.

17

Лист
Внешнее строение
листа

5ч
1

Иллюстрации,
учебник с.54-57,
листья из
гербария

18

Из каких веществ
состоит растение.
Образование
органических веществ
в растении

1

Иллюстрации,
учебник с.57-62

19

Испарение воды
листьями

1

20

Дыхание растений

1

21

Листопад и его
значение

1

Иллюстрации,
учебник с.62-64,
комнатное
растение
Иллюстрации,
учебник с.65-67,
комнатное
растение
Иллюстрации,
учебник с.68-70,
листья из

Стержневая,
мочковатая,
корневые волоски.

Практическая работа №3
Рассмотреть корневые волоски и
корневые чехлики под лупой
знать значение корня.
Уметь различать корневые
системы по внешнему виду.
Уметь различать их по внешнему
виду. Зарисовывать рис.27

Классифицировать
виды корневых
систем.

Черешок,
листовая
пластинка, жилки,
простые и
сложные листья.
Сахар, жир,
крахмал, белки,
витамины,
органические
вещества,
хлорофилл,
хлоропласт.
Испарение,
охлаждение,
перегрев.

Работа с гербарием, определение
строение листа.

Анализировать
строение листа.
Классификация
листьев по
жилкованию.
Анализировать
вещества, из которых
состоят растения.
Анализировать
процесс образования
органических веществ
в растении
Развитие
наблюдательности,
внимания, мышления.

Кислород,
углекислый газ.

Опыт №3 Дыхание растений.
Заполнение таблицы -дыхание
растений и образование
питательных веществ.
Работа с текстом учебника и
гербарием.
Знать причины листопада

Листопад

Опыт №1Образование
органических веществ на свету

Опыт №2 Определить процесс
испарение воды листьями.

Различать
видоизменения
корней. Развитие
мышления через
операцию сравнение.

Развитие памяти,
мышления через
умение делать
выводы.
Развитие
наблюдательности,
речи, выделение

гербария
Стебель
Строение стебля

3ч
1

23

Значение стебля в
жизни растений

1

24

Разнообразие стеблей

1

1ч

25

Растений целостный
организм
Взаимосвязь частей
растений. Связь
растений со средой
обитания.

Контрольная работа
№1
по теме- Общее
знакомство с

22

26

главного. Различать
причины листопада.

Иллюстрации,
учебник с.71-72,
комнатное
растение, спил
дерева
Иллюстрации,
учебник с.73-75,
комнатное
растение, ветки
деревьев, стакан с
водой.
Иллюстрации,
учебник с.76-78,
гербарий,

Стебель, ствол,
кора, древесина,
камбий,
сердцевина,
кожица
Опора,
передвижение
питательных
веществ,
стеблевые
черенки
Прямостоячие,
укороченный,
цепляющийся,
ползучий,
вьющийся,
деревянистые и
травянистые,
корневище, плети,
усы, лиана.

Рассмотреть слои стебля на живом
объекте и рис.43, зарисовать слои
стебля.

Анализировать
строение стебля

Опыт №4 Передвижение
минеральных веществ и воды в
стебле.

Развитие
наблюдательности,
памяти, мышления.
Различать значения
стебля для растения.

Уметь распознавать виды стеблей
по гербарию и иллюстрациям.

Классификация видов
стеблей.

1

Иллюстрации,
учебник с.79-83

Взаимосвязь,
среда обитания.

Работа с учебником, ответы на
вопросы.

1

Тест

Устанавливать
причинноследственные связи:
взаимосвязь растений
и среды обитания.
Развитие речи,
мышления через
выводы по теме.
Умеет обобщать и
применять знания и
умения по теме:
«Общее знакомство с

Выполняют самостоятельно тест
по теме раздела.

цветковыми
растениями
Многообразие
растительного мира
Деление растений на
группы

31ч
1

Иллюстрации,
учебник с.84-85

28

Мхи

1

29

Папоротники

1

30

Голосеменные.
Хвойные растения.

31

Покрытосеменные,
или цветковые.
Деление цветковых на

Иллюстрации,
учебник с.86-87,
гербарий
мхов, коллекция
торфа,
электронный
плакат «Мхи»
Иллюстрации,
учебник с.88-90,
гербарии,
коллекция каменного угля,
Электронный
плакат
«Папоротники
Иллюстрации,
учебник с.90-93,
Картины сосновый,
хвойный лес,
Электронный
плакат
«Голосеменные»
Иллюстрации,
учебник с.94-96,
электронный

3
27

цветковыми
растениями».

1

Многолетние,
холодостойкие,
теплолюбивые,
влаголюбивые,
светолюбивые,
засухоустойчивые
, теневыносливые
Кукушкин лен,
сфагнум споры,
торф.

Классифицировать растения по
месту и условиям обитания

Умеет определить
виды растений.

Рассмотреть гербарий мхов, работа
с учебников, ответы на вопросы.

Различать и
классифицировать
виды мхов, пользу или
вред приносят
человеку

Папоротник,
корневище,
каменный уголь.

Работа с гербарием и коллекцией,
учебником.

Различать и
классифицировать
виды папоротников,
пользу или вред
приносят человеку.

Голосеменные
хвойные, хвоя,
шишки, тайга.

Рассмотреть картины леса, хвою,
шишки, кору деревьев, заполнить
таблицу, зарисовать деревья.

Различать и
классифицировать
виды голосеменных
хвойных растений.
пользу или вред
приносят человеку

Семядоли,
однодольные,
двудольные

Определение цветковых растений
и нахождение их в природе.

Развитие памяти,
мышления, речи, через
умения определять

классы.

«Покрытосеменны
е»

цветковые растения

Однодольные
покрытосеменные
растения
Злаковые. Общие
признаки злаковых.
культур

8ч

1

Иллюстрации,
учебник с.96-97,
гербарий
злаковых культур

Стебельсоломина, плодзерновка.

Определить общие признаки
злаковых, уметь называть
представителей злаковых, уметь
их отличать друг от друга.

33

Хлебные злаковые
культуры

1

Иллюстрации,
учебник с.98102,гербарий
злаковых культур

пшеница, рожь,
овес, ячмень,
кукуруза.

Работа с гербарием, определение
злаков и их биологические
особенности

34

Выращивание
зерновых

1

Иллюстрации,
учебник

Подготовка
почвы, посев,
уход, уборка
урожая

Выяснить этапы выращивания
злаковых

35

Использование
злаковых в народном
хозяйстве

1

Хлебные злаки,
кормовые злаки,
сорняки.

Работа с текстом учебника,
гербарием, определение круп.

36

Лилейные. Общие
признаки лилейных

1

Иллюстрации,
учебник с.107109, коллекция
круп, гербарий
кормовых
злаковых трав
Иллюстрации,
учебник с.110111, презентация
«Лилейные»

Семейство
лилейные.

Определить основные признаки
лилейных, уметь определять
лилейные

37

Цветочнодекоративные
лилейные

1

Иллюстрации,
учебник с.111114, презентация
«Лилейные»

Лилия, тюльпан,
хлорофитум,
открытый и
закрытый грунт,

Уметь распознавать лилейные
растения, знать биологические
особенности, правила
выращивания.

32

Развитие памяти,
мышления через
операции сравнения
обобщения через
анализ признаков
злаковых.
Развитие памяти,
мышления через
операции сравнения,
через анализ
признаков злаковых.
Различать этапы
выращивания
злаковых через
операции анализа,
сравнения и
обобщения.
Устанавливать
причинноследственные связи:
взаимосвязь растений
и питания человека
Развитие памяти,
внимания,
наблюдательности,
речи через анализ
признаков лилейных
Анализировать
цветочнодекоративные
лилейных

детки
Зубки, донце,
стрелка,
мульчирование,
севок, репка.

38

Овощные лилейные

1

Иллюстрации,
учебник с.116120, лук

39

Дикорастущие
лилейные. Ландыш

1

Иллюстрации,
учебник с.121-122
гербарий

Ландыш

Умеет определять лилейные

Двудольные
покрытосеменные
растения
Пасленовые. Общие
признаки пасленовых.
Дикорастущие
пасленовые. Паслен.
Овощные и
технические
пасленовые.
Картофель.
Выращивание
картофеля.
Овощные пасленовые.
Томат.

18

1

Иллюстрации,
учебник с.122-12,
гербарий

Паслен

Знать представителей пасленовых,
их общие признаки.

Анализировать
признаки пасленовых

1

Иллюстрации,
учебник с.124129, гербарий,
муляж картофеля

Картофель,
клубни, глазки,
ботва, окучивание

Лабораторная работа №6
«Строение клубня картофеля»

Анализировать
признаки овощные и
технические
пасленовых

1

Томат, пасынки,
пасынкование

Работа с тестом учебника и
ответы на вопросы

43

Овощные пасленовые.
Баклажан и перец.

1

Баклажан, перец.

Работа с тестом учебника и
ответы на вопросы

Анализировать
признаки овощные
пасленовых
Анализировать
признаки овощные
пасленовых

44

Цветочнодекоративные
пасленовые.

1

Иллюстрации,
учебник с.131133, муляж томата
Иллюстрации,
учебник с.134137, муляж перца,
баклажана
Иллюстрации,
учебник с.138-140

Петуния,
душистый табак

Работа с тестом учебника и
ответы на вопросы

40

41

42

Лабораторная работа №5
«Строение луковицы»

Развитие памяти,
внимания, мышления
через Анализ
признаков овощные
лилейных
Анализировать
признаки
дикорастущие
лилейных

Анализировать
признаки цветочнодекоративные
пасленовых

45

Бобовые. Общие
признаки бобовых.
Пищевые бобовые
растения.

1

Иллюстрации,
учебник с.141145, гербарий

Бобовые, бобы,
усы, горох ,
клубеньки

Знать представителей бобовых, их
общие признаки. Уметь определят
по гербарию и иллюстрациям

Анализировать
признаки бобовых
растений

46

Фасоль и соя- южные
бобовые культуры.

1

Фасоль, соя

47

Кормовые бобовые
растения

1

48

Розоцветные. Общие
признаки
розоцветных.
Шиповник-растение
группы розоцветных.

1

Иллюстрации,
учебник с.145148, гербарий
Иллюстрации,
учебник с.148150, гербарий
Иллюстрации,
учебник с.150153, гербарий

Анализировать
признаки бобовых
растений
Анализировать
признаки бобовых
растений
Анализировать
признаки розоцветных

49

Плодово-ягодные
розоцветные. Яблоня.

1

Иллюстрации,
учебник с.153156, гербарий,
муляжи яблок

Крона, штамб,
корневая шейка,
прививка, плодяблоко.

Знать представителей бобовых, их
общие признаки. Уметь определят
по гербарию и иллюстрациям
Знать представителей бобовых, их
общие признаки. Уметь определят
по гербарию и иллюстрациям
Знать представителей
розоцветных, отличать друг от
друга. Уметь отличать от других
представителей, знать условия
выращивания и практическое
применение.
Уметь нарисовать яблоню и
подписать все ее части, знать
условия выращивания.

50

Плодово-ягодные
розоцветные. Груша.

1

Плод грушевидное
яблоко.

Уметь отличать грушу от яблони
по плодам, уметь зарисовать
грушу. Отвечать на вопросы.

51

Плодово-ягодные
розоцветные. Вишня.

1

Плод-шаровидная
костянка,
корневая поросль.

Уметь отличать вишню от других
представителей розоцветных,
уметь зарисовать.

Анализировать
признаки плодовоягодные

52

Плодово-ягодные
розоцветные. Малина.

1

Иллюстрации,
учебник с156-158,
гербарий, муляжи
груш
Иллюстрации,
учебник с158-159,
гербарий, муляжи
вишни
Иллюстрации,
учебник с158-159,
гербарий

Развитие памяти,
внимания,
наблюдательности,
мышления.
Анализировать
признаки плодовоягодные розоцветных
Анализировать
признаки плодовоягодные розоцветных

Плод-сборная
костянка.

Уметь отличать малину от других
представителей, знать
биологические особенности,
практическое применение.

Анализировать
признаки плодовоягодные

Клевер, люпин
Розоцветные
Шиповник

53

Плодово-ягодные
розоцветные.
Земляника.

1

Иллюстрации,
учебник с160-188,
гербарий

Плод ложная
ягода.

54

Персик и абрикосюжные плодовые
розоцветные культуры

1

Иллюстрации,
учебник с166-168,
гербарий

Плод костянка.

55

Сложноцветные.
Общие признаки
сложноцветных.
Пищевые
сложноцветные.
Подсолнечник.
Календула и
бархатцы- однолетние
цветочнодекоративные
сложноцветные.

1

Иллюстрации,
учебник с.169173, гербарий

Сложноцветные
Подсолнечник,
корзинка, обертка,
семянки

1

Иллюстрации,
учебник с.174175, гербарий

Однолетние,
календула и
бархатцы

57

Маргаритка и георгинмноголетние
цветочнодекоративные
сложноцветные.

1

Иллюстрации,
учебник с.177180, гербарий

Многолетние,
маргаритка и
георгин

58

Контрольная работа
№2 по теме:
«Многообразие
растительного мира»

1

Тесты

Уход за комнатными
растениями

2ч

56

Уметь отличать землянику от
других представителей, знать
условия выращивания и
практическое применение
Уметь отличать персик и абрикос
от других представителей
розоцветных, знать биологические
особенности, практическое
применение.
Знать общие признаки
сложноцветных.
Уметь зарисовать представителей
сложноцветных, знать их
практическое применение. Уход,
выращивание.
Уметь распознавать
представителей сложноцветных,
знать их практическое
применение. Уход, выращивание.

Уметь распознавать
представителей сложноцветных,
знать их практическое
применение. Уход, выращивание.

Выполняют самостоятельно тест
по теме раздела

Анализировать
признаки розоцветных
Анализировать
признаки розоцветных

Анализировать
признаки
сложноцветных.

Развитие памяти,
внимания,
наблюдательности,
мышления, через
умение анализировать
признаки
сложноцветных
Развитие памяти,
внимания,
наблюдательности,
мышления, через
умение анализировать
признаки
сложноцветных.
Умеет обобщать и
применять знания и
умения по
теме::«Многообразие
растительного мира»

59

Перевалка комнатных
растений

1

60

Пересадка комнатных
растений

1

61

Осенние работы в
саду и на учебноопытном участке

1

62

Весенние работы в
саду и на учебноопытном участке

63

64

65

Иллюстрации,
учебник с.181183, комнатные
растения
Иллюстрации,
учебник с.183184,комнатные
растения
Иллюстрации,
учебник с.185-194

Перевалка

1

Иллюстрации,
учебник с.194-200

«Растение – живой
организм»

1

Иллюстрации,
учебник с.201203, вопросы
учебника

Привлечение птиц
Боронование,
культивация
Прополка,
рыхление,
окучивание
Условия жизни,
экология.

Бактерии

1

Иллюстрации,
учебник с.204207, Электронный
плакат
»Бактерии»

Бактерии,
брожение,
гниение,
клубеньковые,
болезнетворные.

Развитие практических
навыков работы с
комнатными
растениями.
Развитие практических
Практическая работа № 5
«Пересадка комнатных растений.
навыков работы с
Составить памятку.
комнатными
растениями.
Развитие практических
Практическая работа №6
«Осенние работы в саду и на
навыков работы на
учебно-опытном участке»
пришкольном участке.
Различать виды
осенних работ в саду и
на учебно-опытном
участке
Развитие практических
Практическая работа №7
«Весенние работы в саду и на
навыков работы на
учебно-опытном участке»
пришкольном участке.
Различать виды
весенних работ в саду
и
Умеет обобщать и применять
Устанавливать
знания и умения по теме:
причинноРастение – живой организм»
следственные связи:
взаимосвязь растений
и среды обитания.
Выполнять
самостоятельно тест
по теме раздела
Составление таблицы-полезные и
Классифицировать
вредные бактерии, ответы на
виды бактерии,
вопросы, составление памятки -как определять вред и
уберечься от болезнетворных
пользу для человека
бактерий

Грибы

2ч

Строение грибов.

1

Иллюстрации,
учебник с.209-

Грибница,
шляпка, ножка,

Зарисовать схему шляпочного
гриба, ответить на вопросы,

Пересадка

Вспашка
Приствольный
круг
Обрезка,
пригибание.

Практическая работа №4
«Перевалка комнатных растений.
Составить памятку.

Анализировать
строение грибов

211, Электронный
плакат «Грибы»
Съедобные и
несъедобные грибы.
Ядовитые грибы.

1

Повторение

2ч

67

Контрольная работа
№3 за год

1

68

Повторительнообобщающий урок
Игра «Вмире
растений»

1

66

Иллюстрации,
учебник с.212216, муляжи
грибов

споры, плодовое
тело, трубчатые,
пластинчатые.
Съедобные и
несъедобные,
ядовитые грибы

выводы, выполнить задания на
карточках.
Определение съедобных и
ядовитых грибов по муляжам и
иллюстрациям зарисовать, памятка
–сбора грибов.

Развитие мышления
через классификацию
видов грибов,
определять вред и
пользу для человека

Тесты

Выполнять самостоятельно тест по
темам раздела

Гербарий,
иллюстрации,
задания

Знать представителей различных
семейств, уметь отличать друг от
друга.

Умеет обобщать и
применять знания и
умения по теме:
«Растения. Грибы.
Бактерия».
Развитие памяти,
внимания, мышления
через выполнения
заданий.

Приложение 2.1
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в 7 классе
(КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Контрольная работа №1
Тема «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Достаточный уровень
1. Растения относятся
А - к неживой природе
Б - к живой природе
В - к живой и неживой природе
2. Самые высокие растения это А - кустарники
Б - деревья
В – травы
3. Соцветием называется
А - одиночный цветок
Б - крупный одиночный цветок
В - группа мелких цветков.
4. Какие растения имеют сухие плоды?
А – дуб, орех
Б – вишня, слива
В – помидор, огурец
5. Какие растения образуют корнеплоды?
А.- фасоль, горох
Б.-перец, баклажан
В.- морковь, свёкла
6. В завязи образуется
А – плод
Б – цветок
В – лист
7. Он служит опорой для листьев и почек и выносит их к свету, это:
A – стебель
Б – лист
В– корень
8. Какая часть растения является органом дыхания и образования питательных
веществ?
A – стебель
Б – лист
В – корень
9. В самом центре стебля (ствола дерева) находится рыхлая и мягкая:
А - древесина
Б - камбий
В – сердцевина
10. Какой газ выделяют зелёные растения во время дыхания?
А – кислород
Б – азот
В- углекислый газ

1

Ответы на тест:
2
3

4

5

6

7

8

9

10

Б

Б

В

А

В

А

А

Б

В

Минимальный уровень
1. Растения относятся
А - к неживой природе
Б - к живой природе
В - к живой и неживой природе
2. Самые высокие растения это А - кустарники
Б - деревья
В – травы
3. Соцветием называется
А - одиночный цветок
Б - крупный одиночный цветок
В - группа мелких цветков.
4. Какие растения имеют сухие плоды?
А – дуб, орех
Б – вишня, слива
В – помидор, огурец
5. Какие растения образуют корнеплоды?
А.- фасоль, горох
Б.-перец, баклажан
В.- морковь, свёкла
6. В завязи образуется
А – плод
Б – цветок
В – лист
7. Он служит опорой для листьев и почек и выносит их к свету, это:
A – стебель
Б – лист
В– корень
Контрольная работа №2
Тема «Многообразие растительного мира»
Достаточный уровень
1. Мхи прикрепляются к почве нитевидными выростами, которые называются:
А) Ризоиды
Б) Корни
В) Грибница
2.Папоротники размножаются:
А) Семенами
Б) Спорами
3. К голосемянным растениям относят:
А) Папоротники
Б) Мхи
В) Хвойные растения
4.Хвойные растения это:

В

А) Берёза
Б) Дуб
В) Сосна
5.К злаковым культурам относят:
А) Помидоры, картофель
Б) Лук, чеснок
В) Пшеницу, ячмень, рожь
6. К семейству паслёновых растений относят:
А) Помидоры, картофель, баклажан
Б) Лук, чеснок
В) Пшеницу, ячмень, рожь
7.Какое в России самое популярное паслёновое пищевое растение, было завезено
Петром I:
А) Помидор
Б) Баклажан
В) Картофель
8. К семейству розоцветных растений относят:
А) Шиповник, абрикос, персик, черешню
Б) Лук, чеснок
В) Пшеницу, ячмень, рожь
9. В каждой строке вычеркни лишнее растение:
Рожь, пшеница, овёс, лук, ячмень.
Лилия, тюльпан, кукуруза, ландыш.
Минимальный уровень
1.Хвойные растения это:
А) Берёза
Б) Дуб
В) Сосна
2.К злаковым культурам относят:
А) Помидоры, картофель
Б) Лук, чеснок
В) Пшеницу, ячмень, рожь
3. К семейству паслёновых растений относят:
А) Помидоры, картофель, баклажан
Б) Лук, чеснок
В) Пшеницу, ячмень, рожь
4.Какое в России самое популярное паслёновое пищевое растение, было завезено
Петром I:
А) Помидор
Б) Баклажан
В) Картофель
5. К семейству розоцветных растений относят:
А) Шиповник, абрикос, персик, черешню
Б) Лук, чеснок
В) Пшеницу, ячмень, рожь
6.Папоротники размножаются:
А) Семенами
Б) Спорами

Контрольная работа №3 (годовая)

Достаточный уровень
1.Впиши недостающую часть растения
Корень, лист, стебель, плод с семенами, ___________________________
2.Из какой части цветка образуется плод? Подчеркни.
А. Тычинки
Б. Пестик
В. Лепестки
Г. Чашелистики
3.Какие растения имеют сухие плоды? Подчеркни.
А. Дуб
Б. Вишня
В. Слива
Г. Подсолнечник
4.Какие растения имеют сочные плоды? Подчеркни.
А. Горох
Б. Фасоль
Г. Груша
Д. Огурец
5.Какие растения образуют корнеплоды? Подчеркни.
А. Фасоль
Б. Картофель
В. Морковь
Г. Огурец
6.Соедини стрелкой группы растений
Яблоня
Голосеменные
Сосна
Ромашка
Ель
Цветковые
Пихта
Вишня
Лиственница
7.Бактерии, которые наносят вред здоровью человека, называются:
А) Молочнокислыми бактериями
Б) Кишечными бактериями
В) Болезнетворными бактериями
8 Плодовое тело имеют:
А) Растения
Б) Бактерии
В) Грибы
9. Грибы размножаются:
А) Семенами
Б) Спорами
10. К съедобным грибам относят:
А) Бледную поганку, мухомор
Б) Лисичку, белый гриб, подосиновик
Минимальный уровень
1.Впиши недостающую часть растения

Корень, лист, стебель, плод с семенами, ___________________________
2.Из какой части цветка образуется плод? Подчеркни.
А. Тычинки
Б. Пестик
В. Лепестки
Г. Чашелистики
3.Какие растения имеют сухие плоды? Подчеркни.
А. Дуб
Б. Вишня
В. Слива
Г. Подсолнечник
4.Какие растения имеют сочные плоды? Подчеркни.
А. Горох
Б. Фасоль
Г. Груша
Д. Огурец
5.Какие растения образуют корнеплоды? Подчеркни.
А. Фасоль
Б. Картофель
В. Морковь
Г. Огурец
6. Грибы размножаются:
А) Семенами
Б) Спорами
7. К съедобным грибам относят:
А) Бледную поганку, мухомор
Б) Лисичку, белый гриб, подосиновик


Наверх

Внимание! Новости!

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».