ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для обучающихся 5-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; рабочей программой по учебному предмету и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.Вариант 1. 5-9 классы. Русский язык. Чтение / Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. М.: Просвещение и нацелена на образование детей с лёгкой умсвенной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) уровня основного общего образования. Реализация рабочей программы обеспечивается УМК «Русский язык» для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой: 5 класс: Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. Русский Галунчикова Н. Г. М.: Просвещение 6 класс: Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. Русский Галунчикова Н. Г. М.: Просвещение 7 класс Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. Русский Галунчикова Н. Г. М.: Просвещение 8 класс Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. Русский М.: Просвещение 9 класс Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. Русский Галунчикова Н. Г. М.: Просвещение язык. 5 класс.Якубовская Э. В., язык. 6 класс.Якубовская Э. В., язык. 7 класс.Якубовская Э. В., язык. 8 класс.Якубовская Э. В., язык. 9 класс.Якубовская Э. В., Предмет «Русский язык» входит в обязательную часть предметной области «Язык и речевая практика». Согласно адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на изучение «Русского языка» отводится: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю) в 6 классе – 136 часов (4 часов в неделю) в 7 классе – 170 часов (5 часов в неделю) в 8 классе – 136 часов (4 часов в неделю) в 9 классе – 136 часов (4 часа в неделю) Планируемые результаты освоения курса (по классам) 5 класс Личностные результаты: 1) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, 2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 3) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 7) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 8) проявление готовности к самостоятельной жизни. Планируемые предметные результаты: Минимальный уровень: -списывать текст целыми словами, структурно сложные слова — по слогам; -писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм; -участвовать в обсуждении темы и идеи текста; -подбирать однокоренные слова с помощью учителя; -проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова (с помощью учителя); -учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя. Достаточный уровень: -списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам; -писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов); -участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли; -коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов); -подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя; -различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу; -находить решение орфографической задачи (с помощью учителя); -пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя. 6 класс Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Планируемые предметные результаты: Минимальный уровень: -списывать текст целыми словами; -писать под диктовку текст с предварительно разобранными трудными орфограммами; -участвовать в обсуждении темы и идеи текста; -исправлять текст с помощью учителя; -подбирать однокоренные слова с помощью учителя; -различать части речи по вопросам с помощью учителя; -пользоваться школьным орфографическим словарем с помощью учителя. Достаточный уровень: -списывать текст целыми словами и словосочетаниями; -писать под диктовку текст с изученными орфограммами (55—60 слов); -делить текст на предложения; -выделять тему текста, участвовать в обсуждении основной мысли; -самостоятельно воспроизводить текст, воспринятый частями (свободный диктант) после предварительной отработки каждой части (до 60 слов); -подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу (простые случаи самостоятельно); -доказывать принадлежность слов к определенным частям речи, ориентируясь на их значение и вопрос с помощью опорных таблиц; -находить решение орфографических задач с помощью учителя или самостоятельно; -пользоваться школьным орфографическим словарем. 7 класс Личностные результаты: Планируемые предметные результаты: Минимальный уровень: -писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом; -исправлять текст; -подбирать однокоренные слова с помощью учителя; -различать части речи с опорой на таблицу или с помощью учителя, правильно употреблять их в предложении; -решать орфографические задачи, опираясь па таблицу, или с помощью учителя. Достаточный уровень: -писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65—70 слов); -писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов); -подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы; -образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи; -определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу; -находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя); -пользоваться школьным орфографическим словарем. 8 класс Планируемые предметные результаты: Минимальный уровень: -писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным разбором; -принимать участие в составлении плана, отборе речевого материала для создания текста; -исправлять текст; -составлять предложения, опираясь на картину, собственный опыт; -решать орфографические задачи с помощью учителя. Достаточный уровень: -писать под диктовку текст с изученными орфограммами (70—80 слов); -писать изложение или сочинение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 80 слов); -находить в тексте речевые недочеты и исправлять их с помощью учителя; -использовать в устной речи сложноподчиненные предложения при ответе на вопрос; -определять части речи, используя сложные предложения для доказательства; -подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы; -находить и решать орфографические задачи (самостоятельно и с помощью учителя); -пользоваться школьным орфографическим словарем. 9 класс Планируемые предметные результаты: Минимальный уровень: -писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора; -принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста; -составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картинке или без нее (40—45 слов); -составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картинку, собственный опыт (с помощью учителя); -решать орфографические задачи, опираясь на схему (с помощью учителя); -пользоваться школьным орфографическим словарем. Достаточный уровень: -писать под диктовку текст с изученными орфограммами (75—80 слов); -составлять план к текстам описательно-повествовательного характера с четко выраженными структурными частями; -писать изложение или сочинение после предварительного анализа (до 80 слов); -составлять простые и сложные предложения с опорой на картинку, схему, предложенную ситуацию, на собственный трудовой опыт; -подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в различных частях слова; -определять части речи, используя сложные предложения для доказательства; -находить и решать орфографические задачи; -оформлять все виды деловых бумаг; -пользоваться школьным орфографическим словарем. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 5 класс Повторение Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Звуки и буквы Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит. Состав слова Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставки и предлог. Разделительный ъ. Части речи Части речи. Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению. Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число). Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род). Мягкий знак (ь) после шипящих на конце слов у существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож). Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных. Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1- го склонения. Окончания - ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание - е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания - ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной) . Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания - а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море), окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом). Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание - и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади), окончание -ью в творительном падеже (сиренью). Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга). Предложение Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные. Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Повторение пройденного за год 6 класс Повторение Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И. Знаки препинания при однородных членах. Звуки и буквы Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным Ь. Двойные и непроизносимые согласные. Состав слова Однокоренные слова. Части слова. Образование слов. Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов. Непроверяемые написания в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ. Правописание приставок с О и А, приставка ПЕРЕ-, единообразное написание приставок на согласные (С-,В-,НАД-,ПОД-,ОТ-) Имя существительное Значение имени существительного и его основные грамматические категории : род, число, падеж. Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе. Склонение имен существительных во множественном числе. Падежные окончания. Правописание родительного падежа сущ. Женского и среднего рода с основой на шипящий. Знакомство с существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе. Имя прилагательное Понятие об имени прилагательном. Значение прилагательного в речи. Умение различать род, число и падеж прилагательного по соответствующим признакам существительного и согласовывать эти части р ечи. Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Предложение Простое предложение. Простые предложения с однородными членами. Члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов и с одиночным союзом И, с союзами А,НО. Знаки препинания при однородных членах. Сложное предложение. Сложные предложения с союзами И,А,НО. Знаки препинания перед союзами. Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении. Повторение пройденного за год 7 класс Повторение Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но. Состав слова Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. Имя существительное Основные грамматические категории существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе. Имя прилагательное Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Местоимение Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3 -е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Глагол Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2 лица –шь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам Глаголы на –ся (-сь). Предложение Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородны х членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении. Повторение пройденного за год 8 класс Повторение Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Состав слова Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написа ние звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-). Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Имя существительное Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Имя прилагательное Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и правописание. Личные местоимения Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2,3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Глагол Значение глагола. Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ться и тся. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Предложение Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений. Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах . Обращение. Знаки препинания при обращении. Повторение пройденного за год 9 класс Повторение Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Звуки и буквы Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е,ё,ю,я в начале слова. Разделительные ъ и ь знаки. Количество звуков и букв в слове. Состав слова Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения. Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), раз-(рас-). Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова. Имя существительное Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Имя прилагательное Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имен прилагательных. Личные местоимения Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений. Глагол Роль глагола в речи. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Частица не с глаголами. Имя числительное Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных от 5 до 20;30; от 50 до 80 и от 500 до 900; 4; 200, 300, 400; 40, 90, 100. Наречие Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с о и а на конце. Части речи Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи. Предложение Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространенные и нераспространенные, с однородными членами, обращение. Сложное предложение. Предложения с союзами и, а и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях. Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи. Повторение изученного за год Сложное предложение. Диалог. Грамматические категории частей речи. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2023-2024 уч. год Класс: 8 Количество часов в год – 136 Содержание (тема раздела, уроков) Кол-во Дата Дата часов проведения проведения по плану фактическая Повторение Простые и сложные предложения. Их сравнение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Предложения с однородными членами. Запятая в простом и сложном предложениях. Р\р. Объяснительная записка. Состав слова Корень и однокоренные слова. Подбор однокоренных слов. Разбор по составу. Упражнения в разборе слов по составу. Орфография. Способы проверки гласных и согласных в корне. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Р\р. Сочинение Приставка и предлог. Различение приставки и предлога на письме. Сложные слова. Правописание сложных слов. Р\р. Сочинение по картине Р\р. Автобиография. Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова». Контрольный диктант №1по теме «Состав слова». Части речи. Имя существительное. 5 1 1 1 1 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 Части речи. Их различия. Имя существительное как часть речи. Существительные собственные и нарицательные. Правописание имён существительных единственного числа с шипящей на конце. Склонение имён существительных в единственном числе. Падежные окончания имён существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание имён существительных с шипящей на конце. Несклоняемые существительные. Повторение и обобщение по теме «Имя существительное». Диктант №2 по теме «Правописание имен существительных». Работа над ошибками. Р/р. Сочинение-описание по готовому плану Р/р. Адрес. Р/р Изложение Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Основные грамматические признаки. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Упражнения на правописание родовых окончаний имён прилагательных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных во 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 1 1 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. множественном числе. Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ьи, -ье, -ья. Склонение и правописание имён прилагательных мужского и среднего рода на -ий, -ье. Склонение и правописание имён прилагательных женского рода на -ья. Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе на -ьи. Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных на -ий, -ьи, -ье, -ья. Р/р. Изложение Закрепление изученного по теме «Имя прилагательное.» Контрольный диктант№3 по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками. Р/р. Коллективное сочинение по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря» Личные местоимения Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Склонение местоимений 1-го лица. Склонение местоимений 2-го лица. Склонение местоимений 3-го лица. Р/р Изложение Правописание местоимений с предлогами. Правописание личных местоимений в косвенных падежах. Упражнения на правописание личных местоимений единственного и множественного числа. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 63. 64. 65. 66. 67. 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 Повторение и обобщение по теме «Личные местоимения». Контрольный диктант №4 «Правописание личных местоимений». Работа над ошибками. Р/р Деловое письмо: заявление. Р/р Сочинение по плану, иллюстрациям и опорным словам (упр. 173). Глагол Глагол как часть речи, значение в речи. Морфологические признаки глагола. Неопределённая форма глагола на -ть, -чь, -ти. Упражнения на правописание ь после шипящих на конце слова. Р/р Сочинение Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Упражнения на правописание глаголов прошедшего времени. Правописание частицы нес глаголами. Контрольный диктант №5 «Правописание глаголов прошедшего времени и частицы не с глаголами». Работа над ошибками. Изменение глаголов по лицам и числам. Окончания глаголов 2-го лица единственного числа. Упражнения на правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Р/р Изложение Глаголы 3-го лица. Правописание -тся и -ться в глаголах. Упражнения на закрепление по теме «Лицо и число глаголов». Диктант №6 по теме «Лицо и число глаголов». 1 1 1 1 40 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 Работа над ошибками. Р/р Краткое изложение Спряжение глаголов. Окончания глаголов I и II спряжения. Различение окончаний глаголов I и II спряжения. Р/р Сочинение по картине Ударные и безударные личные окончания глаголов. Правило проверки безударных личных окончаний глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов Iспряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание безударных личных окончаний глаголов. Упражнения на правописание безударных личных окончаний глаголов. Проверочная работа по теме «Спряжение глаголов». Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Диктант №7 по теме «Глагол». Работа над ошибками. Р/р Изложение Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол». Р/р Сочинение по плану, иллюстрациям и опорным словам Р/р Деловое письмо: анкета. Предложение Простое предложение. Главные и второстепенные члены 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 1 109 110 111 112 предложения. Предложения распространённые и нераспространённые. Р/р Изложение Простое предложение с однородными членами. Способы соединения однородных членов в предложении. 1 1 1 1 113 Знаки препинания при однородных членах. 1 114 Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения. Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами. Р/р Изложение Обращение. Знаки препинания при обращении. Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Административный контрольный диктант №8 за год Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания в сложных предложениях со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение». Контрольный диктант №9 по теме «Предложение» 1 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 129 130 131 132 133 134 135 136 Работа над ошибками. Р/р Деловое письмо: объявление. Повторение за год Правила правописания в разных частях слова. Упражнения в правописании орфограмм в разных частях слова. Правописание падежных окончаний имён существительных и прилагательных. Упражнения в правописании личных окончаний глаголов. Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях. Р/р Изложение Итоговый урок. 1 7 1 1 1 1 1 1 1 Календарно-тематическое планирование по русскому языку на 2023-2024 уч. год Класс:9 Количество часов в год – 136 № п/п 1 2 3 4 5-6 7 8 Содержание (тема раздела, уроков) Кол-во часов Повторение Простые распространенные и нераспространённые предложения. Текст Предложения с однородными членами. Текст-описание. Обращение. Диалог. Входная диагностическая работа. Простое и сложное предложение. Развитие речи Письмо. Знаки препинания в сложном предложении. Виды текстов. 8 1 1 1 1 2 1 1 Дата проведения по плану Дата проведения фактическая 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Звуки и буквы Звуки и буквы. Отличие звука от буквы. Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Разделительные Ъ и Ь знаки. Правописание Ъ и Ь. Правописание парных звонких и глухих согласных. Непроизносимые согласные. Развитие речи. Деловые бумаги. Объявление.. Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы». Состав слова Состав слова. Роль корня, приставки, суффикса и окончания в слове. Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание приставок. Правописание приставок –раз- (рас-), без- (бес-), из- (ис-), воз. Сложные слова с соединительными гласными и без них. Сложносокращённые слова. Развитие речи. Расписка. Обобщение материала по теме «Состав слова». Контрольный диктант Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Части речи. Имя существительное. Имя существительное как часть речи.. Правописание собственных и нарицательных существительных. Склонение имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний существительных единственного и множественного Развитие речи. Сочинение по картине И. Левитана «Золотая осень». Существительные с шипящей на конце. Несклоняемые имена существительные. Роль несклоняемых 5 1 1 1 1 1 10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 30 31 32 33-34 35 36 37 38 39 40 4142 43 44 45 46 47 48 49 50-51 52-53 54-56 существительных. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи. Развитие речи. Сочинение по картине П.Корина «Александр Невский» Роль имён прилагательных в описании как типе речи. Развитие речи. Подробное изложение «Основание Москвы». Контрольный диктант по теме: «Имя прилагательное» Личные местоимения Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Лицо и число местоимений Склонение личных местоимений. Личные местоимения с предлогами. Правописание личных местоимений 3-его лица Употребление в речи личных местоимений. Исправление в тексте. Развитие речи. Изложение «Мохнатая семейка» Развитие речи. Письмо бабушке. Контрольный диктант по теме: «Местоимение» Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Глагол Глагол как часть речи. Повторение изученного. Неопределённая форма глагола. Правописание НЕ с глаголами Изменение глагола по лицам и числам. 1 1 8 1 2 1 1 1 1 1 9 1 2 1 1 1 1 1 1 25 1 2 2 3 57-58 59-60 61-62 63-64 65-66 67 68 69-70 71-72 73 74 75 76-77 78-79 80-81 82 83 84 85-86 87-88 89-90 91-92 93 Правописание глаголов 2 лица ед.ч. Правописание глаголов 3 лица. Правописание глаголов на – ТСЯ и -ТЬСЯ Правописание глаголов 2 лица единственного числа. Ь на конце глаголов 2 лица единственного числа. Спряжение глаголов. Повелительная форма глагола в просьбах, приказах, инструкциях. Развитие речи. Сочинение-рассуждение «Настоящий друг» с использованием глаголов. Правописание глаголов повелительной формы. Развитие речи. Анкета. Автобиография. Контрольный диктант по теме «Глагол». Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Наречие Наречие как часть речи. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий с О и А на конце. Использование наречий движения в речи. Развитие речи. Сочинение на тему «Когда я болен» с использованием в тексте наречий. Контрольный диктант по теме «Наречие». Числительное Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80; от500 до 900. Правописание Ь знака в числительных. Правописание числительных 4; 200,300, 400; 40, 90, 100. Развитие речи. Числа в деловых бумагах. Объявление, 2 2 2 2 2 1 1 2 2 1 1 9 1 2 2 2 1 1 13 1 2 2 2 2 1 94-95 96 97 98-101 102-103 104-107 108-110 111-113 телеграмма. Развитие речи. Доверенность. Заявление, расписка. Контрольный диктант по теме «Имя числительное». Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Предложение Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Развитие речи. Сочинение – описание картины А. Саврасова«Грачи прилетели» Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах. Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения. Обращение. Знаки препинания при обращении. 114-116 Сложное предложение Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. 117-119 Сложные предложения с союзами что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который.. 120-122 Прямая речь . Знаки препинания. 123-124 Закрепление изученного. 125 Контрольный диктант по теме «Предложение». 126 Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Повторение за год 127-130 Обобщение пройденного материала 131-132 Развитие речи. Подготовка и написание сочинения по картине И.Самокиша « Подвиг солдат Раевского под Салтановкой. 1812г.» 133 Контрольный диктант за год. 134-135 Обобщение пройденного материала 136 Развитие речи Сочинение «Кем я хочу быть» 2 1 30 4 2 4 3 3 3 3 3 3 1 1 10 4 2 1 2 1 Литература: 1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. 2. Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы под ред. Э.В. Якубовской, Н.Г. Галунчиковаой. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2018. 3. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. – М.: Просвещение, 2003. 4. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. – М.: Просвещение, 2003. 5. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. – М.: Просвещение, 2003. 6. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. 224с. (коррекционная педагогика). 7. Л.Н. ЕфименковаКоррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).